Министр сельского хозяйства Калининградской области Владимир Зарудный рассказал корреспонденту Русского Запада о субсидировании молочных ферм, рисках со стороны Евросоюза, а также о планах участия региона в берлинской сельскохозяйственной выставке-ярмарке.
- В материалах правительства указано, что на реализацию программы развития молочного скотоводства в Калининградской области запланировано порядка 5 млрд. рублей. А на заседании вы озвучили другую цифру – 200 млн. рублей.
- Эта сумма (в 200 млн. рублей) на текущий год. 5 млрд. рублей – это консолидированный бюджет самих хозяйств, плюс бюджет Калининградской области, плюс бюджет Российской Федерации на все три года работы программы, которая идет с 2014 по 2016 годы.
- В чем ее суть?
- Программа предусматривает 20-процентное государственное субсидирование по четырем направлениям: строительство, реконструкция и модернизация молочных ферм, покупка оборудования для молочного скотоводства, поддержка племенной работы и поддержка малых форм хозяйств в сельской местности. Мы должны сделать нашу молочную отрасль конкурентоспособной, чтобы она не рухнула в момент, когда Евросоюз отменит квоты на молочную продукцию, а это произойдет в 2015 году.
- Вы высказали опасения, что в этом году реализация программы так и не начнется.
- Я опасаюсь, что не все хозяйства успеют вовремя разработать проект, осуществить комплекс строительных работ, заказать скот, оборудование, оформить и взять кредиты для того, чтобы профинансировать все работы. Крестьянство консервативно в принятии решений, и это справедливо, учитывая нашу новейшую историю.
Пока программа не начала действовать, подготовительные работы к инвестициям в научную отрасль вели не все участники. На сегодняшний день мы получили 8 заявок из разных районов, но эти восемь заявок в основном от крупных предприятий. Позиция же и губернатора, и Минсельхоза в том, что именно малый и средний молокопроизводитель должен получить этот пакет государственной поддержки.
В среднем, как мы подсчитали, на подготовку документов у заявителя уйдет порядка 6-8 месяцев.
- Программы поддержки сельхозпроизводителей, которые работали в прошлом году, более оперативны. Если взять за пример семейную ферму Джаттая Тасалиева, от начала строительства до выпуска первой продукции ушло 1,5 года.
- Поддержка начинающих фермеров – одна программа, поддержка семейных животноводческих ферм - другая. По программе поддержки семейных животноводческих ферм весь инвестиционный цикл оказался действительно короче. За 6 месяцев семья могла построить ферму, закупить работы и прочее. Здесь форма поддержки адресная. Мы 20 млн. рублей дали на небольшую ферму при 16 миллионах собственных средств. К сожалению, такой уровень помощи, когда большую часть расходов берет на себя государство, мы не можем направить в целую отрасль. То, что нам удалось 20% от прямых затрат покрывать предприятиям, которые занимаются молоком, - уже большая победа.
- Когда производители получат эти деньги?
- Это субсидии, а значит, предприятие должно сначала сделать, показать, а затем рассчитывать на возмещение части понесенных затрат.
Механизм субсидирования, обкатанный в аграрной отрасли, доказал свою эффективность. Это один из самых безрисковых механизмов государственной поддержки. И аграрная отрасль демонстрирует отзывчивость на меры госпомощи. В прошлом году в Калининградской области собрано в 1,5 раза зерна больше, чем годом ранее; 85 тыс. га сельскохозяйственных земель вернулись в хозяйственный оборот.
- С 17 по 26 января в Берлине пройдет международная "Зеленая неделя" сельхоздостижений. Что представит на обозрение иностранцев Калининградская область?
- В прошлом году участие в выставке нам стоило почти 5 млн. рублей. Это аренда зала, прекрасный стенд. Вы знаете, в прошлом году мы привезли золотую медаль с выставки. У нас было много участников. К тому же мы субсидировали затраты на продукцию калининградских производителей, которая была представлена на выставке.
В настоящее время такие затраты региону не по карману. На ярмарку поедут небольшая делегация и представители частного бизнеса. Стенда в этом году не будет. Я бился до последнего. Но у нас много задач, которые поставили президент и губернатор и которые мы вынуждены профинансировать в первую очередь.
Тем не менее программа калининградской делегации весьма насыщенна. Мы встречаемся с новыми инвесторами для привлечения их инвестиций в переработку продуктов растениеводства и животноводства Калининградской области, проводим переговоры по открытию дилерского центра ряда сельхозпроизводящих предприятий. Будут обсуждаться вопросы открытия консигнационных складов для запчастей сельхозтехники, чтобы наши аграрии не ждали 3-4 дня, пока та или иная запчасть прилетит самолетом, а брали их сразу со склада. Плюс будем обсуждать вопросы растениеводства, закупки семян, закладки садов и переработки сырья.
Когда-то главная аграрная выставка Европы "Зеленая неделя" проходила в Кенигсберге. И я верю и надеюсь, что наступит время, когда эта выставка будет проводиться здесь, на территории Российской Федерации, в городе Калининграде.
- Вы упомянули о переговорах по закупке семян. Как вы относитесь к использованию терминаторной технологии в сельском хозяйстве, когда семена генно-модифицированных растений не дают урожай на следующий год? Получается, что сельхозпроизводитель должен покупать семена каждый год?
- Вы задели тему, за которую я готов биться. Раньше я работал на кафедре генетики. ГМО – это популизм. С той или иной точки зрения все – ГМО. Любой продукт, организм является генно-модифицированным, потому что это неотъемлемый механизм эволюции. Вы сейчас говорите о гибридизации. По моему мнению, гибридные семена надо постоянно ввозить. Потому, что потомство F2, повторное засеивание семенами урожая, не дает устойчивого жизнеспособного роста. А семена-гибриды - это новый богатый урожай, устойчивый к болезням и изменениям, это качественный продукт. Поэтому мы будем стараться засеивать наши сельхозугодья именно качественным продуктом.
© Ульяна Комлева, специально для Русского Запада
© Фото: yaostrov.ru