Традиционные банки и кредитные организации, как правило, предоставляют заем под значительные проценты. Такие источники финансирования подходят для бизнеса, который быстро окупается, или для устойчивых компаний, стабильно приносящих прибыль. В свою очередь, высокотехнологичные проекты начинают окупаться спустя продолжительное время. Специально для поддержки таких инициатив создан краудинвестинг.
Если объяснять простыми словами, краудинвестинг – это сбор средств с широкой аудитории в обмен на акции либо продукт через онлайн-платформу, выступающую в роли посредника. Этим способом привлечения финансов часто пользуются стартапы, напрямую нацеленные на потребительский рынок.
Краудинвестинг не требует залога, поскольку средства собираются у большой группы людей. Инвесторы могут вложить в проект любую сумму и получить долю от его дохода в случае успеха. Такой подход предоставляет инвесторам доступ к широкому ассортименту проектов, помогает снизить возможные риски и быть гибкими при выборе стартапов для инвестиций.
Краудинвестинг эффективнее традиционного сбора средств. Начинающей компании, сосредоточенной на развитии бизнеса и совершенствовании технологий, как правило, остро не хватает времени для поиска источников финансирования и работы с инвесторами. Краудинвестинг обладает следующими основными преимуществами:
● помогает не отвлекаться на поиск инвесторов. По сравнению с подачей заявки на кредит или поиском аккредитованных инвесторов самостоятельно, организация краудинвестинговой кампании на Australian Small Scale Offerings Board Limited, Sky World Community, Indiegogo и других подобных платформах гораздо более действенна. Здесь можно быстро рассказать историю своего бизнеса, разместить промовидео и предложения для потенциальных инвесторов, которым будет удобно найти проект для вложений. Например, Beta Bionics привлекла 1 млн USD от 718 инвесторов на Wefunder в 2016 году. Компания разработала первую в мире бионическую поджелудочную железу. К моменту запуска краудинвестинговой кампании Beta Bionics завершила клинические испытания на людях и предоставила некоторые данные, чтобы сбор средств заработал;
● формирует социальное доказательство. Рассказывая о своем проекте на платформе, начинающая компания создает социальное доказательство. Как только потенциальные инвесторы поверят и вложат первые деньги, другие с большой вероятностью последуют их примеру. Так можно вызвать интерес СМИ, блогеров или тематических интернет-порталов, что окажет существенную помощь в привлечении средств. Например, краудинвестинговая платформа Sky World Community собирает средства для компаний, специализирующихся на разработке зеленых технологий. Популяризируя важную сегодня экологическую повестку, специалисты платформы помогают компаниям, работающим в этом направлении. Одна из таких организаций – Unitsky String Technologies Inc. Компания занята разработкой транспорта «второго уровня», который максимально дружественен природе и соответствует самым строгим экологическим стандартам. Сотрудничество с краудинвестинговой платформой Sky World Community помогает UST Inc. сосредоточиться на научно-изобретательской деятельности и не растрачивать силы на поиски финансирования;
● хеджирует риски. Краудинвестинг значительно снижает риски для инвесторов, а также владельцев стартапов, чьи идеи еще на ранней стадии тестируются на рынке. Если проект востребован, он быстро наберет нужную сумму инвестиций и получит средства от инвесторов. Таким образом, краудинвестинговая платформа гарантирует проектам необходимый объем капитала и рыночный интерес со стороны целевых клиентов, прежде чем начнется этап разработки конкретного продукта или услуги;
● помогает создать устойчивое сообщество. Со временем ранние инвесторы формируют сообщество, распространяют информацию о кампании по сбору средств и продукте, предоставляют ценную обратную связь. Краудинвестинг позволяет привлечь этих первых последователей, предлагая им тестирование продукта и эксклюзивные условия инвестирования.
Несмотря на очевидные достоинства, краудинвестинг несет большое число рисков, часть из которых могут негативно сказаться на репутации компании. А именно:
● риск столкнуться с мошенниками. Это один из серьезнейших факторов, снижающих эффективность краудинвестинга. Например, от мошенников пострадала основательница стартапа Pluck n’ File Дона Соул. Изначально она планировала запустить сбор на Kickstarter, но платформа не одобрила инициативу, поэтому Дона воспользовалась услугами Indiegogo.
Спустя некоторое время она стала получать телефонные звонки от людей, которые не понимали, на какой платформе инвестировать. Мошенники создали аналогичный сбор на Kickstarter и собирали деньги от имени Доны;
● отсутствие четкой законодательной базы. Когда краудинвестинг только набирал обороты, во многих странах не существовало законодательной базы для него. В Европе регламент европейского краудинвестинга вступил в силу в 2020 году, поскольку ранее он обсуждался и разрабатывался в течение нескольких лет. До этого финансовый регулятор каждой страны поступал по своему усмотрению.
Например, краудинвестинговая платформа ProFounder, запустившая для стартапов модель по привлечению инвестиций в мае 2011 года, вынуждена была закрыть свой бизнес из-за нормативных причин, не позволявших продолжать работу. Другой пример – инвестиционная платформа Sky Way Invest Group, которая получила предупреждение от Управления финансовых услуг и рынков Бельгии (FSMA). Деятельность фонда не была одобрена FSMA, и финансовый орган рекомендовал гражданам Бельгии воздержаться от инвестиций;
● публичность. Пристальное внимание со стороны широкой аудитории имеет как плюсы, так и минусы. Новые технологии порой вызывают излишний скептицизм относительно возможности реализации, а также шквал критики от различных изданий, которые пытаются словить хайп на популярной теме.
Зачастую отбиться от таких нападок удается только после выхода готового продукта, но и потом негативные публикации всплывают в Сети. А если существует возможность провала, то итоговая волна негатива в СМИ может похоронить продукт;
● ослабленный контроль и размытие зон ответственности. Краудинвестинговые платформы действуют независимо от стартапов, для которых собираются инвестиции. Компания, решившая прибегнуть к такому способу фандрайзинга, имеет лишь ограниченное количество рычагов влияния на используемые платформами методологию и политику привлечения средств в проект. Вместе с тем стартапы вынуждены разделять ответственность, что касается в первую очередь репутации. Так, уже упомянутый инжиниринговый бренд Unitsky String Technologies Inc. (ранее Sky Way Technologies Co.) столкнулся с тем, что его стали ошибочно ассоциировать с компаниями и платформами Sky Way Group, занимающимися краудинвестингом.
В результате репутационные проблемы этих платформ бросили тень на разработчика, вынудили его прекратить сотрудничество с некоторыми площадками, такими как Sky Way Invest Group. Более того, разработчик провел ребрендинг, отказавшись от названия Sky Way Technologies Co. в пользу Unitsky String Technologies Inc., чтобы подчеркнуть свою непричастность к вопросам сбора инвестиций, осуществляющегося независимыми компаниями, имеющими в своем наименовании компонент Sky Way.
Безусловно, в целом краудинвестинг – отличный способ для стартапов собрать капитал и создать сообщество единомышленников. Он также позволяет стартапу проверить бизнес-идею на рынке, прежде чем полностью посвятить себя ей.
Главный риск такого метода привлечения финансирования – отсутствие гарантированного результата для инвестора и производителя. Может случиться так, что продукт не оправдает всех ожиданий инвесторов и публичная волна критики негативно отразится на репутации как краудинвестинговой платформы, так и предлагаемого ею стартапа. Но даже это не повод опускать руки – необходимо сделать выводы и двигаться вперед.
(с) Иллюстрация: Austin Distel by Unsplash