На вебинаре «Ростелекома» обсудили игровую индустрию России на пороге перемен

11.12.2025 16:00
5 мин   


Как часто вы видите в общественном транспорте Калининграда и области молодых людей в наушниках, не отрывающихся от экранов своих смартфонов? Скорее всего, это – игроки.

А если быть точнее: пользователи самого большого сегмента российского рынка игр – мобильного направления. На семинаре «Ростелекома» для журналистов и блогеров «Вы в игре: тренды и перспективы развития индустрии видеоигр в России» эксперты попытались предугадать будущее. «Русский Запад» участвовал в мозговом штурме.

По словам Александра Ряховского, директора офиса перспективных и партнёрских проектов «Ростелекома», практически половину населения России, порядка 70 млн человек, можно назвать игроками. Из них около 9,5 млн человек (6% населения страны) играют не случайно в автобусе или в ожидании приёма в МФЦ, чтобы скоротать время, а целенаправленно по несколько раз в неделю.

А_Ряховский.jpg
Александр Ряховский.

«Самый активный и продвинутый сегмент – молодые люди в возрасте 25 – 35 лет. Они готовы платить за качество и удобство игр», - отметил Ряховский.

Как раз для этой удовлетворения потребностей довольно обширной аудитории компания запустила свою онлайн-платформу «Игры Ростелеком» (18+). Для разработчиков игр с небольшими бюджетами она представляет возможность быстрого захода на рынок, который начал освобождаться после частичного сворачивания деятельности западных дистрибьюторов, по-прежнему занимающих сильные позиции. Игрокам он даёт безопасность, гарантируя безрисковую покупку подписок и игровой валюты.

Как рассказал Константин Кондюков, генеральный директор студии Eudokia Games, преподаватель ВШЭ, ИМТО, Университета Иннополис, российский рынок игр в 2024 году оценивался в 173 млрд рублей, из которых 81 млрд руб. пришлись на мобильные игры (со смартфона, к примеру), ещё 70 млрд рублей на ПК (с компьютера: десктопа или ноутбука), а на консоли (Xbox, PlayStation) пришлось всего 15 млрд рублей.

Институт развития интернета, по словам Алексея Каленчука, директора по цифровым креативным индустриям фонда «Сколково», руководителя «Sk Игры», оценивает российскую игровую индустрию также в районе между 100 и 300 млрд рублей на 2025 год. Помимо огромных перспектив роста, игры – это не только и не сколько про азарт, сколько про интеллектуальное и духовное развитие, и даже да, про продвижение русской, отечественной культуры.

А_Каленчук.jpg
Алексей Каленчук

На пороге 20-го века культурную революцию в мире произвело появление кинематографа, а на его исходе... игры!

В новых разработках отечественных студий персонажи ходят по улицам Москвы («Гримс»), обыгрывают сказки Пушкина («Царевна»), традиционный российский балет. Калининград пока не так часто встречается в игровых сюжетах, потому что всё ещё впереди при огромном неиспользованном потенциале. Представьте себе пошаговую стратегию в лабиринтах «Лаборатории Кёнигсберг-13» или ролевые игры в замках Тевтонского ордена по всей Калининградской области – Шаакен, Инстербург, Лабиау, Нойхаузен...!

«Калининград известен конференцией Playport Fest, которая собирает разработчиков. Белым пятном с точки зрения игровой индустрии этот российский регион точно не является. Но да, больших интересных студий могло быть там больше», - подчеркнул Алексей Каленчук.

Использование локального культурного кода может и уже превращается в новый тренд игр в России. В проекте студии «Мортешка» из Перми ключевую роль играют былины.

«Буквально месяц назад стрельнул проект «Тариф» из Санкт-Петербурга. Небольшая группа разработчиков несколько лет делала игру», - говорит Кондюков, затрагивая другую тему – разнообразия на игровом рынке.

К_Кондюков.jpg
Константин Кондюков

Рядом с крупными игровыми студиями в стране работают настоящие энтузиасты – либо небольшие команды, либо вообще уникальные разработчики, делающие малобюджетные «инди»-игры (от слова independent – независимые). Как им зайти на рынок, развиваться и зарабатывать?

В том числе, для них и создана платформа «Игры Ростелеком», подчёркивает Кондюков. Перспективными могут оказаться не сколько западные рынки, достаточно развитые, со своими устоявшимися правилами и мощными конкурентами, а страны БРИКС:

«На это тоже большие надежды возлагают».

Ведь игры снимают, в том числе, и языковые барьеры. Игроки коммуницируют на общие темы, близкие и понятные в силу единого увлечения.

Одним из барьеров для развития игровой индустрии участники вебинара назвали кадровый голод. Несмотря на профильные курсы в вузах, не хватает квалифицированных узких специалистов в области визуального дизайна и концепт-арта. Рост сфер применения искусственного интеллекта не только не сокращает кадровый голод, а, скорее, его увеличивает – ведь теперь нужны специалисты и по ИИ.

«Существуют прототипы нейросетей, которые как бы могли потенциально заменить игровой движок и потенциально разработку игры. Но пока это очень далёкие и очень ресурсоёмкие задачи, которые кратно сложнее генерации видео, - ответил на вопрос «Русского Запада» о возможности сокращения вакансий в игровой индустрии из-за ИИ Алексей Каленчук. - Игроки крайне негативно воспринимают, если игра сделана с элементами генерации ИИ. Если вы делаете игру и продаёте за деньги, а там попадаются элементы на генеративках, то можно отхватить хэйта (ненависти. – Прим. ruwest.ru), это воспринимается как обман».

Экосистема игровой индустрии в России пока находится в стадии зарождения, что, собственно, и предоставляет новые шансы и возможности. Российские разработчики действуют в условиях поиска внутреннего технологического суверенитета, недостаточности финансовых ресурсов, но растущего вглубь и вширь рынка, поскольку игровая страсть в хорошем смысле охватывает и старшее поколение.

Критически важными для них становятся локальные площадки («Яндекс Игры», «VK Play», «Игры Ростелеком»), могущие себе позволить предоставлять трафик и упрощенные условия входа для создателей игр.


Реклама. ПАО "Ростелеком". Erid:2VtzqxkxfuL

Опрос
  • Где вы, в основном, покупаете продукты на каждый день?

    ва.jpg

Проголосовало 205 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты