В Калининграде в рамках IV фестиваля "Территория кино" Антон Мазуров представил картину Виталия Манского "Труба". Эксперт рассказал Русскому Западу о том, что документальный кинематограф переживает подъем, о Калининграде и том, почему без культурной политики отечественный кинематограф обречен жить в гетто.
Антон Мазуров - кинокритик, куратор, кинодистрибьютор, основатель портала kinote. Работал в Музее кино, кинообозревателем, креативным директором прокатной компании "Кино без границ", программным директором фестиваля "2morrow/Завтра". В 2013 году Антон Мазуров создал международную прокатную компанию "ANT!PODE Sales & Distribution".
- В каком состоянии, на ваш взгляд, находится отечественная документалистика?
- Российская документалистика на Западе, в отличие от волны нового румынского кино, как волна не воспринимается. Марина Разбежкина создала школу и выпустила режиссеров, многие из которых востребованы и получают основные призы мировых фестивалей документального кино. Моя задача - создать волну "разбежкинской" школы.
Я взял права на 5 картин выпускников школы Марины Разбежкиной. Думаю, что у каждой из картин в ближайшее время будет порядка 40 фестивалей. Наша компания торгует российским кино чуть больше года, но мы четко понимаем, что мировое кино – это коммуникация. А российское кино коммуникацию не развивает, а соответственно, не развивает рыночные механизмы.
У нас, представьте, нет ни одного сайта на английском языке. Все, что у нас есть для презентации фильмов за рубежом, – российские павильоны на трех крупнейших мировых фестивалях. Основные проблемы: неинформированность международного сообщества относительно российского кино и острый кадровый кризис. Все это необходимо решать в программе международной поддержки национальной кинематографии.
- Ваши впечатления от Калининграда? Это ваш первый приезд?
- Шарунас Бартас, литовский кинорежиссер, оператор и сценарист, самый интересный режиссер из тех, кого ВГИК выпустил в мировой кинематограф после Тарковского. Я был восхищен его гениальным фильмом "Три дня", который он снимал в Калининграде. Шарунас всегда уделял внимание философии места - это созерцательный кинематограф.
Действие фильма происходит в неком мертвом, сером, пустынном приморском городке. И там настолько мощная атмосфера, что я всегда представлял Калининград именно так. А из первых впечатлений, ну вот этот чудовищный мост в центре, эстакада, которая просто раздавила город, и этот монстр на месте замка, он, по сути, ничего уже не меняет. Город странный, не сразу поймешь…
Но есть такие зоны, улочки, люди, я бы хотел сюда вернуться.
- Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать, какие видите пути решения этих проблем? Согласны ли с идеей сокращения проката иностранных фильмов?
- Нет, я категорически против этой меры, никаких позитивных плодов она не принесет. В результате это убьет прокат и кинотеатры, которые только выходят на средний уровень рентабельности. Я считаю, что Министерство культуры должно выделить минимальные средства на создание экспертного комитета из нескольких десятков продюсеров, кинокритиков, прокатчиков и силами этого сообщества определить цели, задачи, правила, критерии оценки качества проката. Во Франции эта система успешно работает. Пока не существует госполитики, как во Франции, все будет происходить на любительском уровне. Система функционирования французского кинематографа складывалась с 1946 года под влиянием интеллектуалов. Принципиально то, что каждый купленный в кинотеатре билет дает отчисление в Фонд национальной кинематографии, из которого вся французская кинематография и финансируется. Неважно, на какой фильм этот билет - на русский, немецкий, французский или американский. Таким образом, американская кинематография приносит поддержку французской. И если мы не хотим оказаться в культурном гетто, то нужна грамотная фестивальная политика, которая откроет российское кино продюсерам, покупателям, фестивальным отборщикам и в конечном итоге зрителям.
- Кого из отечественных режиссеров вы бы выделили?
- Есть режиссеры, которые становятся голосом поколения: Борис Хлебников, Алексей Мизгирев, Василий Сигарев, Николай Хомерики. Есть абсолютно гениальная Кира Муратова. Есть неплохие продюсеры, киноклубы, кинотеатры, дистрибьюторские компании, но из-за отсутствия киноиндустрии фильмы не доходят до зрителя и не доносят свою энергию. Нет движения в сторону повышения уровня кинокультуры.
Но Калининграду очень повезло с кинотеатром "Заря", где ведется реальная культуртрегерская работа в области расширения границ визуальной культуры.
- Как вы относитесь к разговорам о кризисе драматургии и отсутствии сильных сценаристов?
- Все это опять же связано с недостатками системы образования, которая работает как устаревший конвейер. Во главе творческого вуза должна быть творческая личность, а не чиновник. И жизнь в творческом вузе должна поддерживаться как деньгами, так и идеями и свободой. Если мы хотим, чтобы в киноиндустрии что-то менялось, надо менять систему образования. Преподавание в области кино в России находится на крайне низком уровне, в первую очередь во ВГИКе. Когда я учился там в середине 90-х, мне казалось, что там все остановилось в 30-х. Я думал, что в 50-60-х, но тогдашний проректор по научной работе ВГИКа Коля Изволов уточнил, что именно 30-е. Есть неплохие фестивали, сценаристы, пишущие люди, но нет никакой объединяющей системы, и поэтому нет достойной отдачи. Я раз в неделю получаю приглашения что-нибудь рассказать или прочитать какую-нибудь лекцию, но это же не от хорошей жизни, и я - не главный специалист в области кино.
- Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы отечественный кинематограф стал конкурентоспособным?
- В области культурной политики в нашей стране доминирует нездоровый консерватизм. Культура - результат политики, а политика — результат культуры. Наше серое утилитарное время не нуждается в ярких личностях. Деятели культуры - сплошь меркантильные, стыдливо молчащие люди. Их молчание привело к тому, что они утратили статус национально значимых фигур.
Я считаю, что сейчас важно создавать мощное информационное поле в области кино. Мы сделали сначала Arthouse.ru, потом KiNote.info - это абсолютно гуманитарные проекты. И конечно, должна сформироваться здоровая культурная среда; то, как она сформирована сейчас, не позволяет самым талантливым пробиться, они находятся в гетто, в культурной изоляции. Закрыли Музей кино в Москве, и целое поколение выросло без музея - это культурная катастрофа. Целое поколение зрителей потеряно, потому что оно воспринимает кинематограф исключительно как аттракцион и развлечение. А наша задача - воспитать новое, образованное поколение кинозрителей.
© Нелли Муминова, специально для информационного агентства Русский Запад