Школа сегодня значительно отличается от той, в которой еще 15-20 лет назад учились родители нынешних выпускников. Взрослые еще помнят, как исполняли гимн СССР перед уроком, стройные ряды пионеров и неизбывный ужас перед дверью в храм знаний – учительскую. Наши дети выросли в других условиях, с другим мировоззрением, и подчас понять их нам очень непросто. О том, какой стала школа XXI века, Русский Запад поинтересовался у директора калининградской школы № 46 Натальи Демачевой.
- Наталья Викторовна, школа 20 лет назад и школа сегодня… насколько они разнятся?
- Вы знаете, они разнятся во всем абсолютно. Ведь школа предполагает трех участников образовательного процесса: учителя, родителя и ребенка. Изменениям подверглись все эти категории. Учителя стали другими… их профессиональный уровень стал намного выше. Родители значительно больше стали доверять детям, стремясь сделать их как можно раньше самостоятельными. Правда, такой подход к воспитанию я считаю большой ошибкой. Эта самостоятельность зачастую становится губительным фактором для детей. Да и сами дети тоже изменились. У них в значительной мере потеряна мотивация к обучению. Это связно прежде всего с технологическим засилием повседневной жизни: много компьютеров и гаджетов, крайне мало внимания чтению и книгам.
- Уровень знаний учеников падает?
- Я могу сказать, что наша школа по рейтингу успеваемости в течение последних лет находится в шестерке лучших. В сравнении с показателями 15-летней давности, например, школа № 46 выглядит ничуть не хуже, а по некоторым показателям и лучше. Нас пугает только то, что интерес к учебе, как бы мы ни старались, все-таки падает. Несмотря на то, что недавно мы даже открыли на своей базе бесплатную школу для одаренных детей.
- За почти десятилетнюю историю появления ЕГЭ в Калининградских школах вы наверняка отмечали все стадии ее развития и влияния на процесс обучения. Насколько оправдала себя практика внедрения ЕГЭ?
- По моим наблюдениям, на уровне получения знаний ни сами выпускники, ни даже учителя не увидели больших сдвигов. В школах сегодня идет простое натаскивание на то, чтобы дети сдали ЕГЭ. Я не против ЕГЭ в принципе, но считаю, что есть масса детей, которым ЕГЭ не нужен хотя бы потому, что после 11 класса они идут в колледжи и техникумы, где принимают без ЕГЭ. Было бы правильно вернуть для такой категории детей возможность сдать обычный экзамен на общих основаниях, как это было раньше. Ну и, кроме того, ЕГЭ очень сильно воздействует на психику детей, излишняя заорганизованность ЕГЭ сильно нервирует детей и может сказаться на итоговом результате. Детей ведь не просто везут в другую школу на сдачу экзамена, но еще и рассаживают с детьми из других классов и с другими преподавателями. Непривычная обстановка - тоже стресс.
Школа № 46 с углубленным изучением предметов - одна из самых передовых в Калининграде сегодня. В рейтинге успеваемости по региону она стабильно входит в шестерку лучших. Здесь сегодня обучается более 1100 детей. В каждом потоке - по 5 классов, причем во всех числятся по 30 учеников.
- За последнее время много средств было направлено на развитие материально-технической базы школы. Насколько эффективно используется сегодня техника в школе?
- На 70-80% востребовано. Из технического оснащения… за последнее время у нас в школе появилось 6 компьютерных классов, почти во всех классах есть интерактивные доски, есть два переносных компьютерных класса. Правда, учителя старшего возраста по-прежнему предпочитают работать по старинке - на обычных досках. И это, кстати, не мешает им давать хорошие результаты.
- Какой помощи для школы вы ждете от родителей учащихся или общественных деятелей города?
- Как в свое время сказала экс-министр регионального образования Наталья Шерри, для того чтобы дети учились в красивой, хорошей, современной школе, в нее должно вкладывать не только государство, но и родители. В идеале мне хотелось бы видеть нашу школу через несколько лет с пристройкой, в которой разместились бы бассейны, несколько спортивных и актовых залов. Однако зачастую не хватает денег даже на косметический ремонт.
Сегодня некоторые чиновники опрометчиво заявляют о том, что школам якобы на косметический ремонт деньги были выданы. Однако это не так. Денег никаких на эти цели к нам не поступало.
Конкретно школа № 46 получает в последние годы финансовую помощь на ремонт кабинетов только от депутатов облдумы. Так, Олег Болычев в том году дал нам 3 млн. рублей на ремонт крыши в спортивном зале, Александр Колодяжный в этом году дал 1,5 млн. на ремонт технологического кабинета. А для косметического ремонта во все времена мы собирали деньги только через родительский комитет.
© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Виктория Исаенко