Александр Коломиец: "Новые современные подходы к оснащению школ, несомненно, дают положительный результат "

24.04.2014 10:00
   


Директор калининградской школы № 56 рассказал корреспонденту Русского Запада о том, каким оборудованием оснащена его школа, как обилие гаджетов отражается на учебном процессе, и о том, что правила сдачи ЕГЭ часто не учитывают психологию детей.

- Расскажите, пожалуйста, о техническом оснащении вашей школы.

- Когда наша школа строилась, то, чтобы учесть все те новшества, которые присутствуют в образовании, я специально выезжал, смотрел московские школы, их оснащение. И я вам скажу, что наша школа в итоге получилась не хуже и даже в чем-то лучше.

В частности, у нас есть школьная электронная система, которая включает в себя несколько подсистем. Во-первых, у всех учащихся и сотрудников школы есть электронные карты – для доступа в школу. Ребенок входит в школу, это фиксируется – высвечивается на табло фотография ребенка, регистрируется время прихода. С выходом - то же самое. Плюс в том, что родители имеют возможность оформить специальную услугу, чтобы получать смс-уведомления о том, что их ребенок вошел в школу и вышел из нее. У нас в школе есть дополнительное образование, и на него также вход в школу только по электронным картам.

школа 56.jpg

Многие родители оформляют такую услугу, чтобы быть спокойными за ребенка. Был у нас такой случай в прошлом году: около 19 часов вечера мама пришла в школу с тем, что ребенок потерялся. Посмотрели по этой системе: он в 13:27, как сейчас помню, вышел из школы. У нас 106 камер наблюдения внутри школы, 29 - на улице. Нашли момент по камере, как ребенок вышел, посмотрели, куда пошел и с кем. Потом вычислили, что он в гостях у друга, заигрался и забыл про время.

Другой был случай: пришла бабушка, говорит, внучек домой не пришел. А он, как оказалось, из школы не выходил даже, в шахматы заигрался. Наличие такой системы хорошо, особенно для нашей школы, у нас площадь - 24 тыс. кв. м, – это площадь 3-3,5 обычных школ Калининграда. И конечно, сложно на такой площади за всем уследить.

- Для чего еще используется электронная карта учащегося?

- Она также используется в системе питания. Любой ребенок, любой сотрудник школы имеет карту со своим номером, у меня, например, карта с номером 34. Через банкомат родители кладут деньги на карточку, и их дети могут безналично покушать в школьной столовой. У нас есть специальные панели выбора блюд, предзаказа, затем ребенок проходит около магнитной линии, берет свой заказ, подходит к кассе и вот этой своей картой расплачивается. Кассир смотрит фотографию ребенка, смотрит баланс, и деньги списываются. Родитель вечером заходит в Дневник.ру и смотрит, сколько потратил ребенок и что он взял. При этом, когда родители получают смс о том, что ребенок зашел в школу, там второй строкой указан баланс счета. И они уже ориентируются, когда ребенку надо положить деньги на карточку, чтобы он мог покушать. Плюс в том, что эти деньги ребенок нигде не может потратить, кроме как в школьной столовой.

Но эта электронная система включает и еще одно – электронную библиотеку. Эта же карта служит электронным формуляром. У нас нет бумажных картотек, формуляров и прочего. Все, что ребенок получает в школьной библиотеке, отмечается в его электронной карте. Даже если кто-то потерял в школе учебник, мы всегда можем узнать имя хозяина книги. Сейчас мы еще разрабатываем четвертый момент – медицинское обслуживание. Чтобы ребенок посетил поликлинику по месту жительства, его врач видел бы его посещения медсестры в школьном медпункте, и наоборот. Такая электронная система позволяет наиболее оптимально организовать работу в школе. Плюс еще и в том, что я как директор могу сразу увидеть, сколько учащихся находится в школе, кто опоздал, кто не присутствует, кто из учителей во сколько пришел на работу и во сколько ушел.

- Это все было изначально предусмотрено при создании школы?

- Изначальный проект школы был 2008 года, и на момент, когда школа вводилась в эксплуатацию, многое из того, что было учтено в проекте, уже устарело. Поэтому где-то мы пересмотрели оснащение вахты, учебных комнат, возможностей для преподавания отдельных предметов, и эти изменения оказались успешными. Каждый кабинет оснащен интерактивным оборудованием, интерактивной доской, выходом в интернет, ксероксом, принтером, камерой и пр. - всем, что позволяет учителю наиболее оптимально работать.

Мы также приобрели оборудование, которое позволяет оперативно проводить лабораторные работы, вести какую-то исследовательскую деятельность. Есть у нас и такой момент, который не присутствует в других школах: в библиотеке у нас было место для каталожной, поскольку у нас каталогов-то нет, мы там устроили 3D-театр. Дети там смотрят фильмы, 3D-проекции, показываем и 100 лучших фильмов, рекомендованных Министерством культуры для детей. У нас также есть свой издательский центр, который выпускает школьную продукцию: мы публикуем научные работы учащихся, выпускаем школьную газету. У нас есть такое редкое оборудование, как интерактивные столы, которые используются, к примеру, для уроков географии и пр.

- Сегодня вкладываются какие-либо дополнительные средства в техническое оснащение школы, или у вас уже есть все, что нужно?

- Если говорить о настоящем моменте, то теперь мы работаем точечно. Когда школа открывалась, у нас не было профильных классов, не было и 11 класса, поскольку мы не знали детей и не знали учителей, школа создавалась как абсолютно новое учреждение, где первоочередной проблемой было формирование ученического и учительского коллектива. Не решив этих проблем, нельзя было строить планы на будущее. В этом году мы открыли профильный 10 класс и будем дальше профили развивать. Для них мы где-то приобретаем то новое, что необходимо для качественной реализации профильного обучения. Но если говорить в целом, то у нас все есть.

- Точечные вложения вам кто-то помогает делать? Откуда идет финансирование?

- Любая школа имеет свой бюджет. Тот, который направляется на оплату труда сотрудников школы и на учебные расходы. Последнее – это различные направления, все, что необходимо для организации учебной деятельности, от спортивных мячей и мебели для бассейна и до лабораторных и практических работ, которые мы приобретаем по заказу учителей. Мы - автономное образовательное учреждение, то есть мы вправе организовывать дополнительные платные образовательные услуги. У нас есть система тестирования родителей и детей, с помощью которой мы определяем то, что востребовано на данный момент. У нас есть соответствующее положение по оказанию платных услуг, мы заключаем договор с родителями и берем плату. И эти деньги затем направляем на то, на что, скажем, стыдно просить из бюджета: мы в настоящий момент оформляем (декорируем) учебные кабинеты, поскольку все необходимое оборудование у нас есть. Показываем принадлежность кабинета к предмету.

- С вашей школой довольно активно работает депутат облдумы Олег Болычев. По каким направлениям вы сотрудничаете?

- Это отдельный вопрос. Я Олегу Николаевичу очень признателен за то, что с ним легко, где-то можно поспорить, доказать и убедить. Я считаю, что самое большое наше совместное достижение – организация палаточного лагеря "Юный патриот". Это был ряд смен, школы сменяли друг друга и непосредственно всю финансовую нагрузку по отдыху детей взял на себя Олег Николаевич. Это здорово, что есть люди, которые помогают в таких вопросах. Я могу как директор купить то-то и то-то, но оздоравливать детей и организовывать что-то масштабно - у меня нет таких возможностей.

детский лагерь.JPG

Если в прошлом году, когда мы начинали, были некие сомнения, как оно получится, насколько это востребовано, то в этом году сомнений нет, нас уже одолевают звонками, кто когда поедет. На этот год уже все сроки согласованы: мы заезжаем в лагерь 20 июня, во вторую смену. Я сам планирую хотя бы на полсмены туда попасть, после 25 июня, после выпускных вечеров приехать. Олег Николаевич все вопросы по организации взял на себя, хотя это нагрузка очень большая. Представляете, создать лагерь полностью, а в этом году планируется еще и отдельный лагерь для многодетных семей.

- Возвращаясь к технике и оснащению, как вы считаете, обилие всевозможных гаджетов и специального оборудования не отвлекает ли детей от учебы в пользу какого-то игрового момента?

- Вы знаете, наверное, нет. Потому что мы начинаем вот эту, так называемую игровую, часть дозировать, отключаем wi-fi в определенные часы. Но вот, к примеру, по итогам муниципального этапа олимпиад в прошлом году мы занимали 26-е место, а в этом году занимаем 9-е среди всех школ Калининграда. Все эти возможности, которые у нас присутствуют, играют позитивную роль, ведь их цель - способствовать обучению, тому, чтобы дети использовали новые навыки, новые приемы и их применяли.

- Родители как относятся ко всем этим школьным нововведениям в плане оснащения?

- По-разному. В целом отношение родителей к школе хорошее. Есть такие родители, с которыми приятно общаться, ощущаешь полное взаимопонимание. Есть, конечно, и те, кто не очень разбирается в современных технологиях, им сложно, и я их тоже прекрасно понимаю. К примеру, пока мы не перешли полностью на электронные дневники, дублируем оценки в бумажный дневник. Мы их оставили именно для того, чтобы не лишать часть родителей возможности следить за успеваемостью ребенка.

- Но современный подход к оснащению школ вы одобряете?

- Все эти изменения, которые исходят от Министерства образования Калининградской области, особенно ярко прослеживаются последние лет 7-8. За это время в школах поменялись подходы к оснащению, к требованиям – они, несомненно, дали положительный результат. Я был в школах Великого Новгорода, только что вернулся из Литвы – аналогов нет. Что называется, мы впереди планеты всей. У нас многие школы города значительно лучше по оснащению, чем школы в Литовской Республике.

- Как вы относитесь к этим постоянным ужесточениям правил при сдаче ЕГЭ?

- Понимаете, все нововведения не учитывают психологических факторов - все равно экзамен сдают дети. Условия в этом году таковы, что дети будут, приходя на экзамен, проходить через металлодетектор, телефоны будут сдаваться сопровождающим, в аудиториях будут установлены камеры, через которые в режиме онлайн будут наблюдать весь экзамен. Условия жесткие.

Мы сегодня где-то, я повторюсь, не учитываем психологических факторов. Просто надо было продумать эту процедуру, чтобы не было таких ситуаций, как в прошлом году, когда во Владивостоке дети сдали и выложили в интернет задания.

Знаете, около 10 лет назад я был в Дании, в школе. Зашел в аудиторию, там сидят дети с такими гребнями-ирокезами на головах, я их спрашиваю: "А где ваш учитель?" Они отвечают: "Он пьет кофе, если хотите, мы его сейчас пригласим". То есть у них могут быть ирокезы на головах, но в мозгах прочно сидит: "Если я не выучусь, я – никто". Но здесь, наверное, еще и очень важна позиция родителей, а не только школы. Часто бывает так, что позиция родителей такова: "Я сдал ребенка в школу. Где результат?". А по закону об образовании родители и образовательное учреждение несут равную ответственность.

-  Как вы считаете, если систему ЕГЭ довести до ума, она будет проигрывать или нет у советской системы образования?

- Дело в том, что, наверное, и в той ,и в другой системе есть свои плюсы и минусы. К той, советской, системе все уже привыкли. Система ЕГЭ, в свою очередь, позволяет детям, которые не живут в крупных городах, поступать в хорошие вузы. Может быть, это должно быть разумное сочетание той и другой форм.

- Сегодня наиболее острой считается проблема мигрантов. В вашей школе учатся дети мигрантов?

- В нашей школе детей мигрантов нет. Есть дети различных национальностей, которые приезжают из бывших стран Советского Союза, но их не так много. То, что со временем дети мигрантов придут в школы, это однозначно. Здесь сложен следующий момент: родители, зная, что приедут жить в Россию, начинают учить русский язык, а дети – нет. Возникает проблема, когда ребенку надо учиться уже во втором классе, а его невозможно полноценным образом включить в обучение, поскольку он не владеет разговорным языком, не говоря уже о том, чтобы какие-то термины усваивать.

У нас в городе действует специальная служба, где работают с такими детьми, чтобы поднять их уровень владения языком. Из-за расхождения учебных программ такие дети начинают классом раньше, то есть ребенку положено пойти в 6-й класс, а он идет в 5-й. Сложнее всего, конечно, с теми, кто обучается в 8-9 классах, поскольку им предстоит сдавать итоговый экзамен. Проблема эта однозначно существует, мигрантов много, и их детей надо учить.

© Алена Мирошниченко, специально для Русского Запада

Опрос
  • Заметили ли вы непорядок с уборкой снега?

    сн.jpg

Проголосовало 613 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты