В соответствии с постановлением правительства Калининградской области от
28 марта 2014 года № 184 "Об утверждении нормативов потребления
коммунальных услуг на территории Калининградской области" с 1 июля 2014
года в области будут введены в действие новые нормативы потребления
коммунальных услуг. О плюсах и минусах нововведения – в интервью с
заместителем директора по экономике, финансам и контролю МУП КХ
"Водоканал" Светланой Левченко.
- Светлана Викторовна, давайте вначале поговорим о плюсах новых нормативов.
- Они, на первый взгляд, очень существенные: если норматив
водопотребления на разные степени благоустройства дома по большим
многоквартирным домам был, к примеру, 9 кубометров на одного потребителя
в месяц, то теперь - 5-6 кубометров. А в случае с теплоснабжением
снижение вообще практически в три раза.
- И что в этом плохого? Ведь и служба по тарифам, и Общественная палата не раз говорили, что нормативы потребления в области завышены как раз в 2-3 раза.
- Это голословные утверждения, они ничем не подкреплены. Текущие нормативы
разрабатывались очень давно. Сравнить их стало возможным лишь тогда,
когда стали устанавливаться общедомовые приборы учета на многоквартирные
дома. Водоканал уже установил в Калининграде 2,5 тысячи общедомовых
приборов учета, что составляет 30% домов города (всего домов 7,5 тысячи),
это определенная статистика, на которую можно опереться. Причем дома
абсолютно разного благоустройства. Так вот, проведенные исследования
показывают, что норматив потребления, который существовал, необходимо
поднимать на 20%.
Получив такие цифры, мы инициировали создание рабочей группы на площадке регионального Министерства ЖКХ, где предложили провести экспертизу проведенных расчетов. Норматив, который сейчас будет введен, рассчитан пермской компанией ЗАО "Центр муниципальной экономики" в среднем по населенным пунктам области, что
уже означает его необъективность, так сказать, средняя температура по
больнице. Принять ванну в Калининграде - это не то, что помыться в
поселке. Это первый минус.
Второе: выводили нормативы расчетным методом, а не методом аналогов. Расчетный метод нехорош тем, что берет за основу, к примеру, то, что человек принимает ванну три раза в неделю, такое среднее потребление и выводят.
Расчетный метод подложил нам еще одну свинью: теперь повышающий коэффициент, побуждающий людей ставить приборы учета, не может применяться в Калининградской области. Законодательно повышающий коэффициент возможно применить к нормативу, который разработан методом аналогов.
- Что это значит?
- Законодательство РФ (в том числе закон № 261 об энергосбережении)
говорит о том, что нормативы должны постоянно расти, дабы понуждать
нерадивых собственников устанавливать приборы учета. С определенной даты
нормативы на каждого члена семьи должны вырасти вдвое для тех
потребителей ресурса, кто не поставил счетчик в квартире. Но этого
теперь не произойдет.
Что сейчас происходит? С установкой общедомового прибора учета возникает разница между его показаниями и индивидуальным потреблением (так называемые ОДН).
Данную разницу ресурсоснабжающая организация распределяет между
жильцами дома. Совершенно очевидно, что и сейчас основная разница
возникает из-за так называемых нормативщиков, то есть законопослушный
потребитель платит за свой фактически потребленный ресурс и за соседа.
С введением в действие новых нормативов, которые существенно ниже, ОДН
сразу вырастет, потребитель с индивидуальным счетчиком будет платить еще
больше ОДН, поскольку ресурс, потребляемый домом в целом, как был так и
останется, снизится индивидуальное потребление "нормативщиков", вырастут ОДН.
Это приведет к еще большей напряженности между жильцами с индивидуальными приборами учета и "нормативщиками". То есть в очередной раз пострадает законопослушный гражданин, который поставил прибор учета в квартире и поставил прибор учета на входе в дом. Вопрос – "Почему я плачу за соседа?" - станет еще более актуальным.
- Но с введением новых нормативов изменится и распределение ОДН. Разве не так?
- Так. С 1 июля дельту уже не должны раскидывать на всех жильцов.
Ресурсоснабжающая организация выставит ее управляющей компании, которая
приняла дом в управление. Но что такое управляющая компания? У нее
источника дохода, кроме как собрать с жильцов, нет. И УК скажет:
"Ребята, вы потребили этот ресурс, вы за него и платите. А с
ресурсниками я сам буду рассчитываться за эту разницу".
И прошу обратить внимание: нормативы на индивидуальное потребление снижаются, а
дом как ресурс потреблял, так и продолжает потреблять. А "нормативщик"
теперь платит меньше! Догадайтесь, кто будет гасить разницу?
- Нет, подождите! Управляющая компания должна пойти по квартирам и
выяснить, где вместо прописанного одного человека живут пять, которые и
потребляют этот ресурс...
- Так говорит законодатель, но мы живем в других реальностях. Конечно, управляющая компания может собрать комиссию и прийти с проверкой в квартиру нарушителя. Но там им ответят, что к ним люди просто пришли в гости. Юридических прав вломиться в
квартиру и доказать, что этот человек проживает там ежедневно и не один, у УК нет. По Гражданскому кодексу это процесс, который ведет в суды, и доказать, что один должен заплатить за пятерых, будет очень сложно.
Стоит отметить, логики в решении о снижении нормативов
прослеживается немного. Можно предположить, что правительство области
заботится о малоимущих слоях населения и хочет, снижая нормативы,
снизить размер платежей населения за коммунальные услуги. Но
власти прекрасно понимают, что ресурсоснабжающие организации
будут нести те же затраты на производство ресурса, а это означает, что
тарифы вырастут ровно настолько же, насколько упадут нормативы. Поэтому
жители со счетчиками пострадают потом еще раз, теперь уже от повышения
тарифа.
- Вы уже подсчитали приблизительные убытки предприятия?
- Это порядка 32 млн. рублей во втором полугодии. Деньги, которые мы не
вложим в производство. Все, к чему мы стремились – обновление,
реконструкция, ремонт, – поставлено под большой вопрос. Финансов не будет
хватать даже на текущие расходы. У нас уже сейчас регулируемая
деятельность убыточная.
Создается впечатление, что нормативы принимались в большой спешке. Так, в части отопления жителей города Калининграда ждет еще один сюрприз: в то время как в домах выше 3 этажей нормативы на отопление будут снижены, в домах до 3 этажей нормативы вырастут в 1,4 раза! Так как в большинстве случаев это
немецкий жилой фонд с маломощной системой отопления, то счетчики на
тепло там ставить не полагается. В результате опять пострадают граждане.
- Руководство предприятия ставило этот вопрос перед правительством?
- У нас была создана рабочая группа. Присутствовал комитет городского
хозяйства, Теплосети, Водоканал. Мы неоднократно просили приостановить
этот документ и не утверждать разработанные нормативы, провести экспертизу
по корректному расчету нормативов. Необходимо еще раз посмотреть
статистику по установленным общедомовым приборам учета, которые говорят о
том, что фактическое потребление уже давно больше действующего по
нормативу.
Я вообще не понимаю, почему Общественная палата
заявляет, что у нас были вдвое завышены нормативы, при этом не опирается
ни на какие расчеты. Популистское заявление, которое теперь будет
стоить нам миллионных убытков.
Сейчас мы находимся в процедуре разногласий с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) на предмет экономически необоснованного тарифа. Законодательство определяет: если предприятия обосновывают, что у них фактические расходы больше, чем тариф, который ему дали, то либо субъект субсидирует предприятие, либо
ФСТ своим постановлением отменяет предельный индекс, выше которого не
может расти тариф. То есть мы сможем повысить тариф не на спущенные
Правительством РФ 6%, а на все 20%.
Как ни странно, Общественная палата, которая должна защищать
интересы граждан (общественности), на всех заседаниях в правительстве
Калининградской области категорически настаивала на скорейшем внедрении
новых нормативов. Какая польза от этих нормативов общественности – судите сами.
© Ульяна Комлева, специально для Русского Запада