Школа № 6 Московского района Калининграда — типовое блочное здание, каких в городе большинство. Однако эта школа по-своему уникальна, и встречает она своих учеников, учителей и гостей граффити на асфальте. А точнее, признанием в любви. И все не так тривиально: "Маша+Вася". Выпускники прошлого года постарались, выбрав место под навесом, чтобы раньше времени краска не стерлась. Они признались в любви учителям и логарифмам.
Сама школа - как ботанический сад, вся зеленая. В холле на перемене девочки по телевизору просматривают собственное выступление. Ученики младших классов постарались к Пасхе приготовить разнообразные поделки, которые были представлены всей школе. Попадая внутрь, за тобой сразу защелкивается дверь — выйти уже получится только со звонком.
"А вы к кому?" - подозрительно посмотрев на меня, поинтересовались девочки-дежурные. Узнав, что к директору, проводили до дверей. То ли не верили, то ли боялись, что заблужусь.
Директор школы Ада Евгеньевна Бавтот сразу коротко резюмировала корреспонденту
Русского Запада, что с дисциплиной в школе строго, на граффити сама дала добро, а зелень необходима, чтобы дети не чувствовали себя запертыми в четырех голых стенах.
- Вы же в это школе являетесь бессменным лидером, правильно?
- Да, я - бессменный руководитель. В 1988 году школа была открыта. Я была назначена на должность директора еще раньше. Эту школу я сама строила. Сейчас у меня учится 1100 детей. А когда не было 45-й и 56-й школ, мы работали в три смены. А детей училось 2500! Мы начинали с 7:30 утра, заканчивали в девять вечера. Но и сейчас, имея более тысячи детей, я могу говорить, что школа переполнена.
- То есть новая школа на Карамзина не оттянула часть детей к себе?
- Нет, она не вывела нас из ситуации переполненности. Потому что была 55-я школа, которая решала проблемы начальной школы. Когда открылось учебное заведение на Карамзина, 55-ю ликвидировали. Из нее сделали детский сад. Дети пошли к нам. А рождаемость растет с каждым годом!
- Количество многодетных семей тоже растет?
- Сильно выросло за последнее время. Если в 2011 году у нас было 27 многодетных семей, то в 2014 году - уже 43 семьи!
- А какая помощь для этой категории семей оказывается?
- Мы всегда говорим, главная проблема многодетных семей — это материальная. С рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. И в первую очередь это отражается на детях. Ребенка надо одеть, купить ему учебники. Это все недешево. Школа обязана обеспечить этих ребят бесплатными книгами. А финансирование идет из наших фондов, дополнительно никто не дает. Приходится обращаться к депутатам.
Надо сказать, что неоценимую помощь в организации работы с многодетными семьями школе оказывает депутат калининградской областной Думы Олег Болычев, с которым мы работаем уже очень давно. О проблемах многодетных семей он знает не понаслышке — сам из многодетной семьи и является отцом пятерых детей. Он - человек душевный в этом плане.
Мы всегда удивлялись, как он так может заботится обо всех. Всегда всех обеспечит канцелярскими принадлежностями, если учебников не хватает, значит, найдет возможность их купить подешевле. Требует от меня списки семей, которым не может помочь ни школа, ни государство. Сам помогает. Организует подарки на праздники для детей.
- Можно ли говорить, что чем больше детей, тем ниже благосостояние и хуже воспитание?
- Нет, мы всегда удивляемся, дети не очень богато одеты, у них немного карманных денег, но дети из этих семей отличаются большим уважением к старшим, большей воспитанностью, пониманием, для чего они приходят в школу. Мамы у них очень активные. Отцы, видимо, деньги зарабатывают для семьи, они не очень активны, а мамы оказывают всю посильную помощь.
- Бытует до сих пор мнение, что Балтрайон - неблагополучный сам по себе. Соответственно, какое тут могут давать образование...
- Ничего подобного. Мы - школа в Московском районе с углубленным изучением отдельных предметов. Мы этот статус в 2005 году заработали. У нас есть гимназические, лицейские классы. Мы участвуем в олимпиадах и постоянно завоевываем призовые места. Мы идем в лидерах! В марте этого года подвели итоги конкурса "Лучшая школа России". Отбирались сто школ. В нашей области определены 17 лучших учебных заведений, — мы вошли в число победителей по всем направлениям: качественное образование и воспитание как начального звена, так и среднего и старшего. Нам вручили около 5 млн. рублей дополнительно, которые мы можем потратить на приобретение материальных ценностей и на поощрение детей и учителей.
- Какова ситуация с набором детей в школу?
- Вы знаете, нет недобора детей, мы постоянно переполнены. Школы в этом районе, это не только я говорю, но и городские власти, и областные, востребованы, и если говорить о первых классах, у меня они уже давно сформированы полностью. При этом я хотела четыре открыть, но открыла пять, смотрю - еще идут и идут родители, и не только из моего микрорайона, просятся и из других микрорайонов, но я говорю: "Только после 1 августа и при наличии свободных мест". А свободных мест пока нет, но будем смотреть, если будет много желающих, тогда будем шестой открывать, я не отказываю родителям, сколько придет, столько и буду обучать, были бы только педагоги.
- А ситуация с педагогами меняется? Их не так тяжело найти, как, например, медиков?
- Я бы так не сказала. Если раньше было распределение после университета, то было ясно, что мы запрос дали и к нам столько пришло, сколько нужно. Какие придут, это уже другой вопрос. А сейчас мы сами ищем, нам сложновато, но у меня работает очень много моих бывших выпускников - 15 человек, которые пошли по целевому направлению обучаться в наш БФУ, после этого вернулись и работают очень хорошо и успешно. Это учитель физкультуры из первого выпуска, это учителя истории, учителя иностранного языка, русского языка и литературы, педагоги начальных классов.
- Есть ли текучка кадров?
- Вы знаете, текучки кадров у меня не наблюдается, у меня тяжеловато пока с учителями иностранного языка, поскольку приходит одна молодежь, и когда они вкушают вкус труда педагогического, не все выдерживают, говорят, что лучше пойдут переводчиками или куда-нибудь на предприятие выполнять такие обязанности, где необходим иностранный язык. Но есть такие, которые остаются.
У нас династии есть свои. Династия Ивановых, например. Надежда Николаевна работала здесь учителем начальной школы, выпустила дочь свою отсюда с золотой медалью, из университета - с красным дипломом, и вернулась уже Ольга Анатольевна учителем иностранного языка и детей своих привела в первый класс. И говорит: "Буду работать, мне нравится школа!" В этом году участвовала она в конкурсе учитель года, не первое место заняла, но вошла в десятку лучших.
- У вас есть сложные ребята?
- Этих детей, нуждающихся в педагогической или психологической поддержке, становится меньше. Если раньше у нас группа риска составляла 24-27 человек, то сейчас - 5-6 человек, по сравнению с концом 90-х годов. Зачастую даже не дети вызывают у нас особую тревогу, а родители, которые любят выпивать и не создают определенные условия для обучения детей.
Очень большое внимание у нас уделяется созданию специальной психолого- педагогической службы. У нас несколько педагогов-психологов, которые должны обеспечить поддержку этим детям. Сдвиги есть, ребята понимают, что надо и учиться, надо и вести себя достойно. Боремся - трудимся, но все равно с каждым годом детей-нарушителей меньше и меньше.
- Положительные примеры есть?
- Как мы боролись с курением! Это ужас! Как только перемена, дети разбегаются и за школу — смолить! Или еще хуже — в туалете это делали. Теперь можете пройти - ни в одном туалете не пахнет ничем. Вот девочка на днях подходит ко мне и говорит: "А я видела, как мальчик доставал сигарету около школы!" Я спросила: "Он курил?" А она не видела, что он курил, он ее доставал! То есть для детей это уже нонсенс, такого быть на территории школы не должно! Мы говорим, что мы не боремся с курением, так как у нас это уже в прошлом.
- А что с ГИА в девятых классах? Как вы относитесь к этому нововведению?
- Я отношусь отрицательно. В этом году ужесточили требования по сдаче ГИА в 9 классах. При этом они должны все сдать, иначе либо останутся на второй год, либо не получат диплом. Девятиклассники - маленькие совсем. И не только помощь репетитора нужна для того, чтобы успешно сдать экзамен, а еще и общение с психологом обязательно требуется. Дети не должны таких стрессовых ситуаций испытывать. Это одиннадцатиклассники - уже взрослые. С ними можно разговаривать. Это подтверждают хотя бы результаты: одиннадцатые классы ЕГЭ сдавали без двоек последние лет пять или шесть.
© Евгения Дроздова специально для информационного агентства Русский Запад