Василий Тихонович Ивашкевич, директор школы № 45: "Патриотизм – одна из самых злободневных тем, вокруг которой должно формироваться нравственное воспитание ребенка"

01.05.2014 09:00
   


Василий Тихонович Ивашкевич, директор школы № 45: "Патриотизм – одна из самых злободневных тем, вокруг  которой должно формироваться нравственное воспитание ребенка"
Заслуженный учитель РФ Василий Тихонович Ивашкевич рассказал корреспонденту Русского Запада о том, как поживает старейшая школа Балтийского района, кто помогает учебному заведению и почему ЕГЭ вредно для молодых умов.
 
Но сначала немного истории: 45-я школа была введена в строй в 1993 году. По словам Василия Тихоновича, это был год развала страны, год, когда царила неразбериха не только в политике, но и в экономике, поэтому и школа была построена наспех, с большими недоделками, и тем не менее с этими недоделками она как самая новая школа существовала в течение 19 лет.
 
- При этом, представьте себе, у нас многие коммуникации до сих пор не работают, не установлено кое-какое оборудование, в частности вентиляция. Тот же забор был сделан наспех, средств тогда никаких не было, -  рассказывает  Ивашкевич.
 
Тем не менее в первые пять лет количество учащихся составляло более 2 000 человек, в один из годов численность достигла рекорда – 2 050 человек. Нумерация классов дошла до буквы "Л", учителей было 120 человек. При этом на сегодняшний день, хоть новая 56-я школа и оттянула на себя немного учащихся, количество детей снова стало расти и сегодня составляет 950 человек. Ивашкевич работает в этой школе с ее первого дня, когда пришел в нее в должности заместителя начальника областного управления образования. Проблемы Балтрайона директору хорошо знакомы, как и проблемы школы. Между прочим, общий педагогический стаж Василия Тихоновича – 48 лет.
 
школа.jpg

Несмотря на такое количество учеников, дети занимаются в одну смену. Школа пользуется у местных жителей спросом, а успехи педагогического коллектива очевидны –  в прошлом году было 6 медалистов, 8 человек получили от 80 до 100 баллов, трое из них - 100-балльники. Практически все выпускники ежегодно поступают в высшие учебные заведения.
 
"И неважно, платное обучение или бесплатное, главное – ребята испытывают желание учиться. Мы у них воспитали интерес к учебе", - объясняет Василий Тихонович.
 
- Не за горами сдача ЕГЭ. Как вы относитесь к этой системе экзаменов?
 
- Мое личное отношение и большинства коллег  - отрицательное. Если раньше выпускники действительно серьезно готовились к экзаменам, приобретали знания, то сейчас, чтобы сдать ЕГЭ, нужна в первую очередь зубрежка, натаскивание, необходима такая "искусственная" подготовка. Самая большая беда в том, что идет нагнетание психоза в обществе вокруг этого, очень волнуются не только дети, но и учителя, и родители. Вот когда наступает пора ЕГЭ, в каждой школе и по всей стране что творится в психике людей?

егэ 1.jpg

Особенно в этом году, когда категорически запрещены мобильники, даже в выключенном состоянии, и если телефон будет обнаружен, ребенок будет не просто не допущен, а аттестат сможет получить лишь на следующий год. К тому же под присмотром видеокамер, под таким жестким контролем – это ненормально. У нас чисто психологическое состояние выпускника вызывает тревогу. И к тому же дети стараются всеми способами доказать, что они готовы, и многие зарабатывают на этом деньги, предлагая различные варианты. Многие дети не столько хотят ходить на уроки, сколько хотят получить дополнительную информацию о каких-то вариантах. Да и владение сертификатом не означает, что коррупции не было. Мы знаем, с какими сертификатами по русскому языку приезжали с Адыгеи, Кавказа.

- Кстати, сейчас в области довольно много иностранных граждан, многие приезжают с детьми. Учатся ли у вас дети мигрантов?
 
- Да, есть более 20 армянских ребятишек, есть белорусы, поляки, немцы, всего 19 национальностей в школе. Многие дети прибыли без гражданства, пока по временному виду на жительство. Мое мнение – ребенок не виноват,  что его сюда привезли, какой бы национальности он ни был, он должен учиться. Мы, конечно, в первую очередь принимаем по своему микрорайону, но я твердо убежден, что ребенок не должен оставаться вне стен школы, независимо от того, есть у него гражданство или нет.
 
Тут проблема в том, что вместе с незнанием языка существует и незнание предмета. У ребят, особенно приехавших из Азии, очень слабая общеобразовательная подготовка. Поэтому приходится в первую очередь давать им элементарные знания и навыки. Вот недавно была контрольная работа в четвертых классах, и с русским языком у всех, кто прибыл из Таджикистана, Армении, Киргизии, проблемы, и все получили плохие оценки. 

Естественно, мы их каким-то образом будем переводить, переаттестовывать. От этого страдает средняя успеваемость. При этом второгодников у нас не бывает. Мы идем таким семьям навстречу, помогаем дополнительными занятиями, плюс есть и платные услуги. Они и сами берут репетиторов на стороне, так что к концу года на троечку вытягивают.
 
мобил рабство.jpg

Но есть дети посложнее - по части дисциплины, так называемые дети интернета. У них от этих гаджетов, от информационной волны притупляется внимание, притупляется интерес к науке, они не могут "растормозиться". Беда этих детей прежде всего в их родителях, если бы родители понимали свои родительские задачи, воспитательный момент, то таких детей было бы меньше. А так чаще получается, что родители такие же, как и дети.  Но, слава Богу, сложных детей - единицы.

- Разве не для этого в школах существуют психолого-педагогические службы?  
 
- Специалисты этого профиля очень нужны школе, и причем не в одном лице, особенно если школа большая. В идеале психолог нужен отдельный по начальной школе, так как психология ученика младших классов совершенно отличается от психологии старшеклассника, и у старших классов, соответственно, должен быть свой специалист. Мы имеем право ввести хоть пять человек, но бюджет  не позволяет. У нас в свое время были не только психологи, но и логопеды.

Кстати, на каждые пятьсот человек должна быть одна штатная единица специалиста-психолога. Мы вынуждены были сократить логопедов и психологов, чтобы  увеличить заработную плату учителям. Все это связано со знаменитым требованием повышения зарплаты. Если произойдет увеличение бюджета, мы обязательно возьмем хоть несколько психологов.
 
школа1.JPG

- Но ведь тем, кто остался, повысили зарплату, и весьма неплохо...
 

- Это большая беда –  гонка за средней заработной платой, так называемое нормативно-подушевое финансирование, задуманное как прогрессивное нововведение, эта система предлагает так называемый ученико-час для учителя. Чем выше ученико-час, тем и зарплата больше. Поэтому директора школ вынуждены не 25 человек содержать в классе, а гораздо больше. 

У нас, например, есть классы по 32 человека. О каком тогда качестве образования можно говорить, если требования повышения зарплаты связаны со стоимостью ученико-часа? А о том, что вместе с этим вырастает учебная нагрузка на учителя, почему-то никто не думает. На сегодняшний день рядовой учитель имеет при зарплате в 26 тысяч рублей нагрузку, на 30% превышающую ставку, т. е. в среднем при расчете выходит, что ставка составляет 18 тысяч рублей.
 
С этим связана и вторая беда – отсутствие учителей. Только недавно начало возрождаться Черняховское педучилище, дававшее лучшие кадры. Сейчас там сделали пединститут, но в позапрошлом году из 20 выпускников к нам попал лишь один. На будущий год нам уже необходимо пять учителей на начальные классы, да, трое освободятся, но где взять еще двоих?

шк 45.jpg

А на другие классы, где по 32 человека, мне надо разделить в итоге шесть учителей. И взять их неоткуда. Университет наш (БФУ им. И. Канта – прим. Русского Запада) прекратил выпуск учителей начальных классов, а подготовка учителей, которые к нам приходят, зачастую неважная, особенно в методическом плане. Так что кадровые вопросы на сегодняшний день стоят чрезвычайно остро.
 
Привлечь учителя можно было бы зарплатой, решением его социальных вопросов. Ведь посмотрите, у учителя фактически нет карьерного роста. В лучшем случае он станет заместителем директора, еще реже – директором. Карьеру в школе создать невозможно, за редким исключением. И отсутствие роста – это тоже одна из проблем в школе.

- Вы упоминали медалистов. Что думаете об отмене золотых и серебряных медалей?
 
- Странная инициатива. А вообще, нам городская мэрия якобы обещает сделать свои медали. Но большим упущением я считаю то, что отменена государственная закупка аттестатов, отныне бланки аттестатов мы вынуждены заказывать сами. На сегодняшний день мы заключили договор с одной фирмой, и не только мы, но и другие школы, но аттестатов еще нет. Мы звоним каждый день. Пока нас кормят завтраками, мол, их еще печатают, коробки должны прийти из Санкт-Петербурга. Согласно закону, теперь школы не имеют права ставить печати с государственным гербом на бланках аттестатов. При этом еще ни одна школа в Калининграде до сих пор не заменила печати на новые.
 
egc.jpg
 
- Статус автономного учреждения принес пользу для школы?
 
- Сейчас на переходе на автономность мы особой свободы не почувствовали. Такое количество идет документации на душу, такой вал отчетности, каких мы никогда не видели еще. Казалось бы, придумали электронную почту, чтобы облегчить работу руководства школ, однако и директор, и его заместитель буквально погребены бумажной волной.
 
Мы не видим учителя, нам некогда ходить по урокам, некогда помогать молодым учителям в их адаптации в школе, мы сидим за отчетами. Несмотря на приказ министра образования Ливанова, школы утопают в ворохе документации. Причем управленцы из комитета образования сами находятся в таком положении, потому что этот вал идет "сверху". 

Вот пример: затребовало наше министерство отчеты по выпускникам этого года и прошлых лет, кто сдал на высокий балл, от 80 и до 100. Плюс надо было подкрепить эти данные оценками. И если у ребенка, получившего 80 или 100 баллов, не дай Бог, когда-то была тройка, то я обязан к этим отчетам приложить объяснение, каким образом он ее умудрился получить, т. е. мы недостаточно оценили его знания, либо он каким-то образом там списал, а спрос - с меня! Мои завучи сидели несколько дней, перебирая старые отчеты, выбирая, кто как сдал, в том числе и по выбору. К счастью, у нас таких примеров не было.
 
школа 1.jpg
- Собираете  по старинке с родителей школьников деньги на ремонт классов?
 
- Конечно, по идее, надо бы, хотя бы на ремонт своих классов, к тому же у нас есть места общего пользования,  но на сегодняшний день мы отошли от этой практики. Моя позиция – обеспечивать финансово должно государство.
 
Кстати, сейчас совершенно поменялось трудовое воспитание. Раньше дети и в поле работали, и помогали в ремонте школе, сейчас же я не имею права заставить ребенка перенести стул из одной классной комнаты в другую – это запрещено. Это только при согласии родителей, его личном согласии и при обеспечении техники безопасности.  

Если ребенок скажет "Не хочу!", мы не имеем права заставить его вымыть доску, а не дай Бог заставить ребенка подмести класс после уроков, мы можем получить серьезные претензии от родителей  и от прокуратуры. А ведь мы должны воспитывать ребенка тружеником, а не потребителем.
 
- Есть ли в школе многодетные семьи или дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации?
 
- Проблемами многодетных семей хорошо занимается депутат областной Думы Олег Болычев. Кстати, человек исключительно прогрессивный. Я искренне желаю ему здоровья.  Вот когда-то были руководители базовых предприятий. И если у нас возникала некая ситуация – авария, где-то что-то полетело, такие базовые предприятия, как завод "Янтарь", железная дорога, присылали своих специалистов нам в помощь. Сейчас  этого нет. Так вот, у нас появился депутат, у которого есть свое предприятие, который безвозмездно оказывает нам помощь. 

45 школа.JPG

Болычев и многодетными семьями занимается, и нас заставляет поворачиваться к этой проблеме. Таких детей у нас хоть и немного, но около двух десятков наберется. Есть дети, которые требуют к себе повышенного внимания в части материального обеспечения, питания, но ни один ребенок из многодетных семей не остается без внимания в части обеспечения бесплатным питанием. К сожалению, у нас нет такого фонда, как в советские времена, когда покупалась форма, учебники, были другие меры материальной помощи. В этом году детей из многодетных семей отправят в платочный лагерь на обеспечении Группы "Вестер".
 
- В вашей школе дети обеспечены бесплатными учебниками в полной мере?
 
- Все дети получают учебники бесплатно, но вся беда в том, что в каждой школе они свои. Для одной только начальной школы - около десятка программ, у нас также было несколько программ, потом мы перешли на одну. Поэтому, если к нам приходит ученик из другой школы, вот тут и начинаются проблемы. У нас в школе других программ и учебников нет, но я обязан выдать учебники, а значит, необходимо тратить дополнительные школьные средства.  

Я выступаю за то, чтобы в каждом регионе была своя единая программа, чтобы они не были настолько разнообразными. Зачастую в таких учебниках есть ошибки, есть проблемы в их содержании. А школы не имеют права использовать учебники более 5 лет,  по прошествии этого времени я обязан их списать, выкинуть и закупить новые.  

В год у нас идет более 500 000 рублей на учебники. Если не получается сдать их в макулатуру, мы их просто выбрасываем на помойку, а ведь некоторые из них так никто и не открывал. Сейчас Министерство (образования  –  прим. Русского Запада) обычно рекомендует (!) учебники, а единой утвержденной модели, как раньше, нет.
 
45.JPG
 
- Совсем скоро 9 Мая, в связи с этим - вопрос о патриотическом воспитании.

- У нашей школы есть замечательный друг, знаменитый  Александр Семенович Тулинцев– последний  Герой Советского Союза, оставшийся в живых, проживающий в Калининграде. Живет ветеран неподалеку, в нашей школе учились его внуки.  Мы сейчас создаем музей его имени. Мы также поддерживаем тесную дружбу с афганцами, приглашаем на уроки отслуживших в армии. 

Патриотизм – одна из самых злободневных тем, вокруг которой должно формироваться нравственное воспитание ребенка. Посмотрите на пример окружающих стран, той же Польши: когда исполняется гимн, они все встают, у нас  же этого нет.  Мы, конечно, устраиваем акции по праздничным дням, но ограничиваться этим не следует, эта работа должна вестись постоянно, особенно учителями истории, литературы, русского языка.
 война 1.jpg

- Я заметил, что в вашей школе принята школьная форма. Вы считаете эту идею правильной?  
 
- Правильно сделали, что ввели, все-таки детей это дисциплинирует, при этом форма сглаживает социальные различия. Но в каждой школе она разная. Каждая школа имеет право выбрать свой стиль. И опять же, приходит ребенок из другой школы, с других районов. Мы не требуем немедленно покупать такую же форму, как у нас, есть разные ситуации, связанные с материальным обеспечением, в таком случае мы разрешаем ходить первое время в своей либо вообще просто в чистой и аккуратной, - это, так сказать, деловой стиль.  Но я бы предложил сделать форму по регионам, ведь Калининградская область отличается, к примеру, от Ставропольского края или Дагестана. Форма зависит от климатических условий, от особенностей населения, религиозной принадлежности.
 
дети.jpg

- Так повелось, что у Балтийского района нехорошая репутация. Вот, к примеру, как у вас обстоит дело с детским курением и продажей  несовершеннолетним сигарет?
 
- В самой школе не курят, это я вам точно скажу, но курят за школой.  Таких детей немного, но обидно, что много курящих девочек. Не могу понять, как можно продавать в ларьках детям табак. Причем сигаретный бизнес настолько выгоден, что, как их ни штрафуют, как ни ловят, по-прежнему нет никаких проблем продать ребенку сигареты, причем не через какого-то дядю, а им лично. Обыскивать я детей не имею права, но ведь есть и такие родители, которые разрешают своим детям курить.
 школьники.jpg

- Несколько слов о системе электронных журналов и электронных дневников...
 
- У нас на  протяжении нескольких лет функционирует система электронного дневника. Для родителей, спору нет, очень удобно – приходишь домой, жмешь на кнопку и видишь, что ребенку сегодня задали, какие оценки он получил. Но при этом никто не думает, какая обязанность оказалась на учителях. Они должны в конце рабочего дня брать журнал, выписывать все оценки учеников и заносить в определенные ведомости. 

Дальше - не только оценки, но и что задано, потом необходимо садиться перед компьютером и отправлять эти сведения каждому родителю на почту. Если раньше мы имели проблемы с посещаемостью родительских собраний, то сейчас все уже привыкли, что Мария Ивановна (условно) вечером пришлет полный отчет. Загрузка учителя и в первую очередь классного руководителя огромна. Прогрессивная вроде форма работы, но в моральном плане она недопустима.  Кроме того, такая работа не оплачивается. Мы внедрили wi-fi, и классные руководители со скрипом, но выполняют эту работу. Времени тратится предостаточно.

журнал.jpg
 
- Вы с оптимизмом смотрите на будущее руководимого вами учреждения?
 
- Учебная часть у нас выстроена хорошо, ученики получают знания, и уровень обучения в сравнении с другими школами на высоте. А вот воспитательная сторона школы страдает. Сейчас нет такого ядра, как раньше – пионеры, комсомол, они все же играли важную роль. Воспитание значительно отстает от учебной части.

© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада
(0)
Опрос
  • Как часто вы употребляете спиртное (пиво, вино, водка и т.п.)?
Проголосовало 670 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты