В последнее время активисты велодвижения все чаще обращаются к руководству города с требованием обустроить пространство для велосипедистов.
Однако опыт соседних стран, в которых создана разветвленная сеть велодорожек, показывает, что для их устройства необходимы значительные капитальные вложения. О том, как скоро в Калининграде появятся комфортные пути для велосипедистов и нужны ли они на самом деле, - в разговоре с главным архитектором Калининграда Вячеславом Генне.
- Вячеслав Викторович, уже есть определенная статистика по востребованности велосипедных дорожек в Калининграде?
- Кое-какая статистика есть. Например, компания "Планета спорт" провела исследование, опросив более 1800 респондентов, в том числе и в соцсети, возрастной диапазон которых составляет от 12 до 63 лет. Установлено, что более 55% респондентов имеют два и более велосипедов в семье, а 26% - по одному велосипеду.
При разработке проекта Генерального плана власти города, в свою очередь, тоже провели социологический опрос, в перечень задач которого входила оценка востребованности населением строительства велодорожек. Количество опрошенных респондентов – 1000 человек. Мы выяснили, что личный велосипед есть у четверти населения, еще 43% (треть калининградцев) от числа тех, кто не имеет велосипеда, готовы купить его, если будут организованы велодорожки. Летом "стальным конем" пользуются почти 80% тех, кто его имеет: катаются ежедневно - 4-5%, 2-3 раза в неделю - почти 8%, 2-3 раза в месяц - 5%. Причин неиспользования несколько.
Первая – отсутствие системы велодорожек и наличие трудностей при передвижении на велосипеде. Вторая - велосипед используется временами для поддержки здоровья. Третья – нет соответствующей пропаганды. То есть, если возникнет мода на передвижение на велосипеде, ее сразу поддержат и будут использовать велосипед.
- Те, кто ждет этой моды, наверно, редко бывают в Европе. Мне кажется, именно оттуда растут ноги нынешней все большей популяризации велосипеда?
- Велосипед – это часть культуры и поведения населения, и мы, наверно, раньше всех в России озадачились созданием велосипедной инфраструктуры, у нас на самом деле рядом пример европейцев.
Как выяснилось, развитие велосипедных маршрутов вызывает энтузиазм у населения, это та опорная точка развития города, которой калининградцы хотят гордиться, отличаться от других городов. Поэтому развитие велосипедного транспорта в городе - это имиджевый проект, важный для городской власти в целом.
В настоящее время вопрос организации разработки плана велосипедных дорожек является одним из наиболее обсуждаемых и актуальных. Введение велодорожек позволит подчеркнуть Калининграду нашу неотъемлемую связь с Европой, а также вывести город на новый уровень в самых различных сферах - от социальной до туристической.
- Значит ли это, что при разработке нового Генерального плана до 2035 года, наконец-то, будет учтена и эта составляющая городской среды?
- До метра не рассчитывается, но основные потоки - да. В предыдущем Генплане совершенно ограничены предложения по развитию природного потенциала - леса, водоемов, пляжей. Сейчас мы все проекты (вторая очередь Рыбной деревни, Ластадия, набережная Трибуца) поворачиваем лицом к природе.
И велодорожки, и велоинфраструктура в Генплане будут учтены концептуально и более структурно проработаны. Кроме того, идет работа над центральной частью города. В ноябре мы уже получим результат конкурса по проекту "Сердце города", основная задача которого - определить функционал центральной части Калининграда.
Заявилось очень много участников из Дании, Швеции, Германии. Мне кажется, что они даже могут предложить обустроить в центре огромный парк с володорожками. Плюс мы ждем предложения от студентов БФУ им. Канта о схеме велодорожек между корпусами университета. Я очень рассчитываю на их помощь в обустройстве Литовского вала. Сейчас попасть туда практически невозможно. Эту территорию нужно вернуть городу.
- Уже можно сказать о направлениях, которые будут обустраиваться под велосипедное движение?
- В соответствии с планом реализации Генерального плана основные велосипедные маршруты в направлении Север - Юг следующие: Макс-Ашманн-парк, Парковая аллея, Ботанический сад, ул. Тельмана, Некрасова, зона отдыха озера Верхнего (ул. Верхнеозерная), ул. Сергеева, зона отдыха озера Нижнего, Центральная площадь, остров И. Канта, ул. Новый Вал, парк "Южный", далее - по ул. Киевской к зоне отдыха у озера Летнее.
Далее: Музей янтаря - ул. Литовский вал - ул. Фортовая дорога - зона отдыха у Ялтинского пруда - наб. Адм. Трибуца - наб. Петра Великого.
В направлении Восток - Запад: парк "Центральный" - ул. Д. Донского - ул. Горная – Парк Победы - пр-т Гвардейский - наб. Петра Великого.
Далее: Остров И. Канта - остров Октябрьский (бульвар Солнечный) - перспективные зона отдыха и стадион - набережная реки Старая Преголя, а также велосипедная связь между фортификационными сооружениями северной части города вдоль ул. Б. Окружная дорога.
- И как долго все эти прожекты будут реализовываться?
- Поймите, появившаяся в недавнем времени любовь горожан к велосипеду не может быть удовлетворена в одночасье. Этому предшествует большая работа по планированию, изысканию финансов, по закладке их в городской бюджет. Часть исследований уже в процессе. Но начинать надо с малого.
Поэтому я остановил разговоры о глобальных велосипедных Нью-Васюках и предложил идти пошагово в этом направлении. Буквально сразу после этого на тротуаре Ленинского проспекта неизвестные нанесли разметку и опознавательные знаки велодорожки. Прямо мистика какая-то. Возможно, это была провокация с целью держать власти в тонусе.
В общем, мы временно отложили глобальную концепцию велодорожки на Куршскую косу и подобные проекты и решили сначала сделать велодорожку на проспекте Мира. Накануне сделали небольшой велопробег с ул. Карла Маркса до проспекта Мира, сфотографировали проблемные узлы – бордюрные камни, тротуары, знаки. По результатам поездки был составлен доклад, который и лег на стол руководства комитета городского хозяйства. Сергей Мельников уже направил туда своих сотрудников для подготовительных замеров. До сентября всю правую часть проспекта Мира, которая со стороны "Зари", планируем обустроить для велосипедного движения. Сейчас ремонт у стадиона"Балтика" уже начался.
- Ближайшее время это будет единственное место для велосипедистов?
- Ну что вы! Для велосипедистов все сделано в рекреационных зонах вокруг Верхнего и Нижнего пруда. Хорошими темпами идет подготовка набережной Трибуца. Все наши ландшафтные объекты – парк Калинина, Южный, Балтийский - оборудованы велосипедной инфраструктурой. Улица Гагарина изначально была спроектирована для велодвижения.
В удовлетворительном состоянии проспект Кутузова, озеро Поплавок. Очень приличный кусок ул. А. Невского можно обустроить уже сейчас, есть энтузиасты, готовые за свой счет поставить небольшие велопарковки, нанести разметку. К тому же большинство предприятий стало устанавливать велопарковки у входов.
В этом году ко Дню города будет введена в строй 15-километровая современная велосипедная дорожка в районе Сельмы. Идет постепенная эволюция, ежемесячно в городе что-то происходит. Включились в работу и инвалиды. Они обозначают свои позиции, где-то требуют, где-то добиваются через суды и обращения в прокуратуру. У нас очень сильное велосипедное лобби - общественные организации и Федерация велосипедного спорта.
Ежегодно в Калининграде проводятся более 20 мероприятий по различным направлениям велоспорта с общим охватом порядка 10 тыс. участников. На июнь намечена очередная встреча активистов велосипедного движения и руководства городской администрации. К этому времени общественники оформят свое видение развития сети велодорожек в виде проекта программы. И потом уже будем решать, что и где можно сделать в первую очередь своими силами, а что включить в федеральные программы.
Одно могу сказать точно: благоустройство города и его доступность для велодвижения будут нарастать. Власти Калининграда прикладывают для этого все усилия.
© Ирина Шаклеина, специально для Русского Запада