В канун празднования Дня Победы в Калининграде обсуждаются новые исследования местного историка Владимира Беспалова. Они рассказывают о малоизвестном окружении советских частей под Кенигсбергом в конце войны. Исследователь Восточно-Прусской наступательной операции 1944 - 1945 гг. Сергей Якимов не остался в стороне от спорной темы.
- История Тиренбергского окружения и прорыва реальна?
- В февральское окружение 1945 года на Земландском (ныне – Калининградском, прим. Русского Запада) полуострове действительно попала 91-я гвардейская стрелковая дивизия 39-й армии 3-го Белорусского фронта.
- Окружение красноармейцев в 1945, а не в 1941 году, это уже само по себе необычно, вы не находите?
- Ничего удивительного в этом нет. Сегодня мы окружаем, завтра – нас, это война. В октябре 1944 года на Гумбинненском направлении (близ нынешнего города Гусева – прим. Русского Запада) противник чуть не окружил части 11-й гвардейской армии вместе с 1 танковым корпусом. Немцы едва не взяли советских солдат в "клещи", дивизии еле выскочили из этого "мешка". Целая армия могла попасть в кольцо. В итоге красноармейцам пришлось отступить. Возле Гольдапа целый советский полк (в подчинении 88-й стрелковой дивизии 31-й армии 3-го Белорусского фронта – прим. Русского Запада) попал в окружение и даже потерял знамя.
- Насколько многочисленная советская группировка была окружена на Земланде?
- Вместе с дивизией, судя по мемуарам командующего одной из наших армий (командующего 39-й армии I Прибалтийского фронта советских войск Ивана Людникова – прим. Русского Запада), в "клещах" оказалось и несколько отдельных подразделений. Поэтому общая численность окруженных бойцов могла составлять 5 тысяч человек. Поэтому дивизия действительно выходила из немецкого "котла" в тяжелых боях, но не одна. Бойцы пробивались из этого "котла" неделю, но вышли. Правда, в основном пешком.
- Насколько вы поддерживаете версию историка Беспалова о массовом прорыве из этого окружения на мотоциклах и амфибиях?
- Это зависит от того, какие доказательства предоставит историк. Насколько мне известно, у подразделений, которые попали в кольцо, не было амфибий и мотоциклов. Тем более не могло быть большого количества транспорта таких видов в прорыве. В мемуарах я читал, что из этого окружения бойцы выходили пешком.
- Вы поддерживаете идею установки в Зеленоградском районе памятника погибшим советским мотоциклистам?
- Пусть в районе прорыва под Тиренбергом будет памятник погибшим мотоциклистам, если байкеры этого хотят и на такие цели есть деньги. Только в последнее время Калининградская область все больше напоминает кладбище: даже в Калининграде памятников, не связанных со словом "погибший", почти не существует. Неужели нельзя поставить в нашем регионе хоть что-нибудь позитивное?!
А с точки зрения соответствия историческим фактам памятник мотоциклистам-красноармейцам на месте этого прорыва - это примерно то же самое, что дом-музей Иммануила Канта в Веселовке Черняховского района.
- А что не так с этой идеей?
- Философ никогда там не был. Вы в немецких биографиях Канта или в других серьезных изданиях читали, что великий мыслитель действительно жил в местечке Юдшен? У нас (в Историко-художественном музее – прим. Русского Запада) проходила выставка о Канте из фондов Кенигсбергского музея. И ни от кого из авторов экспозиции я не слышал, чтобы философ бывал в упомянутом населенном пункте. Пусть члены Общества друзей Канта и Кенигсберга предоставят документы с доказательствами. Мы пока не видели ничего подобного.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Петр Старцев
© Фото: rtr-vesti.ru