В последнее время горячие споры разворачиваются вокруг системы образования. Одни говорят, что модернизация образовательного процесса назрела давно, другие – что в советские времена в стране было лучшее образование в мире. О том, что такое ФГОС, рабочем климате для учителей и о проблемах общеобразовательных учебных заведений – в интервью с директором школы № 29 г. Калининграда, кандидатом педагогических наук, почетным работником общего образования Российской Федерации Людмилой Соколовой.
- Что такое ФГОС, о которых так много говорят сегодня? С модернизацией станет ли образование фактором конкурентоспособности наших школьников?
- Новые федеральные государственные образовательные стандарты - это новое состояние школы во всех смыслах: новая инфраструктура, новые условия обучения, новые требования к подготовке учителей. А самое главное – это новые результаты, которые мы предполагаем увидеть у своих учеников после того, как эти стандарты заработают в полную силу.
Принципиальное отличие новых результатов ФГОС в том, что они многогранны. Если ранее учащиеся получали и демонстрировали на экзамене в основном знания по предметам, то теперь предполагается, что наши ученики на всех ступенях обучения будут прежде всего демонстрировать результаты личностные.
Мы предполагаем, что сформируем у школьников такие качества, как патриотизм, умение учиться, заботиться о своем здоровье и т. д. Важно не только дать определенный объем знаний, но и сформировать зрелую, конкурентоспособную личность. Мир так быстро меняется, что опираться на застывшие догмы сейчас нельзя, информация обновляется чуть ли не ежедневно. Поэтому гораздо важнее научить ребенка обучаться в течение всей жизни. Именно это и сделает его конкурентоспособным, востребованным в любом деле. Поэтому я считаю, что ФГОС - это большое благо, и разработаны они очень своевременно.
- Неужели образование советских времен совсем не подходит нашим детям?
- В некоторых пунктах мы как раз возвращаемся к хорошо забытому старому. В частности, к укладу школьной жизни. Школа - это ведь не только уроки, но и мероприятия, общешкольные проекты, газеты, концерты к праздникам, занятия в кружках, линейки. Все это было в школе нашего детства. Разрыв со школьными традициями проявился в 90-е годы, когда школа сосредоточилась на обучении больше, чем на воспитании. ФГОС возвращают уклад школьной жизни, чтобы ребенку было интересно проводить в школе время вне учебы.
- Новые стандарты - это еще и модернизация школ?
- Безусловно. Школы сегодня меняются на глазах. Это касается не только новых учебных заведений, но и таких, как наше. Одно здание школы на ул. Машиностроительной у нас постройки 1980-х годов, другое (там расположена начальная школа) - на ул. Дрожжевой - 1950-х. Даже в таких неновых зданиях мы проводим модернизацию, которая создаст условия для реализации ФГОС.
Допустим, в здании начальной школы в каждом классе есть интернет, установлены интерактивные доски, проекторы, есть отдельный кабинет проектирования и моделирования, где дети занимаются с переносными лабораториями, цифровыми микроскопами. Наше учебное заведение пока внедряет новый стандарт только в начальной школе, значительную часть средств и усилий бросили именно туда. Но и в здании на Машиностроительной также имеются новые лаборатории, интерактивные доски, мультимедийная техника.
- Учительская аудитория достаточно консервативная. Сложно ли ей переходить на новые стандарты?
- В коллективе начальной школы, где внедряются сейчас стандарты, отторжения нет, и я учителям за это очень благодарна. Они освоили новое оборудование и активно это демонстрируют. К нам приезжали коллеги из Польши, они были в восторге от школы, учителей и детей и больше всего оценили практикоориентированность образования. Как раз то, что предполагает новый стандарт: взвесь, потрогай, измерь, вырасти растение. Новое лабораторное оборудование позволяет это сделать.
Готовимся к внедрению стандартов и на средней ступени: учителя повышают квалификацию на курсах, у нас также существует внутренняя система повышения квалификации. В этом году, например, мы всем коллективом изучали личностные результаты: их сущность, способы достижения и методы диагностики.
Вообще, в коллективе отношение к новым стандартам очень позитивное. Хотя понятно, что переучиваться не всегда легко, некоторым педагогам приходится преодолевать себя. Это вызывает у меня дополнительное уважение.
- Обычно молодые педагоги жалуются на низкие зарплаты, также снизилась плата за классное руководство...
- В нашем учреждении средняя заработная плата педагога составляет чуть более 29 тысяч рублей.
- Средняя - это как температура по больнице: у кого-то 6 тысяч, а у кого-то 23 тысячи? Молодых учителей чем удерживаете?
- Мне нетрудно удержать молодых учителей, потому что они держатся не только за счет заработной платы, но и за счет коллектива, той атмосферы, которая во многом благодаря им и складывается. Конечно, их заработная плата оставляет желать лучшего, но у нас есть меры социальной поддержки: молодому педагогу полагается небольшая доплата.
Относительно того, что в декабре убрали федеральную надбавку учителям за классное руководство, - это чувствительно. Мы, конечно, восполняем разницу за счет средств учебного заведения. Но одно дело - иметь деньги из федерального бюджета, другое – перераспределять из своих.
Мне кажется, что повышение зарплат педагогам должно происходить за счет увеличения норматива на одного ребенка. Пока же зарплата растет в основном за счет увеличения нагрузки учителя.
Но есть и положительные моменты. Деление заработной платы на базовую и стимулирующую части дает возможность лучше оплачивать труд более творческого и активного учителя, который делает что-то сверх своего функционала.
- Как обстоят дела с обеспеченностью школы учебниками?
- В этом году мы на 100% покрываем потребности всех 1138 учеников, 30% от выделенных на учебные расходы средств тратим на учебники. Так что библиотека учебниками укомплектована.
- А атласами, контурными картами, методичками, рабочими тетрадями обеспечиваете?
- Это сделать очень трудно. Получается, мы должны их закупать, чтобы сразу выдать и списать? Тогда 30% от выделяемых школе средств не хватит. Здесь мы надеемся на понимание родителей. Сопутствующие материалы - это не учебники, а индивидуальные средства обучения, как простая тетрадь.
- Как давно вы - директор 29-й школы?
- Два года. До этого была директором школы Янтарного, 14 лет работала в 49-м лицее учителем русского языка и литературы.
- Почему вдруг педагогика?
- Учителем быть не собиралась, это не тот случай, когда девочка с детства играет в школу. После окончания университета я занималась пиаром и журналистикой. Но когда пришла в школу, поняла – это мое призвание.
- Как вы чувствуете себя в роли директора?
- Комфортно. Это очень интересная работа в условиях модернизации и перемен, которые происходят сейчас в образовании. Помимо педагогики мне приходится заниматься ведением хозяйства и закупками, но это тоже замечательно, ведь делается для того, чтобы педагогам было комфортнее работать.
© Ульяна Комлева, специально для Русского Запада
© Фото: www.mou29-klgd.narod.ru