Совещание по вопросам функционирования ОЭЗ в Калининградской области, прошедшее во вторник под председательством премьер-министра России, оставило у местного делового сообщества исключительно позитивные впечатления.
Комментируя это событие, они с неприкрытым удовольствием отмечают, что в лице Дмитрия Медведева нашли поддержку практически по всем проблемным моментам. Особенно впечатлила оперативность, с которой премьер-министр и кабмин готовы разрешить проблемы: по заверениям чиновников, уже к концу июня по всем основным вопросам будут приняты окончательные решения и разработаны меры поддержки калининградского бизнес-сообщества в свете применения норм ВТО в 2016 году.
"Нам удалось достигнуть соглашения по 16 пунктам мер поддержки калининградского бизнеса, - уточнил Николай Цуканов, подводя итоги встречи. – На совещании мы четко и достаточно жестко обозначили проблемы региона с конкретными цифрами. И по некоторым вопросам были оперативно приняты решения прямо в ходе совещания".
Конкретизируя проблемные моменты, по которым были приняты решения, глава области обозначил прежде всего вопросы транспортной доступности, меры поддержки резидентов ОЭЗ в период вхождения России в ВТО и активизацию работы по созданию новых рабочих мест в регионе.
"В ходе совещания мы неоднократно говорили правительству, что нужно найти инструменты субсидирования перевалки грузов через границу на территорию России и выравнять со среднероссийскими тарифы на перевозку грузов в сторону Калининградской области, - рассказал Цуканов. - Просили также о том, чтобы кабмином была рассмотрена возможность снижения ЕСН до 14%, были отрегулированы механизмы таможенного администрирования. Проговорили возможность внесения изменений в закон об ОЭЗ для включения в состав резидентов компании туристического направления", - подытожил губернатор.
ПРИВИВКА ОТ ВТО
Отказ от таможенных льгот в 2016 году - тема острейшая для Калининградского крупного бизнеса, особенно если учесть, что предприятиям - резидентам области - так и не удалось выйти на уровень, позволяющий обходиться без таможенных и налоговых льгот. Отсутствие федеральной поддержки в этом случае ставило бы под вопрос существование производственного бизнеса в регионе в целом. Дмитрий Медведев уверил региональных предпринимателей, что правительство сейчас активно разрабатывает ряд мер по выравниванию данной ситуации.
"Наша задача, задача в данном случае Правительства России, правительства Калининградской области, задача в целом бизнеса – максимально адаптировать экономику региона к завершению переходного периода и сохранить по максимуму все те плюс-минус благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности", - подчеркнул премьер-министр.
И для начала обозначил несколько приоритетов, способных, по его мнению, снизить риски резидентов при вступлении в ВТО: модернизировать производства, выравнять со среднероссийскими показателями транспортные расходы компаний, сделать конкурентными цены на производимые товары, создать необходимый буфер для главного перехода в 2016 году на новую структуру производства, а также обеспечить доступность кредитных ресурсов для резидентов и после 2016 года.
"Пока мы с вами обсудим только намерения, - объявил участникам совещания Дмитрий Медведев. - Прошу учесть, что это еще не решения".
А вот более конкретное совещание по вопросам экономической выживаемости Калининграда премьер-министр перенес на середину июля и еще раз заверил, что данный регион по-прежнему является приоритетным проектом экономического развития для Москвы.
Кстати, раз уж речь зашла о приоритетах, некоторые аналитики ставят под сомнение утверждение премьер-министра о том, что Крым и Калининградская область, как и Дальний Восток, сегодня одинаково важны. Инвестиции, направляемые в эти субъекты, несопоставимы.
Объем расходов федерального бюджета на Крым, по словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, составит от 130 млрд. до 200 млрд. рублей ежегодно, в то время как на субсидии Калининградской области будет выделено лишь 40-60 млрд. рублей. Однако Николай Цуканов заметил журналистам, что это обманчивое несоответствие. "Общая сумма федеральных средств, которые поступят в регион до конца 2020 года, и по федеральным целевым программам, и по госпрограммам развития региона практически также равна 200 млрд. руб., - рассказал губернатор. - Эти деньги будут поступать из различных федеральных ведомств частями. Например, на строительство стадиона к Чемпионату мира 2018 года около 15 млрд. рублей выделит Минспорта. Более 20 млрд. рублей на строительство глубоководного порта выделит Министерство транспорта и т. д. В общей сложности по таким ключевым объектам мы набираем около 200 млрд. рублей. Это колоссальные деньги для региона, которые помогут решить все ключевые вопросы, в том числе и проблемы бизнес-сообщества".
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
Пока же очевидным фактом стало то, что спасать Москва намерена не столько бизнес-среду Янтарного края, сколько непосредственно резидентов ОЭЗ. Медведев прямо заявил о том, что правительство готово снизить объем первоначального взноса для резидентов ОЭЗ со 150 млн. до 50 млн. рублей, субсидировать с 2016 года затраты производителей на железнодорожные перевозки, модернизацию производства и сохранение рабочих мест ориентировочно в размере 40-60 млрд. рублей.
Пятьдесят тысяч рабочих мест, занятых на предприятиях-резидентах, конечно, значимый показатель, но для обеспечения должного уровня жизни почти миллионного населения области этого мало, учитывая, что сельское хозяйство в регионе только начинает выходить из ступора, а малый и средний бизнес дышит на ладан.
Надо признать, что Калининградская область на самом деле - основная ахиллесова пята Москвы: мы оторваны территориально от России, окружены странами НАТО и практически не способны в случае изоляции обеспечить нормальное существование граждан.
НАМ КАНАДА - НЕ ПОМЕХА
Сегодня в свете политических событий на Украине и беспрестанного соревнования европейского сообщества в попытках "укусить" Россию побольнее очередной санкцией есть реальная угроза не только обвала экономики региона, но и существования эксклава в принципе. Первые попытки дестабилизировать экономику уже появились. Так, 13 мая правительство Канады настоятельно рекомендовало концерну Magna разорвать сотрудничество с компанией "Автотор" по проекту промсборки автомашин на период с 2013 по 2020 годы. Контракт был долгосрочным и очень важным и для самого концерна Magna, который является партнером "Автотора" по строительству не просто завода, а целого комплекса из шести автосборочных предприятий и десятка компаний по производству комплектующих для автомобилей.
О таком выгодном контракте можно только мечтать. И многие другие мировые лидеры с радостью бы оторвали этот лакомый кусок. Руководство Magna, похоже, это сознает и открыто заявило в среду, что сворачивать свою деятельность с "Автотором" не намерено. Однако риск был большой.
С учетом того, что "Автотор" – второй по мощности завод в России после "АвтоВАЗа", который ежегодно производит около 250 тыс. автомобилей 33 различных моделей под марками BMW, KIA, Opel, Cadillac, Chevrolet и Hyundai, разрыв контракта с австрийско-канадским автогигантом Мagna, владеющим 40% доли "Автотора", фактически означал бы крах автопромышленного кластера в Калининграде. В этой связи вполне логично выглядит посещение производства "Автотора" Дмитрием Медведевым во вторник во время визита в область. Совещание кабмина в Калининграде – явная попытка успокоить резидентов Калининградской ОЭЗ и свидетельство гарантии защиты со стороны федерального центра.
ПРОБЛЕМА ПОСТРАШНЕЕ ВТО
Не стоит забывать, что с 2015 года Калининградская область может столкнуться с реальной опасностью энергетической изоляции. Есть намерения литовских соседей выйти из энергетического кольца БРЭЛЛ (Беларусь - Россия – Эстония – Латвия – Литва) и войти в параллельную работу со странами Евросоюза. Когда это произойдет, мы останемся практически без электроэнергии.
Существующие ныне ТЭЦ и ТЭЦ-2 не покроют всех потребностей Калининградской области, а если учесть, что в качестве потребителей к Чемпионату мира 2018 года будут подключены дополнительные объекты, то и вовсе наступит энергетический коллапс. Не стоит забывать при этом, что те же ТЭЦ и ТЭЦ-2 работают за счет газа, который опять же поставляется через территорию Литвы и Республики Беларусь. И этот факт не дает гарантий сохранности газовых магистралей и непрерывной поставки по ним газа. Тем более что Литва уже сегодня строит собственный терминал по регазификации, который будет обеспечивать переработку сжиженного газа и полностью покроет потребности населения страны.
Специалисты утверждают, что наличие этого объекта на территории соседнего государства может привести к утере контроля над газопроводом со стороны "Газпрома". Федеральное правительство о потенциальных угрозах, конечно, знает и даже пытается предпринять ряд мер для выхода из этой ситуации.
Об этом свидетельствуют и последние заявления Дмитрия Медведева о необходимости создания в Калининградской области альтернативных источников энергии с учетом перехода на угольную генерацию. Однако генерация эта почему-то по-прежнему рассматривается лишь в качестве дополнения к существующим и развивающимся газовым станциям.
Решить проблему могла бы пресловутая БАЭС, однако ее потенциальная минимальная мощность оказалась значительно больше, чем нужно маленькой области, и строительство станции имело бы смысл лишь в случае присоединения к ней потребителей из соседних государств.
Проблема энергетической безопасности Калининградской области требует срочного решения, может быть, даже более срочного, чем вопрос с отменой льгот в 2016 году резидентам ОЭЗ. Хотя бы потому, что потенциально первые шаги по энергоизоляции области могут быть предприняты соседними странами уже в следующем году и до 2016 года регион может не дожить.
По словам губернатора Николая Цуканова, уже сегодня цена на электроэнергию в Калининграде выше, чем в Польше, гораздо выше, чем в Беларуси, и уже где-то сравнялась с Литвой. Тут уж одних разговоров и биллей о намерениях мало, пора реально приступать к действиям.
© Виктория Исаенко, специально для Русского Запада