Региональное управление ФССП собирается направить в Следственный комитет РФ материал по неисполнению Советом депутатов Балтийского муниципального района решения суда по назначению конкурса на замещение должности главы администрации. Корреспондент Русского Запада выяснил у заместителя председателя Совета регионального отделения Ассоциации юристов России, какая участь может грозить народным избранникам во главе с председателем представительного органа власти Олегом Сывуком.
- Председатель Совета депутатов Балтийского муниципального района Олег Сывук получил от судебных приставов повторное предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ. Какое наказание предусматривает эта статья?
- В соответствии со статьей за злостное неисполнение решения суда виновным лицам может быть назначено наказание в виде штрафа до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты (другого дохода), полученной за период до 18 месяцев. Кроме того, суд может лишить виновных права занимать определенные должности сроком до 5 лет, а также наказать принудительными или обязательными работами либо арестовать на срок до полугода. В особых случаях предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 2 лет.
- В 315-й статье говорится о злостном неисполнении. Судебные приставы и прокуратура пока этот термин не употребляют.
- Злостность определяется по направленности умысла. Понятие злостности – понятие оценочное. Мне видится, что преступление уже считается оконченным с того момента, когда люди злостно решили не исполнять решение суда – намеренно, умышленно.
По моему субъективному мнению, в этом случае существует злостность, так как решение суда не исполняется депутатами на протяжении нескольких месяцев. И при этом ситуация сопровождается ехидными комментариями в отношении федеральных структур. Так что теперь это дело чести для Следственного комитета и Службы судебных приставов.
- Если следователи возбудят уголовное дело, ответственность будет грозить только председателю Совета или всем народным избранникам, затягивающим процесс по назначению конкурса?
- Совет депутатов - коллегиальный орган, и решение о конкурсе должно принимать коллегиально. Поэтому в данном случае расследование будет инициировано по направленности умысла. То есть следователям предстоит выяснить, какие конкретно члены этого коллегиального органа и почему злостно не исполняли решение суда, вступившее в законную силу.
Текущая ситуация выглядит так: Сывук делает вид, что собирает Совет, депутаты якобы голосуют против, и он никак не может повлиять на них. Но можно быть соисполнителями преступления. То есть теми, кто дружно злостно не исполняет решение суда. Можно быть организатором исполнения преступления. В процессе допросов все должно выясниться. Кто-то наверняка признается, кто конкретно их подвиг на то, чтобы не голосовать или голосовать против.
В ходе расследования можно выявить и пособников преступления – тех, кто давал советы членам райсовета и другим участникам происходящих событий. Я бы, например, возбудил уголовное дело и против юристов районной администрации, чтобы проверить и их роль в данном деянии, не содействовали ли они совершению преступления советами или иным подобным образом.
- Такое поведение юристов, не признающих решение суда, вступившее в законную силу, - это нормальное явление?
- Юристы бывают двух видов – приличные, интеллигентные люди и барыги. И независимо от доходов первые никогда не встречаются со вторыми и никогда не посадят их за свой стол.
- Скорее всего, это уголовное дело вызовет широкий общественный резонанс. Да и сейчас уже ведется много разговоров на эту тему. Некоторые, в частности, сомневаются в том, что дело вообще возбудят. Каковы шансы, по Вашему мнению?
- Шансы для возбуждения уголовного дела немалые. Если рассматривать эту ситуацию с юридической точки зрения, то получается, что Балтийский муниципалитет фактически выпал из правового поля страны. И соответственно, все, кто виновен в этом, должны быть привлечены к уголовной ответственности.
В данном случае необходимо произвести следственные действия и, может быть, оперативно-разыскные мероприятия, чтобы понять, кто содействовал, кто был организатором, кто был исполнителем, а кто пособником. Это надо сделать, чтобы виновные в преступлении не смогли больше занимать ответственные должности и избираться в муниципальные органы власти никогда в жизни.
- Но Олег Сывук считает, что как глава района и председатель Совета он принял все меры со своей стороны: созывал Совет, уведомлял депутатов, голосовал за назначение конкурса. По его словам, если решение о конкурсе не приняли депутаты, то он в этом не виноват.
- Мало ли кто что говорит. Преступники часто говорят о том, что невиновны. Следственный комитет должен оценить все преступление и всех действующих лиц, которые виновны в неисполнении решения суда. И я не сомневаюсь, что свои обязанности следователи выполнят качественно. Они умеют рассматривать многоэпизодные дела. Типичный пример: недавно были направлены в суд 105 уголовных дел по злоупотреблениям по программам поддержки среднего и малого бизнеса.
Работу следователей можно уяснить на самом простом примере, так как все преступления одинаковы по общей схеме, только отличаются ответственностью. Грубо говоря, алгоритм будущего расследования по райсовету аналогичен схеме следствия по групповому убийству. В частности, следователи определят степень вины каждого, если, например, мы с вами завтра пойдем кого-нибудь убивать, и с нами будет еще человек пятнадцать. Я вам при этом посоветую, кого из исполнителей выбрать, чтобы лучше убить. А старший будет идти перед группой и говорить, что он против, но по телефону или иным способом сообщать, что он за.
То есть составить уголовное дело на 15 человек и понять, кто какую роль играл в этом деле, – не проблема для современного Следственного комитета. Более того, это укрепит его имидж, его репутацию и позволит гражданам поверить, что закон существует.
© Виктория Кутищева, специально для Русского Запада