Несмотря на то, что формально Россия еще 2 года назад вступила в ВТО, местный производитель пока практически не почувствовал на себе никаких изменений. Частично это связано с тем, что до 2016 года на территории эксклавного Калининграда действуют льготы особой экономической зоны. Однако что будет, когда льготы отменят?
Как скажется на конечном покупателе введение норм ВТО на территории Калининградской области? Пострадают ли от этого местные производители? С такими вопросами Русский Запад обратился к крупным бизнесменам и чиновникам Янтарного края.
Дмитрий Чемакин, министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области:
- В первую очередь, надо понимать, что в период любой перестройки правил возрастают риски и цены растут. Потому что риски бизнесмены в любом случае будут компенсировать за счет покупателя. Я уверен и уже говорил, что в краткосрочном прогнозе конечный потребитель не выиграет от введения норм ВТО, но в долгосрочном, я уверен, выигрыш очевиден. Все зависит от нашего умения работать и не только выбирать правильные инструменты поддержки на внутреннем рынке, что, безусловно, крайне важно, но и умения требовать от партнеров соблюдения тех же самых норм доступности рынков и открытости экономик.
Мы сейчас думаем о компенсациях производителям от потери льгот особой экономической зоны области к 2016 году, выбираем новые формы субсидий. Это достаточно щепетильный вопрос, потому что ВТО очень жестко накладывает ограничения на любые субсидии, что, соответственно, ограничивает нас в действиях. То есть если раньше мы предлагали субсидирование перевозки по железной дороге, то сегодня по нормам ВТО это уже невозможно. Наша задача - предложить и зафиксировать такой механизм, который не будет противоречить нормам ВТО, но будет поддерживать местного производителя. Если мы откажемся от поддержки каких-либо секторов бизнеса, то потеряем целые производственные цепочки. Поэтому, если говорить о каких-то возможных проблемах от введения норм ВТО в России, то они все связаны только с нашим умением оказать помощь, субсидировать и поддерживать бизнес так, чтобы риски, а значит, и цены, были минимальными.
Артур Влодарчик, генеральный директор розничной сети "Вестер":
- Постепенное введение норм ВТО и проблема 2016 года практически никак не связаны между собой. Нормы ВТО регулируют недискриминационный доступ иностранных товаров на национальные рынки: вопросы действия таможенных пошлин и мер нетарифного регулирования в рамках Всемирной торговой организации, законодательство об особой экономической зоне - вопросы применения процедуры свободной таможенной зоны как в рамках внутрироссийского законодательства, так и по соглашениям внутри Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
В настоящее время значительное количество товаров ввозится в Калининградскую область в режиме свободной таможенной зоны, без уплаты таможенных платежей и ввозного НДС, такой порядок сохранится не до 2016, а до 2031 года. В 2016 году изменится порядок перемещения переработанных товаров на остальную территорию Таможенного союза, эти вопросы существенны для всех предприятий региона, кроме торговых. Для торговых предприятий актуальны вопросы сохранения платежеспособного спроса среди населения, а также продаваемого ассортимента и закупочных цен на товары, исключенные из режима свободной таможенной зоны в соответствии с постановлениями Правительства России.
Таможенные пошлины на ряд импортных товаров, прежде всего сельскохозяйственных, должны снизиться по графику, предусмотренному в соответствии с соглашением о присоединении России к ВТО, вплоть до 2020 года и далее. Это повлечет за собой изменение структуры ассортимента внутри отдельных товарных групп, прежде всего молочной и мясо-колбасной продукции.
В итоге выиграет наш калининградский покупатель.
Александр Никулин, депутат областной Думы Калининградской области:
- Если грамотно пользоваться нормами ВТО, то вполне можно защитить свой местный рынок от иностранных экспансий. Если вы заметили, в странах Евросоюза на местных рынках (при том, что они все работают в ВТО) на 80% превалирует местный товар. В ВТО есть так называемые три корзины: зеленая, желтая, красная. Красная - это субсидии, которые вообще нельзя применять (например, субсидирование топлива для сельхозпроизводителя), желтая – где применять субсидии можно ограниченно (например, погектарная поддержка, субсидирование процентных ставок и др.), зеленая – субсидии разрешены. Вот нам надо разработать такие механизмы работы, которые будут позволять людям работать и быть конкурентоспособными.
Что касается конечного потребителя, я за него как раз спокоен. Большее волнение вызывает возможность потери рабочих мест на производствах и развитие регионального сельского хозяйства. Правила ВТО как раз ведут к тому, что цены из-за конкуренции будут падать. Но мы должны понимать, какой ценой этого добиваются. Здесь стоит бояться демпинговых войн между производителями. Когда один из производителей может вытеснить низкими ценами с рынка конкурентов, а потом стать монополистом в этой сфере и диктовать свои цены. Решить эту проблему можно в том случае, если будет разработано положение, по которому товары местного сельхозпроизводителя должны превалировать. Во-вторых, на рынке должен быть конкурентный импорт, чтобы цены не росли в бесконечность. Задача государства – создать такие правила игры, по которым будет соблюдаться баланс интересов между местным производителем и импортным.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Виктория Исаенко