Григорий Гетьманенко: "Пока не будут изучены все проблемы и не выработан четкий алгоритм действий, порядка в здравоохранении не будет"

24.06.2014 09:00
   


Состояние медицины в Калининградской области можно назвать катастрофическим. Это одна из острейших социальных проблем, - считает руководитель некоммерческого партнерства "Социальная Комиссия по развитию гражданского участия и управленческого потенциала в социальной сфере Калининградской области" Григорий Гетьманенко.

О попытках общественной организации переломить ситуацию в калининградском здравоохранении – в разговоре с корреспондентом Русского Запада.

- В мае 2012 года после круглого стола общественников, представителей правительства региона, Минздрава, медучреждений и Фонда медицинского страхования было принято решение раз в квартал собираться тем же составом и обсуждать пути решения проблем в здравоохранении...

- Такая встреча состоялась всего один раз, и благие намерения таковыми и остались, никаких изменений в лучшую сторону не произошло. 

- Что делает ваша комиссия для изменения ситуации? 

- В каждом муниципалитете мы организовали общественные приемные, куда стекаются обращения граждан и где ведут прием юристы. Мы посещаем медучреждения, проводим соцопросы. Каждый год доклад о результатах нашей работы ложится на стол губернатору Николаю Цуканову и направляется в Калининградскую областную Думу.

- Какие проблемы обозначаете в докладе?

- Проблемы из года в год одни и те же. Несмотря на то, что для обеспечения льготных категорий граждан лекарствами создано государственное казенное учреждение "Калининградская областная фармацевтическая компания", ситуация со снабжением в регионе не изменилась. Во время наших посещений провизоры показывают пачки необеспеченных рецептов. С жалобами о непредоставлении лекарств к нам обращаются люди сотнями. Мы перенаправляем заявления в наш Минздрав, и практически по всем из них приняты положительные решения. Но это не дело – помогать десяткам при необходимости охвата в тысячи.

Кроме того, проблема с обследованиями. Пациента нередко заставляют платить в случае, когда он имеет право на бесплатное обследование. К нам обратилась женщина из пос. А. Космодемьянского. Ее мужу, парализованному в октябре прошлого года, в диагностическом областном центре выдали направление на январь 2014 года, хотя человеку необходима срочная диагностика. Или, например, представители женсовета пос. Прибрежном обеспокоены ситуацией в своей детской поликлинике: талоны-направления на обследование детей в областную детскую больницу не обеспечиваются. В областной детской больнице объясняют отказ от приема тем, что у них нет возможностей.

- Насколько я знаю, в регионе увеличивается количество детей, заболевших раком...

- Да, и об этом мы не раз сигнализировали. Ликвидировали онкологическую систему, и заболеваемость в регионе увеличилась на 12%. Участились случаи диагностики у детей редких генетических заболеваний. Они лечатся в федеральных центрах, а квоты ограничены. К тому же немало людей, которым для закрепления результата необходимо постоянно выезжать в медцентр, но квоты на это уже не выдаются. Сейчас скорая помощь оказывается частично поликлиниками. И тут - опять нехорошо. Зачастую оказывается, что необходим осмотр не терапевта, а другого специалиста, который выезжать на дом к пациенту не желает. В свое время губернатор распорядился, чтобы выездные бригады поликлиник обеспечивались мобильниками за счет Минздрава, но связь так и не обеспечили. Куда ушли деньги, неизвестно.

- Вы говорили, что проводили осмотр поликлиник...

- В общественную группу, проводящую опрос пациентов и врачей, входят заслуженные медики - Сергей Орлов, Элеонора Попович и Маргарита Логинова. В прошлом году рабочая группа посетила пять поликлиник Калининграда. Некоторые главные врачи поликлиник без проблем сотрудничали с общественниками. А вот в поликлиническом отделении Центральной городской клинической больницы с ними разговаривать отказались.

Правда, после смены руководства отношение изменилось. Выяснилось, что в медучреждениях имеет место страшная практика, когда врач состыковывается с рядом аптек и навязывает лекарства пациентам. Сплошная формалистика - диспансеризация. Лишь бы карточку заполнить. С карточками вообще чуть ли не до подсудного дела доходит: чтобы наработать план, врачи сидят ночами и пишут в карточки несуществующие приемы и назначения. Ведь, если не выполнил план, с зарплаты снимают коэффициент.

Стоит отметить, в учреждениях здравоохранения главные врачи сами по себе, а коллектив - сам по себе. К нам на горячую линию поступает много звонков от медработников, которые недовольны своими руководителями. Сейчас главному врачу даны все права распоряжаться средствами, иногда они делают это в свою пользу. Все вышеперечисленные вопросы озвучивались нами перед властями региона не раз. Но ни от губернатора, ни от областной Думы попыток исправить ситуацию не замечается.

- Может быть, мало указать на проблемы, нужно еще и предложить способы их решения?

- Безусловно, мы это делали. Одно из предложений – более тесный контакт руководства медучреждений со своим коллективом. Каждый негативный случай необходимо разбирать на собраниях, как это делалось в свое время. Второе: прежде чем принимать какие-то общественно значимые решения, сначала выслушать мнение населения, провести анкетирование. Например, недавно объединили детские поликлиники № 1 и № 2. Теперь на прием к специалистам с детьми не попасть. Тысячи звонков с жалобами! Если бы провели опрос населения, было бы понятно, что такой шаг делать нельзя. Необходимо также делать мониторинг жалоб и обращений в органы власти – прокуратуру, правительство. Пока не будут изучены все проблемы и не выработан четкий алгоритм действий по ликвидации этих промахов, порядка в здравоохранении не будет.

- Но если послушать отчеты министерства, у них и сейчас все хорошо...

- Возможно, следует провести переаттестацию руководителей ведомства. Некоторые главврачи и работники Минздрава не знают и не выполняют свои прямые функциональные обязанности. Недавно на суде, где жительница Калининграда отстаивала свое право на бесплатное лекарственное обеспечение, представитель ведомства заявил, что этот вопрос не в ведении министерства. 

Судья зачитала цитату из закона: "Министерство здравоохранения обязано организовывать лекарственное обеспечение".

Он отвечает: "У нас нет денег". 

Судья зачитывает: "Министерство здравоохранения является распорядителем средств". 

Это незнание или нежелание? Главная проблема Калининградской области в том, что у нас уже долгое время нет постоянного министра здравоохранения. Сейчас приезжий кандидат на будущего министра вот уже несколько месяцев знакомится с медучреждениями региона. Что это за человек, мы не знаем. Но нам хочется верить, что он будет внимательно прислушиваться к голосу общественности.

© Ульяна Комлева, специально для Русского Запада

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 760 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты