В 2014 году ансамбль песни и пляски "Пограничник Балтики" Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области отметил свое 20-летие.
Юбилей виновники торжества отметили на сцене Дома искусств, где 6 июня состоялся праздничный двухчасовой концерт.
Приказ о создании коллектива вышел в декабре 1993 года. С этого времени начался поиск кадров, в СМИ были поданы объявления о том, что требуются артисты балета, музыканты, певцы. Приемом занимались два человека - первый начальник ансамбля Григорий Буряк и Виталий Прилепский, первый художественный руководитель.
Первый состав был сформирован к маю 1994 года. У творческих коллективов есть такая поговорка: первое выступление коллектива и есть день рождения. Первое выступление нового коллектива состоялось в канун праздника, 27 мая 1994 года. Концерт прошел в Доме офицеров Балтфлота, участники продемонстрировали несколько номеров и вот тогда впервые объявили со сцены, что перед зрителями выступает ансамбль песни и пляски Пограничного управления.
Корреспондент Русского Запада встретился с руководителем ансамбля Евгением Мичуриным, чтобы поздравить с юбилеем и задать несколько вопросов о жизни ансамбля.
- Когда вы возглавили коллектив?
Я принял руководство ансамблем с сентября 2000 года и с тех пор руковожу коллективом по сегодняшний день. Отмечаем уже третий юбилей под моим руководством.
- Как сейчас организуют набор?
- Вы знаете, сейчас тоже по объявлению иногда, если требуется. Но у нас вакансий в последнее время-то и нет.
В настоящее время ансамбль сформирован высокопрофессиональными артистами, которые имеют образование - как среднее профессиональное, так и высшее. Все имеют большой стаж работы в других коллективах. Есть должность - артист ансамбля песни и пляски, штатная единица, штатная деятельность. Всего 30 человек.
- Какой репертуар у ансамбля?
- Репертуар разный - в силу того, что коллектив у нас концертный, к академическому его отнести очень сложно в смысле масштаба и вида его деятельности. Основные произведения, которые у нас присутствуют, - это песни о пограничниках. Конечно же, русские народные песни, обработки под них, эстрадные вещи, мировые хиты. К примеру, к своему юбилею мы познакомили зрителей с творчеством Фрэнка Синатры, сделали песню ABBA, сделали постановку "Ирландские танцы".
Мы должны заниматься пропагандой лучших образцов мировой культуры, это прописано в нашем положении, этим и занимаемся. Вот казачьи произведения представлены в большом объеме, казаки - это первые пограничники. Пограничная служба взяла все лучшее от казачества. Поэтому у нас есть очень большой казачий блок.
Да, у нас все представлено в классических традициях, есть оркестровая группа в составе 7 человек, пусть небольшая, но она в состоянии сейчас играть любую музыку, совершенно любую, от классических элементов до Ирландии. Вокальная группа представлена квинтетом, мужской состав плюс две солистки, заслуженные артистки России Алла Золотухина и Елена Елисеева - исполнительницы народных песен.
Балетная группа представлена наиболее широко: 10 человек (пять пар балета) и балетмейстер-постановщик. Плюс ведущая - она же у нас хормейстер ансамбля, плюс звукооператор и начальник ансамбля, то есть я.
- Материально-техническая база на уровне?
- До студии звукозаписи мы не доросли пока, хотя звукозаписью мы занимаемся сами. А наша база - это клуб. Есть сцена, есть оборудованные для балета помещения, вокальный класс, комната для работы оркестра. В этом году помещения будут отремонтированы.
Что касается звукового оборудования, то мы можем сказать, что в настоящий момент можем обеспечить любое мероприятие, которое могут провести в Калининграде и области, как в помещении небольшого поста, так и для улицы.
Обычно мы выступаем в Калининградской области, потому что это самая основная наша задача - обеспечение концертной программой наших пограничных территорий.
Я могу сказать, что мы чаще выступаем в Калининграде. Но вот в прошлом году, в мае, мы были с визитом в Швеции, в Гетеборге. Затем мы поехали в следующем месяце на международный фестиваль в Минске, где наш вокальный квартет занял первое место. Вообще, я тут в мае посчитал, что 22 концерта у нас было. В мае проходит декада Пограничных войск, а в сам день пограничника мы даем концерт в Доме искусств. С сегодняшнего дня по 22-е мы планируем небольшой тур в Пограничное управление Алтайского края.
- Чем объясните свой успех?
- В первую очередь, наверно, тем, что это профессиональный коллектив. Во-вторых, наше творчество: я сам пишу произведения, делаю аранжировки. Зная голоса и возможности каждого человека, стараюсь делать так, чтобы все минусы перешли в плюсы, это реально, когда ты знаешь человека и все его возможности, в том числе и психологические, что является немаловажным фактором на любом фестивале. Короче, можно приехать и быть уверенным на двести процентов, а можно приехать туда и ничего не показать. Вот поэтому у нас такого нет: мы едем и готовимся, морально и психологически, приезжаем и берем первые места и Гран-при, мы раз пять, наверно, брали Гран-при фестиваля.
- Расскажите поподробней о ваших солистах.
- Александр Сорока - уникален, очень грамотный специалист. Этот человек, наверно, легенда, ведь на сегодняшний момент выслуга в пограничном ансамбле песни и пляски со времен Советского Союза составляет 33 года. То есть он 33 года является артистом ансамбля песни и пляски, именно пограничного ансамбля. К тому же он обладает уникальным тенором, неоднократно был приглашен на мировые турне. Не только с нашим коллективом выезжал. Объехал пол-Европы, Азию, Америку.
Сейчас очень сложно найти тенора, очень сложно найти баса.
Он - лирический тенор, когда он начинает петь, зал притихает.
У нас есть замечательный бас - Александр Ковалев. Мы все знаем, что у него душа моряка. На нем - вся морская тематика, потому что он ее умело раскрывает, потому что он сам - моряк в душе. Начинал срочную службу в ансамбле песни и пляски Балтфлота. Мы его оттуда и взяли. Лучшие годы, когда человек формировался, связаны с морем, и это наложило свой отпечаток на его творчество.
Олег Войкин - тоже замечательный тенор. Вот эти три человека являются основой вокал-группы, это тот квартет, который получает первые места и Гран-при на многих фестивалях. Абсолютно разные люди, разные тембрально, голосово. Люди удивляются, как они могут так слаженно петь, но в этом, определенно, есть уникальность квартета, который сложился в нашем коллективе.
Две солистки у нас. Народница Елена Елисеева, не побоюсь этого слова, из уникальнейших людей. Аналог найти в Калининграде очень сложно, потому что она - высокопрофессиональная артистка, лауреат многих премий.
На Елене лежит определенное бремя, в ансамбле она курирует народную тематику. Очень много произведений пишется для нее, делаем вокально-хореографические номера. Елена также часто выставляет свое искусство за рубежом, ее очень много приглашает Министерство культуры во многие творческие поездки (в Литву, Польшу) - представлять именно Калининградскую область. Елена Елисеева часто помогает оркестру, делает программы народных инструментов. С солистами у нас в Калининграде напряженно, поэтому огромный плюс в что, что наши люди работают с другими творческими коллективами, помогают им.
Ну и конечно, наша солистка Алла Золотухина - единственный человек пока, который имеет почетное звание, тоже уникальный человек. В свое время работала в Укрконцерте, в Гомельской филармонии и потом, когда формировался ансамбль песни и пляски, получила приглашение приехать сюда и устроиться в формирующийся коллектив. С 1995 года она работает с нами.
Алла исполняет эстрадные вещи, сейчас имеет большой пласт произведений романсового блока. Я думаю, в Калининграде нереально найти сейчас второго такого человека, который красиво, душевно, грамотно и профессионально исполнял бы наш русский романс.
Работа коллектива - это общая работа. От работы каждого зависит все. Нет одного оркестранта - оркестровой группы уже нет. Кого-то нет в квартете - квартета нет. Специфика работы нашего коллектива заключается в том, что у нас никто не может заболеть, грубо говоря, хотя у нас все люди живые, все может случиться. Но люди стараются так не делать, потому что понимают, что от каждого человека зависит все, концертная программа в том числе. Каждый человек в концертной программе представлен красиво, спокойно, не по одному произведению в программе. Солисты полностью представляются, с сольными вещами. Поэтому задача моя как руководителя, во-первых, сделать какую-то программу, общую, сделать отдельные произведения, которые тот или иной артист может раскрыть на 200%. Не на сто, а на двести. Потому что нужно опять же знать его внутренний мир, что ему ближе. Мы снова садимся, ищем. К произведению делается аранжировка - это вопрос не одного дня. Произведение делается месяцами, может быть, даже годами. То есть мы можем запустить работу, чтобы разобраться, идем к истокам. Вот, например, наши акапельные вещи отрабатываются годами. То есть запускаем произведение по границе, на какой-нибудь фестиваль отвозим, там что-то не удалось, что-то дорабатываем и в итоге достигаем того момента, когда произведение уже можем записывать.
Акапельные вещи мы поем с 2004 года, когда мы поехали на первый фестиваль в Сочи. За десять лет накопилось достаточно материала, чтобы выпустить чисто акапельную программу.
- В чем отличие коллектива от других ансамблей?
- Я не знаю, что нас выделяет из других коллективов, но нам сказали, когда мы впервые приехали на фестиваль в Сочи: "Понятно, приехала Европа". Не знаю, с чем это было связано. Наверно, с выходом опять же. Никакой суеты нет. Мы понимаем, когда проходит фестиваль, пользуемся одной аппаратурой, то есть микрофоны разбросаны по всей сцене. А тут люди спокойно вышли, без всякой суеты, нашли, где эти микрофоны стоят, никто никого не гонит. Все встали, посмотрели друг на друга, зазвучала фонограмма... И все спокойно прошло, чего нельзя было сказать о других коллективах.
Мы также отличаемся программой, она довольна сложная. Те вещи, которые мы исполняем, другие не смогли бы. Это связано со многими моментами, такими как фразировка, цельность и другими, не менее сложными. Квартеты вообще обычно не исполняют те произведения, с которыми мы справляемся вчетвером.
- Необходимо ли для выступлений поддерживать себя в форме?
- Человеку, который не следит за собой в физическом плане, нечего делать на сцене. Какая-нибудь размазня выйдет на сцену, и ее потом придется собирать. Балет у нас работает ежедневно, они должны быть постоянно в боевой форме, что касается оркестровой и вокальной группы, то им нагрузок также хватает. Мы самостоятельно таскаем аппаратуру, которая в общей сложности весит несколько сотен килограммов, у нас нет ни носильщиков, ни группы техобеспечения. Многие занимаются подвижными и интеллектуальными играми.
- Существует гастрольный график?
- Мы составляем план на год вперед с учетом фестивалей, с учетом нашей работы в Калининграде, а так график свободный. Если зовут месяца за три до какого-то мероприятия, мы с удовольствием соглашаемся. Мы особо не избалованные поездками по России и заграницам, да и любая поездка сплачивает коллектив. Я об этом как руководитель знаю. Поездки, бывает, ставят людей в трудное положение, у нас, к примеру, две пары - супруги из балета. Им, чтобы уехать, приходилось оставлять детей на родственников.
- Поменялась ли за годы с момента создания коллектива тематика произведений?
- Нет, все, что было заложено, было заложено правильно. Тематика всегда будет приоритетно-пограничная, мы для этих людей работаем. Произведения патриотичные также остаются в программе. Лучшие образцы, которые мы представляем, появляются, но, к сожалению, с каждым годом все меньше и меньше. Можно посмотреть, что у нас звучит с голубых экранов, поэтому мы копаемся, ищем, поднимаем забытые произведения, которые были написаны такими авторами, как Евгений Мартынов.
На последнем фестивале пограничной песни наш сотрудник принес мне свои стихи, эту песню мы назвали "Пограничник Янтарного края". Я написал музыку и на фестивале представил ее как автор, и она получила первое место. Это был наш первый пробный момент, надеюсь, наше сотрудничество продолжится.
- Экспериментируете с современными произведениями?
- Для меня приоритетней сделать произведение, которое бы было важным в плане восприятия людьми, с добрыми словами, с хорошей мелодикой, профессиональных авторов (Рождественского, Мартынова, Дементьева). Я копаю старые пласты, с точки зрения нашей новой жизни делаю более современные аранжировки, адаптирую их к современности, и эти песни живут. Мы даем им второе дыхание, новую жизнь. Вот поэтому это для меня более приоритетно, нежели создать однодневку, которую мы забудем на следующий день. Я делаю вещи, которые бы жили десятилетия. В принципе, это пока удается.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада