Активист подозревает, что банкротство Инвестбанка затеяно с целью вызвать отторжение населения Калининградской области от Москвы.
8 июля участники общества "Объединение вкладчиков Инвестбанка" провели пикет на площади Василевского, на котором подвели итоги деятельности за прошедшие со дня отзыва у банка лицензии 7 месяцев и озвучили планы на будущее. Корреспондент Русского Запада узнал, как продвигается борьба обманутых кредиторов за свои сбережения.
- Чем было обусловлено проведение пикета? Это от безысходности, или есть другая причина?
- На самом деле такие народные методы приняты во всем цивилизованном мире. Это нормальный гражданский процесс. Мы общаемся, обмениваемся информацией. По поводу того, работают ли другие методы, на которые мы рассчитываем, по части, допустим, тех людей, кто получил страховку, - ответ нет.
Видите ли, сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда на судах люди не получают страховку, потому что сотрудники АСВ приходят и говорят, что денег в банке не было, банк не работал. Причем город у нас маленький, область небольшая, все друг друга знают. Кто-то проводил платежи, кто-то получал зарплату, то есть все прекрасно знают, что банк работал и 11-го, и 12-го, потому что еще очереди были.
И потом у нас есть документы, у нас есть материал о банкротстве, выписка с корсчета московского, где также видно, что деньги в банке были одиннадцатого и двенадцатого. Там одиннадцатого должны были все платежи завершить, и 12 числа тоже было огромное количество денег и в Москве, и, собственно говоря, в Калининграде.
Потом даже в отчете конкурсного управляющего, который проанализировал состояние банка, написано, что есть деньги - наличные деньги и безнал. И вот как раз эти наличные и безнал должны были выплачиваться в июле первой очереди кредиторов. Поэтому, почему люди не получают страховку, у меня ответа нет.
Судьи не смотрят вот эти документы. Хорошо еще, что нам правительство наше региональное помогает, молодцы. Что ни говори, у нас часто его ругают, но вот здесь именно помогли, сделали банковскую экспертизу, там тоже написано, что 11-го и 12-го банк работал, в него были привлечены средства. Поэтому парадокс ситуации в том, что сегодня люди, которые в эти дни осуществляли операции, должны страховку получить, но по факту страховку здесь еще никто не получил. Сейчас несколько сот судебных исков поданы, но тем не менее никому еще деньги не выплачены.
- В АСВ не обращают внимания на ваши доказательства?
- Они говорят, что денег не было, причем на судах предоставляют корсчета, которых много у Инвестбанка, там на десятки и сотни корсчетов. Они показывают какие-то корсчета, на которых денег действительно не было. Но судьи не проводят экспертизу финансовую. Мы, конечно, надеемся, что нам не только правительство Калининградской области будет помогать, но и федеральное правительство тоже обратит внимание на тех людей, кто не получил страховку, и все-таки эта ситуация будет разобрана.
Возможно, такая ситуация связана с тем, что, когда банки банкротились, особенно в Дагестане было много таких ситуаций, когда банк не работал по нескольку месяцев, создавались платежи фиктивные, чтобы по ним затем получить страховку.
Инвестбанк, по сути, первый банк, который был обанкрочен, у которого деньги были, он работал на момент отзыва лицензии. Может быть, государственная машина так работает, может быть, пока не разбирали, не смотрели, что на тот момент банк работал. Поэтому в нас еще теплится надежда, что государственные органы обратят внимание на эту ситуацию и люди получат страховку.
Почему мы и проводим пока небольшие мероприятия, мы пока еще собираемся в слишком малом количестве, чтобы федеральное правительство обратило внимание. Возможно, сейчас ситуация проходит достаточно спокойно, хотя огромное количество людей лишилось своих средств.
Конечно, среди вкладчиков есть и те, кто получил страховку, и у них было превышение - больше 700 000 рублей. Конкурсный управляющий на собрании кредиторов в июне пообещал заплатить 6% из свободных средств, которые остались в банке, первой очереди кредиторов, то есть еще до распродажи имущества банка. Сейчас люди могут надеяться, что в июле они получат эти 6%.
По поводу остальной суммы - по признакам многие кредиты просто криминальные. Поэтому, по сути, все зависит от того, как будет работать наше государство, насколько эффективно, будут ли контролирующие органы выступать на стороне вкладчиков, - это опять же зависит от социального заказа. Потому что, если 30 000 людей фактически прямо или косвенно лишились своих средств, а возмущается только один процент (а у нас сейчас в объединении один процент вкладчиков), может, людям деньги были не нужны? Поэтому многое зависит от самих вкладчиков, жителей Калининграда и области, они тоже могут присоединяться к демонстрациям или к митингам, которые у нас проходят с совершенно мирным настроением.
Мы призываем правительство и правоохранительные органы искать преступников, которые похитили средства, также я призываю вкладчиков не плакать и не расстраиваться, бросить это гиблое дело, отбросить все сомнения. Нужно иметь смелость бороться за свое имущество и забирать его себе.
- Вам кажется, что у АСВ предвзятое отношение? Ходят слухи, что даже судьи принимают сторону агентства и игнорируют доказательства кредиторов.
- Да, они не смотрят документы, ту же экспертизу, которую подготовило наше правительство области, выписку с корсчета, которую мы привезли из Москвы, есть выписки из Калининградского корсчета в делах, они просто не смотрят. Если им не нравится наша, они могут назначить свою финансовую экспертизу, которая неизбежно покажет, что банк работал, но они не заказывают.
У нас же здесь и ситуация такая политическая. Ведь фактически Инвестбанк - банк Калининградской области. Даже разговоры такие ходят, что кому-то нужно вызвать отторжение населения Калининградской области от метрополии. Почему это сделано? Ведь это невыгодно ни правительству, ни России, что ограблено население Калининградской области, а по факту это так, средства растащены. Получается, пропал миллиард долларов, это же гигантская сумма, а фактически никто не найден, никто не арестован. Уголовные дела хоть и возбуждены, но у нас пока нет информации, был ли кто-то арестован.
Как тут остаться патриотом? Если работал человек всю жизнь, а тут раз - и нет у него дома. Допустим, у нас немало случаев, когда люди лечились, а сейчас просто нет средств на лечение. Есть родители, которые сделали операцию ребенку, а средств на реабилитацию нет. А ведь ребенок без реабилитации может остаться инвалидом!
- Ваши дальнейшие шаги?
- Мы пытаемся собрать своих, ведь 11 тысяч предприятий пострадало, кто-то части средств лишился, кто-то всего, и 16 000 физических лиц. Многие остались без недвижимости и машин. Например, кто-то продал дом, положил на счет 6 млн. рублей и просто не успел снять сумму.
Помимо этого, мы решили продолжать борьбу за включение представителя Калининградской области в комитет кредиторов. Для этого мы проведем сбор подписей на соответствующем письме, чтобы направить его в Торгово-промышленную палату.
ТПП вместе со своим письмом направит его нашему губернатору, который поддерживает нас в том, чтобы Калининградская область все-таки была включена в этот комитет. Дальше, возможно, губернатор будет уже разговаривать с ФНС о переизбрании комитета кредиторов, чтобы в него попала наша область. Кстати, глава ФНС не возражал против включения нашей области в комитет, но для достижения результата следует поддержать все это запросом общественности, так что работа только начинается.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада