Правительство и облдума договорились привлечь гражданку Тамару Кузяеву и возглавляемое ею Калининградское отделение Ассоциации юристов России к юрзащите оставшихся без кровных денег граждан. Об этом стало известно на пикете, который вкладчики провели вечером 9 июля.
Многие из тех, кто пришел к памятному знаку землякам-космонавтам, уже прошли суды. Однако этим людям в выплате страховых взносов отказано. Всех их Агентство по страхованию вкладов (АСВ) считает мошенниками. Это их называют "дробильщиками", обвиняя в проведении незаконных банковских операций накануне отзыва лицензии. А вот митингующие уверены, что лукавит и использует "двойные стандарты" в ситуации с "Инвестбанком" именно АСВ .
Бывшая сотрудница "Инвестбанка", попросившая не называть ее имени, рассказала, что агентство те вклады, которые были открыты, и те договоры, которые были подписаны в последние дни, не может признать законными на основании внутреннего банковского предписания, которое не имеет силы для физических лиц. Банковская служащая отметила, что сотрудники банка до последнего были не в курсе, что их финансовому учреждению скоро придет конец. Они также потеряли свои деньги - все сотрудники банка были его вкладчиками.
Эту женщину не обвиняли в мошенничестве - ее вклад просто пропал. У других ситуация посерьезней: суд признал их договоры незаконными, страховые суммы им не положены, в кредиторский реестр люди не включены, потому что он закрылся 15 мая, а вкладчики не успели подать заявления конкурсному управляющему.
"У нас были деньги в Инвестбанке, сейчас у нас фантики, а не деньги", - обрисовала ситуацию активист движения вкладчиков Инвестбанка Антонина Перепелкина.
Также пикетчиков возмущает отношение со стороны правоохранительных органов. Вкладчики регулярно обращаются в прокуратуру, в следственные органы, в Управление МВД, однако пока ответов, как продвигается расследование по делу о выводе средств из банка, у полиции нет. Хотя самим вкладчикам схема мошенничества очевидна: "Инвестбанк увеличивал проценты, физлица несли деньги в банк, а эти деньги руководство Инвестбанка выводило под не подкрепленные ничем проценты. Все, активов нет".
"Но как за один день могут быть выведены все активы? - удивляются вкладчики. - А куда же смотрел регулятор?"
Куда смотрел Центробанк, не совсем понятно. Регулятор способен отслеживать все проводки (банковские операции со счетом) в рельном времени. И если видели подозрительные операции по вкладам, почему не инициировали отзыв лицензии сразу?
Однако отзыв лицензии является крайней мерой, после которой все операции по вкладам прекращаются. При этом в суде агентство предоставляло заявления граждан, обращавшихся в Центробанк по поводу неплатежеспособности Инвестбанка. Почему ЦБ не ввел запреты на вклады раньше, если известно, что обращения граждан пришлись на начало декабря?
"Если бы ЦБ ввел запрет, мы бы здесь не стояли, мы бы просто 11-го и 12-го не попали в банк. В лучшем случае мы бы какие-никакие копейки получили", - сокрушаются участники пикета.
Впрочем, вкладчики, люди уже с солидной юридической и финансовой закалкой, утверждают, что проверили эти заявления и опровергли их все. Однако судьи на это не смотрят, - жалуются вкладчики. И все больше им кажется, что суды явно выступают в пользу АСВ. Судьи обычно не вызывают свидетелей, игнорируют документную базу. Доказательства, что 11-го и 12-го декабря банк работал в нормальном режиме, судей также не заинтересовали. При этом некоторым гражданам, даже из московского офиса Инвестбанка, которые делали 11 и 12 декабря свои проводки, АСВ выплатило возмещение. Однако эти единичные случаи не стали правилом.
На пикете было озвучено, что именно бездействие должностных лиц Центрального банка РФ привело к банкротству "Инвестбанка", поэтому они требуют "вернуть денежные средства, потерянные вкладчиками "Инвестбанка" из-за отзыва лицензии у "Инвестбанка", за счет средств Центрального банка РФ. Также вкладчикам жизненно важно, чтобы все банковские операции, произведенные в "Инвестбанке" до момента отзыва лицензии банка, были признаны законными.
Примечание
Ситуация с "Инвестбанком" до боли напоминает банкротство АБ "Сетевой нефтяной банк" (ЗАО) в 2008 году, которое повлекло за собой причинение имущественного ущерба большому количеству физических и юридических лиц.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада
© Фото автора