Фактически после того, как в сентябре 2013 года было объявлено о том, что западный форпост России вошел в число городов - участников ЧМ-2018, Калининградская область взяла на себя обязательство всего за 5 лет не только построить суперсовременный спортивный комплекс – стадион "Арена Балтики", но и создать практически с нуля новый жилой район на территории в 219 га на острове Октябрьском, а также выстроить и реконструировать транспортную инфраструктуру по всему региону.
Таким образом, участие в Чемпионате мира для Калининграда, помимо прямых преференций, связанных с играми ЧМ-2018, дает уникальную возможность комплексного развития территории города и региона в целом. Однако, существует мнение, что все это слишком дорого может обойтись федеральному центру.
Основной причиной, по которой Калининград вошел, по версии одного их федеральных СМИ, в число "выбывающих", стало возможное превышение стоимости строительства стадиона, связанное с подготовкой участка под строительство. Тем не менее, согласно последним документам, направленным недавно на госэкспертизу в Москву, стоимость стадиона "Арена Балтики" оценивается в 15,2 млрд. рублей, тогда как максимальная стоимость проекта не должна превышать 15 млрд. рублей.
Очевидно, что превышение на 200 млн. рублей – не та сумма, чтобы лишать эксклав участия в Чемпионате мира. Так в чем же тогда проблема?
Здесь нужно понимать, что Калининград до 2018 года действительно дорого обойдется Москве. И дело вовсе не в одном стадионе. В общей сложности около 200 млрд. рублей (и это не раз декларировал губернатор Николай Цуканов) федеральный центр намерен направить в Калининградскую область до 2020 года. Большей частью это деньги, выделенные на реализацию федеральной целевой программы развития области до 2020 года, и лишь треть из них – на строительство объектов к Чемпионату мира.
Давайте разберемся, что именно приобретет Калининград, если все же примет игры Чемпионата мира.
Основной объект – стадион "Арена Балтики"
Предполагаемый крытый суперсовременный комплекс на 45 тыс. зрительских мест "Арена Балтики" разместится не где-нибудь за городом, а фактически в самом центре Калининграда. Причем на участке в 22 га, ранее никак не используемом. Это плюс, так как строителям гораздо проще соорудить новую инфраструктуру практически в "голом поле", чем мудрить с развязками в густонаселенном районе. Тем более что проблема с отсыпкой грунта уже решена.
К концу июля, по заверениям заместителя председателя правительства Калининградской области Александра Рольбинова, площадка под строительство стадиона будет сдана, и специалисты смогут приступить к работе над II очередью строительства. Для обеспечения электроэнергией острова будет построена подстанция "Береговая" на 110 кВ, проведены две линии электропередачи, построена газовая котельная.
В рамках проекта предполагается разместить на стадионе, помимо непосредственно самого поля и зрительских мест, городок гостевого обслуживания (на 20,833 кв. м), медиацентр (на 4,749 кв. м), телевещательную зону, бизнес-центр, парковочные места и пункты пропуска на 100 турникетов. Крытая кровля предполагает дальнейшее многофункциональное и всесезонное использование стадиона.
Кроме того, власти намерены создать в самом Калининграде три тренировочных площадки ("Локомотив", "Пионер" и "Балтика") и одну тренировочную базу (г. Светлогорск) для подготовки спортсменов к Чемпионату мира.
Реконструкция аэропорта Храброво
Этот объект, хоть и будет профинансирован по отдельной программе, тем не менее является крайне важной составляющей для проведения игр ЧМ-2018. Во-первых, это международный аэропорт, и он после реконструкции будет способен принимать все типы самолетов, включая крупнофюзеляжные и дальнемагистральные. Во-вторых, в условиях эксклавности региона и близости его к Европе аэропорт становится основными стратегическими воротами в Калининградскую область, через которые хлынет поток туристов (порядка 80-100 тысяч человек одновременно).
Сегодня аэропорт принимает 1 млн. 314 тысяч пассажиров. В 2016 году сможет уже более 5 млн. пассажиров в год. Есть еще один существенный бонус - несколько лет назад была сдана современная автомобильная дорога, соединяющая Калининград и аэропорт.
Создание новых пунктов пропуска через границу
Калининград для Москвы носит еще и стратегическое значение. Находится в географическом центре Европы и с учетом появления нового реконструированного аэропорта становится достаточно привлекательным для западных туристов местом: среднее время полета, например, от Берлина до Калининграда – 1 час, до Милана – 4 часа.
Помимо непосредственно аэропорта, в Калининград можно добраться и другими видами транспорта. По сухопутным и водным трассам, а также железнодорожным путем (через Литву – пункты пропуска в г. Советске и пос. Чернышевском, через Польшу – в г. Мамоново). Железнодорожный транспорт – главная артерия экономики и пассажирского потока со своей уникальной сетью дорог. Калининград, кстати, единственное место в России, где сходятся узкая европейская (1435 мм) и широкая российская колеи (1520 мм). На автомобиле через Литву в Калининград можно добраться через три пункта пропуска: в пос. Морском (Куршская коса), через г. Советск и через пос. Чернышевское. Все они к 2018 году будут реконструированы.
Из Польши в Калининград можно доехать через четыре пограничных пункта: два в Мамоново, по одному в Багратионовске и Гусеве. Причем к 2018 году планируется не только увеличить число пунктов (один в Литву и один на Балтийской косе в сторону Польши), но и облегчить процедуру прохождения границы. Помимо этого, в направлении Калининград - Гданьск и Калининград - Эльблонг, возможно, будет налажено прямое железнодорожное сообщение.
Строительство рекреационной инфраструктуры
В этой сфере, как говорится, все находится пока на стадии планирования, но тем не менее планы грандиозны. Начиная со строительства яхтенных марин и гаваней на 180 потенциальных судозаходов в год и заканчивая строительством причалов для паромов и крупных судов.
Яхтенные марины появятся в г. Пионерском, г. Балтийске, г. Калининграде, пос. Краснофлотском, г. Полесске, пос. Рыбачьем. Гавани - в пос. Ушаково, областном яхтенном клубе, пос. Взморье, г. Гвардейске, пос. Заливино, пос. Морском, пос. Заливном, г. Зеленоградске и г. Советске. Кроме того, предполагается строительство глубоководного грузового порта в открытом море, пассажирского порта и терминала для круизных пассажирских судов, паромных судов в г. Пионерском.
Создание нового района на острове
Так сложилось исторически, что часть острова Октябрьского, где планируется строить стадион, во многом не была застроена из-за тяжелых плавающих грунтов. Благодаря проекту в Калининграде появится новый район в 220 га в центре города, окруженный со всех сторон р. Преголей и способный вместить до 15 тысяч жителей.
Предполагается, что на острове построят такие объекты, как деловой центр, четыре гостиницы уровня не менее 4 звезд, конгресс-холл, башня "Федерации", аквапарк, центр водных видов спорта, а также большую пешеходную эстакаду и, возможно, мечеть. Два пешеходных моста соединят непосредственно территорию острова с Калининградом. Один - с улицей Грига на севере. Второй - с ул. Аллея Смелых на юге.
Кроме того, уже сегодня идут работы по благоустройству набережной Адмирала Трибуца и наб. Ген. Карбышева от ул. Октябрьской до проектируемой новой дороги вдоль р. Новая Преголя. Запланирована модернизация зданий и дворовых пространств между набережной и Московским проспектом.
Новый район с жилой зоной общей площадью в 50 тысяч кв. метров вместит около 15 тысяч человек. Там же будут созданы и такие инфраструктурные объекты, как детский сад, школа, поликлиника, аптека, а также диспансер без стационара и детско-юношеская спортивная школа.
Транспортная инфраструктура
Масштабность строительства и реконструкции автодорог в Калининградской области, причем в сжатые сроки, беспрецедентна. Тут и строительство Приморского кольца общей протяженностью в 184,06 км с реконструкцией Северного и Южного обходов г. Калининграда.
Помимо этого, планируется строительство новой улицы вдоль р. Старая Преголя, реконструкция нескольких улиц в Калининграде: Суздальской, Дзержинского, 9 Апреля, Московского и Советского проспектов (от ул. Маршала Борзова до ул. Габайдулина), Емельянова, Фрунзе, Аллеи Смелых и участка по ул. Стрелецкой. Не обошли вниманием проектировщики и мосты: власти намерены реконструировать мост "Высокий", мост "Деревянный" через ул. Октябрьскую, а также мостовой переход по ул. Буткова - ул. Железнодорожной. В планах строительство пешеходного транспортного моста по пер. Дзержинского – просп. Калинина, строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Карбышева и наб. Ген. Трибуца, строительство пешеходного транспортного моста по ул. Грига, а также расширение двух основных магистралей - ул. Дзержинского и Московского проспекта.
В рамках программы по развитию транспортной инфраструктуры также планируется реконструировать железнодорожные пути в направлении Калининград - Москва и запустить скоростные поезда, которые должны будут вдвое сократить время поездки по маршруту с 23-24 часов до 12-13 часов.
Как итог...
Итак, что в итоге мы будем иметь к 2018 году? Во-первых, новый микрорайон на острове с современным спортивным комплексом, жилым кварталом на 15 тыс. человек, обновленными набережными, новыми мостами. Во-вторых, обновленную инфраструктуру: реконструированный аэропорт международного уровня, несколько дополнительных пунктов пропуска через границу и сеть современных дорог, а также два порта, яхтенные марины и оборудованные гавани.
Согласитесь, слишком уж велико искушение предъявить образцово-показательный кусочек России в тылу ЕС под маркой проведения игр ЧМ-2018. К тому же столь грандиозные перемены способны полностью изменить регион и сделать его во многом привлекательным для давно желанных региональным правительством европейских туристов. Да и обойдутся эти перемены значительно дешевле федеральному бюджету, чем восстановление Крыма. В этой связи предположение федерального СМИ о лишении Калининграда статуса города - участника ЧМ-2018 - выглядит, по крайней мере, нелогично.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Виктория Исаенко