В зону ответственности зампредседателя правительства Калининградской области Александра Рольбинова входит самый грандиозный проект за последние 70 лет существования региона - строительство объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Корреспондент Русского Запада поинтересовалась у зампреда, как идет реализация проекта.
Интервью Русскому Западу Александр Рольбинов дал на следующее утро после финала Чемпионата мира по футболу в Бразилии. Заядлый болельщик, как оказалось, всю ночь болел за немцев в калининградской фан-зоне. Свой выбор он прокомментировал нашему журналисту так: "Потому что очень хотелось, чтобы кубок был в Европе".
Про Бразилию и нагрузку на Калининград
- Вы не так давно ездили в Бразилию по обмену опытом подготовки к Чемпионату мира по футболу. Ваше впечатление от поездки?
- Я ожидал увидеть немного другое. Хотя, собственно говоря, Рио-де-Жанейро, где я был, - далеко не вся Бразилия. Это красивая, самобытная и зеленая страна. Город меня немного разочаровал, потому как все, что я раньше о нем слышал и как его представлял по известных произведениям - белые костюмы, женские духовые оркестры… Реальность оказалась несколько иной, хотя с высоты Сахарной горы или статуи Иисуса виды, конечно, красивые. Но, когда спускаешься вниз, фавелы приводят в уныние. Однако порадовало, что повсеместно видны натянутые сетки ворот и люди играют в футбол даже на пляжах.
- Перед началом Чемпионата мира по футболу в Бразилии много говорилось о том, что ни инфраструктура, ни стадионы практически не готовы. Ваше впечатление от увиденного?
- Я могу сказать, что Чемпионат мира 2012 года в Польше, его организация и подготовка были на более высоком уровне. Для себя я несколько идеализировал опыт бразильских коллег. Увидел, мягко говоря, не то, что ожидал. Хотя непосредственно люди, их отношение к происходящему, к гостям очень порадовали. В отличие от Польши, где были случаи нападения на российских болельщиков, в Бразилии было все наоборот. Перед игрой России с Бельгией на набережной Копакабаны во время шествия болельщиков я видел, как бразильцы всячески россиян подбадривали.
- А в профессиональном плане вы вынесли из увиденного какие-то для себя уроки?
- Я понял, что мы слишком завысили для себя планку. Но это, наверное, и хорошо. Мы подходим к данному мероприятию очень серьезно. Хочется, чтобы и местные жители, и гости смогли увидеть обновленный город и порадоваться за нас. Помимо стадиона, мостов, аэропорта, мы намерены привести в порядок и фасады домов, и многое другое. В Бразилии я ничего такого грандиозного не увидел. Во многом при планировании мы оглядывались на опыт Сочи, где проходили Олимпийские игры. Это была одна грандиозная строительная площадка, на которой было выполнено работ на сто лет вперед, если бы строительство шло в обычном режиме.
С другой стороны, если мы говорим про Рио-де-Жанейро, это один из самых густонаселенных городов мира. В сравнении с 500-тысячным Калининградом понятно, что приезд на чемпионат 80-100 тысяч болельщиков для нас – это серьезная нагрузка. В Рио-де-Жанейро то количество гостей, которые приехали на чемпионат, практически не заметили, они растворились в 15-миллионном городе. Поэтому серьезность нашего подхода к подготовке к чемпионату во многом объясняется тем, что в 2018 году у нас будет наблюдаться пиковая нагрузка по турпотоку.
Но в этом есть и положительный момент. Построив всю инфраструктуру, мы создаем стратегический задел для развития региона. Это большое наследие для будущих поколений. Здесь надо думать о том, как дальше, уже после проведения чемпионата, использовать все эти объекты и увеличивать количество туристов, особенно в межсезонье. В понедельник, 14 июля, я провел совещание по поводу заполняемости гостиниц в прибрежной зоне (Светлогорск, Зеленоградск, Пионерск, Янтарный). Летом - да, вопросов нет, загрузка - 80-90%. А зимой что делать? Соответственно, нужно думать уже сегодня, каким образом нам сделать так, чтобы бизнес эффективно развивался и в межсезонье…
- И к какому решению пришли на совещании?
- Хм, вы знаете, невозможно прийти к одному решению завтра. Это же не просто так: сегодня сказал, а завтра туда бизнес поедет. Если мы говорим, например, про Светлогорск, то там уже в следующем году планируем завершить строительство Театра эстрады. Таким образом, у нас появляется большой современный комплекс, рассчитанный на проведение мероприятий крупного международного уровня. Тем более что опыт проведения подобных мероприятий у нас есть: это и "Балтийские сезоны", и фестиваль "Калининград Сити Джаз", и "Территория мира", и другие. Поэтому, создавая инфраструктуру, мы лишь подталкиваем развитие туриндустрии.
Про замки и туризм
- Калининградская область богата также многочисленными памятниками истории. Почему власть сегодня не делает упор на реконструкцию и дальнейшее использование этих объектов в туристической сфере? Здесь у нас стабильно все плохо.
- Вы знаете, плохо - это как в физике: тела находятся в состоянии движения или покоя относительно системы отсчета. Поэтому, когда мы говорим "плохо", то относительно чего плохо?
- Относительно Польши, например. Там очень активно используют наследие немцев.
- Да. Относительно Польши плохо. А вот относительно того, что было 2-3 или 5 лет назад в Калининградской области, хорошо.
- Как в этой связи вы оцениваете работу главы Службы охраны памятников Ларисы Копцевой?
- Вы знаете, критиковать легко. Понятно, что губернатор вполне резонно требует скорейших результатов, более весомых и значимых. Но от Копцевой, собственно говоря, много и не зависит. Она делает все, что может. Но, к сожалению, если федеральным законодательством утвержден определенный набор инструментов влияния на те или иные процессы и ничего другого нет, то что здесь можно сделать? Как мы можем, например, повлиять на использование объекта, который находится в федеральной собственности? Что мы можем сделать с Росимуществом, которое не восстанавливает свои объекты, не следит за ними, не делает ремонт? Это хорошо, что мы сегодня сдвинулись с мертвой точки в отношении объектов, переданных РПЦ.
На днях достигнута договоренность с РПЦ о передаче объекта историко-культурного наследия – замка Нойхаузен – в долгосрочную аренду Калининградской области на 49 лет. Также в этом году области передан Домик Канта в поселке Веселовка. Кроме того, мы со многими собственниками и арендаторами судимся. Но мало что можем сделать, ведь на многих объектах есть десятки арендаторов. Всюду есть сложности, но это не говорит о том, что проблемы не надо решать. Перед нами сегодня стоит задача – сохранить то, что осталось, восстановить и вовлечь в оборот: в экономический, туристический и т. д.
Ну и, собственно говоря, нужно всегда помнить, что восстановление памятников истории требует немалых вложений из областного бюджета. Здесь уже приходится выбирать - выделить деньги на строительство нового детского сада или на реконструкцию замка. Выбираем то, в чем больше нуждается на данный момент общество.
Про стадион и аэропорт Храброво
- Насколько я помню, пару месяцев назад перед подрядчиками фирмы "Крокус Групп" возникла проблема: калининградские карьеры, пользуясь случаем, стали завышать цены на песок.
- Да, такая проблема была. Когда появляется спрос (а спрос появился), карьеры стали действительно завышать цены на песок. Соответственно, мы провели ряд встреч с руководителями. И, честно говоря, меня очень порадовало то, что все собственники карьеров пошли нам навстречу и поняли, что этот вопрос важен для всех. Поэтому в итоге они снизили цены, и никаких проблем сейчас с этим нет. Благодаря этому если еще месяц назад мы в сутки перевозили 8-11 тонн песка, то сегодня это уже 18-24 тыс. тонн.
- А как со сроками?
- Со сроками все нормально. Площадка, где будет проходить непосредственно строительство стадиона, уже готова. До конца июля мы, я думаю, завершим отсыпку всей площадки по I очереди.
- Какова сегодня готовность проекта стадиона?
- Все документы уже готовы. Они направлены в Главгосэкспертизу.
- Как обстоят дела со строительством аэропорта Храброво?
- Буквально в пятницу, 11 июля, встречался с представителем собственника, который отвечает за этот объект. У нас развитие аэропорта Храброво как инфраструктурного объекта осуществляется по двум взаимоувязанным направлениям. Первое – строительство и реконструкция аэродромных объектов: удлинение и усиление взлетно-посадочной полосы, оснащение радиотехническими средствами посадки, светосигнальным и метеооборудованием, строительство дополнительных мест стоянок и рулежных дорожек. Эти объекты относятся к федеральной собственности.
Второе – строительство и реконструкция аэровокзального комплекса, который принадлежит частной компании. Если мы говорим про федеральную составную часть, то там были проблемы, связанные с проектом планировки. Минтранс поручил Росавиации и ФГУП "АГА" (администрация гражданских аэропортов - прим. Русского Запада) разработку проектной документации. У них возникли сложности по проекту планировки. Соответственно, после их обращения правительство области провело ряд совещаний с представителями и муниципалитета, и Росимущества. На данный момент проблемы устранены, проект отправлен на госэкспертизу и уже получил положительное заключение. В ближайшее время будет объявлен и проведен конкурс на выбор подрядчика по выполнению работ, связанных с реконструкцией взлетно-посадочной полосы.
Вторая часть строительства аэропорта касается наземного комплекса. На сегодняшний день работы ведутся. Параллельно выполняется проектирование. Со стороны взлетной полосы фасад уже закрыт. Сектора аэропорта, откуда выходят телетрапы, поменяли полностью цветовую гамму (бордово-вишневый цвет) и уже застеклены. У подрядчика, правда, не по его вине возникли сложности. Они заключаются в том, что очень трудно заниматься реконструкцией действующего объекта. Еще одна сложность заключается в том, что после того, как сделали экспертизу фундаментов, свай, оказалось, что надо вносить серьезные изменения в проект, часть свай пришла в негодность. Но тем не менее работы ведутся. И уже в первом квартале 2015 года работы I очереди по реконструкции должны быть завершены. До конца 2015 года будет запущена и II очередь строительства аэровокзального комплекса.
Про изъятие земли
- Масштабная стройка предполагает большие временные трудности и для калининградцев. Многие жители ул. Дзержинского, которая также входит в план по расширению дороги к ЧМ-2018, боятся, что правительство будет выкупать у них земли по кадастровой, а не рыночной стоимости.
- Пока еще рано об этом говорить. У нас действительно стоит задача по реконструкции ул. Дзержинского в Калининграде, тем более что эта магистраль многие годы ждет этого. Несмотря на то, что пока никаких работ не ведется, мы еще раз напоминаем, что будем всячески стараться соблюдать интересы граждан. И будем пытаться уйти всячески при проектировании от сноса каких-то домов или залазить на какие-то частные участки. Но, к сожалению, в стесненных городских условиях это зачастую не получится. Поэтому, если возникнет необходимость в том, чтобы изъять какой-то участок, мы будем делать это по рыночной цене. Тем более что подобный опыт у нас уже есть в отношении строительства Приморского кольца.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Виктория Исаенко