В июле этого года четыре популярных блогера Калининграда под руководством Дмитрия Трунова побывали по другую сторону прилавка и выступили в роли кассиров-помощников в торговой сети "Вестер". Эксперимент блогеров по мониторингу ситуации по продаже пива несовершеннолетним был проведен в рамках проекта ".NET".
Проект ".NET" - это комплекс обучающих программ и тренингов для кассиров, работников торговых залов и специалистов по персоналу. В ходе обучения они не только знакомятся с действующим законодательством, ограничивающим продажу пива несовершеннолетним, но и учатся применять его на практике, преодолевать психологические барьеры, мешающие сказать уверенное "НЕТ" подростку.
В Калининграде проект ".NET" показал отличные результаты. Организаторы акции, блогеры и торговая сеть "Вестер" объединили свои социальные инициативы для предотвращения продажи пива несовершеннолетним. Это абсолютно новый способ коммуникации и возможность показать, насколько важно быть ответственным и неравнодушным, ведь каждый может повлиять на ситуацию, главное – не оставаться в стороне.
О необходимости проведения подобных акций, о том, что нужно делать, чтобы предотвратить продажу пива несовершеннолетним, об основных приемах общения с покупателями, а также о преодолении психологических барьеров, связанных с возникновением конфликтных ситуаций с потребителями, Русскому Западу рассказали участники проекта ".NET": Анна Маркина, менеджер по внешним коммуникациям компании "Heineken Россия" (инициатор проекта) и калининградские блогеры.
- Расскажите, пожалуйста, немного о проекте, как он появился, какие цели вы перед собой ставите?
Анна Маркина:
- Социальный проект ".NET" направлен в первую очередь на предотвращение продажи пива несовершеннолетним в розничных торговых сетях, повышение личной ответственности сотрудников магазинов. Ведь именно мы своими силами можем изменить мир вокруг нас, повлиять на решение проблемы – в этом главная идея проекта.
Сегодня ".NET" – это уже целый комплекс программ, который не ограничивается специальными тренингами для кассиров, работников торговых залов и других специалистов, он вышел за свои рамки, - мы стараемся привлечь внимание блогеров, представителей СМИ, широкую общественность.
Наши тренинги по своей сути уникальны, мы не только разъясняем все тонкости действующего законодательства, ограничивающего продажу пива несовершеннолетним, но и обучаем специальным психологическим навыкам, которые позволят сказать подростку твердое "НЕТ", а подчас они ведут себя достаточно агрессивно.
- Как появилась идея привлечь к проекту блогеров?
Анна Маркина:
- Я думаю, со мной многие согласятся, сегодня блогеры – своего рода "народные журналисты", которые уже не раз демонстрировали свою активную гражданскую позицию, и сказанное ими слово зачастую привлекает внимание очень многих. Причем тут я хотела бы отметить, что они не только привлекают внимание своих читателей, но и заставляют их задуматься, а главное - действовать. Именно поэтому мы предложили партнерство по проекту наиболее инициативным представителям блогосферы.
- Акция "Блогер за кассой" прошла уже в двух городах - в Новосибирске и Калининграде. Насколько удачным получилось сотрудничество с блогерами в двух городах? Как это сказалось на эффективности проекта?
Анна Маркина:
- Совместный проект с блогерами показал хорошие результаты, это видно по откликам читателей блогеров, которые не остались в стороне, задумались над ситуацией и, я уверена, в дальнейшем будут обращать внимание на факт продажи или покупки несовершеннолетними пива. Что больше всего поразило? Конечно же, реакция пользователей ЖЖ. Было собрано более 1500 комментариев. Любопытно, что некоторые читатели выступили уже с собственными предложениями и инициативами.
- Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы проекта, как намерены его развивать, какие новые цели перед собой ставите?
Анна Маркина:
- В первую очередь мы планируем расширить географию нашего проекта, распространить имеющийся опыт на новые города. Наша главная цель, чтобы в обществе формировался устойчивый стереотип, что продажа пива несовершеннолетним недопустима, что сказать "НЕТ" подростку, который берет пиво с прилавка или подходит с ним к кассе, – это обязанность не только продавца, но и любого взрослого, который оказался рядом.
- Почему Вы решили участвовать в проекте ".NET"?
- По завершении проекта я совершенно точно буду больше обращать внимание на то, кто стоит впереди, в очереди, и как работают кассиры с лицами, которые могут вызвать сомнения в возрасте. К тому же после проекта я буду правильно реагировать на просьбы кассиров предъявить паспорт. Уже замечаю эти изменения в своем поведении, и это хорошо.
- А почему нет? Это интересно, это важно и нужно. Надо приучать наших граждан соблюдать законы даже в мелочах, и особенно это касается продажи алкоголя.
- Потому что я неравнодушна к тому, что происходит с современной молодежью. Мне важно осознавать, что я вношу маленький вклад в то, что дети до 18 лет останутся здоровыми и не будут употреблять пенный напиток.
- В 26 лет очень раздражает, когда кассиры просят документы, хотя выгляжу я вовсе не хрупкой прелестницей. Я подумала, что если сама окажусь по ту сторону баррикад, то буду намного лояльнее и терпимее. Вообще, всегда интересно посмотреть изнанку чужой работы.
- Как повлияло участие в проекте на Ваше личное отношение к проблеме продажи пива несовершеннолетним?
Дмитрий Трунов:
- Тренинг, если это можно назвать рабочим днем, очень понравился. В самих же магазинах "Вестер" все было спокойно. Во все глаза смотрели и высматривали, но нарушений так и не нашли. На самом деле это радует.
Евгений Левашов:
- Мое личное отношение к продаже алкоголя несовершеннолетним так и осталось негативным. Участие в проекте лишь добавило знаний и научило обращать внимание на такие случаи.
Екатерина Трунова:
- Я сама алкоголь не употребляю, поэтому после проекта стала еще больше радеть и переживать, чтобы его не продавали тем, кому еще не исполнилось 18.
Александра Марченко:
- Хотя сама, будучи несовершеннолетней, покупала алкоголь, повзрослев, поняла, что это совершенно неправильно. И школьникам ни в коем разе нельзя употреблять.
- Расскажите, пожалуйста, как проходили Ваши рабочие дни в проекте, что больше всего запомнилось, удивило, может быть, были какие-то курьезные ситуации?
Дмитрий Трунов :
- Опубликованный пост с первых минут вызвал бурную дискуссию. Чего там только не было! И упреков, и обвинений, и откровенного хамства... Дискуссии были долгими, но почти все в итоги остались согласными с тем, что акция нужная и действие всегда лучше, чем бездействие. Самый популярный комментарий - "Пчелы против меда", - многие так и не поняли, что блогеры не имеют отношения к пивоварению, ну никакого.
Евгений Левашов:
- Было интересно наблюдать за покупателями, общаться с продавцами. Удивило, что продавцы, часто уже зная в лицо покупателей, все равно спрашивают документы. Потому что закон. Курьезов почти не было, все спокойно и доброжелательно было. Люди относятся с пониманием, продавцы вежливы.
Екатерина Трунова:
- Рабочий день на проекте начинался в 6 часов вечера, именно в это время молодежь особо активно идет за покупками. Около 2 с половиной часов мы наблюдали за тем, как кассиры в магазинах "Вестер" ведут себя с теми, кто покупает пиво, спрашивают ли паспорт и как справляются со стрессом. Курьезных случаев не было, потому что все, кто покупал алкоголь, были старше 25, с родителями или с документами, удостоверяющими личность.
Александра Марченко:
- Курьезный случай мы сделали сами, отправили "подсадную утку" с пивом и чужим паспортом, но кассир не растерялась.
- Как отреагировали Ваши читатели на то, что Вы им рассказали о своем участии в проекте, проведенном эксперименте? Какие были комментарии в основном? Какие из комментариев вам больше всего запомнились, почему? Какие вопросы вызвали особые дискуссии?
Дмитрий Трунов:
- По завершении проекта четко сформировалось мнение, что таких акций должно быть как можно больше. В супермаркетах, в точках с малой торговой площадью, на массовых мероприятиях и во дворах спальных районов. Чем больше компании будут обращать внимание на данную проблему, тем меньше соблазна у молодежи будет. Готов поддерживать акцию в следующие годы.
Евгений Левашов:
- Разные реакции были. Большинство людей хвалило и интересовалось какими-то подробностями. Некоторые неадекватные личности ругались, что их, таких взрослых, заставляют носить с собой документы. Но это единицы, они всегда возникают. Большинство вопросов было связано с тем, что мы контролировали супермаркеты, а надо бы мелкие магазинчики - там нарушений больше всего. Отвечал, что начинаем с больших и потом доберемся до всего остального. Да и полиция работает.
Екатерина Трунова:
- Мои читатели отреагировали очень бурно, пост собрал за 150 комментариев, 90% которых содержали положительный отзыв. Остальные возмущались на тему того, что "сам не пьешь и другим не даешь". Кстати, на эти слова приходили в защиту те, кто против продажи, и доказывали обратную точку зрения.
Александра Марченко:
- В основном были положительные комментарии, мол, все молодцы, так и надо, но были и негативные. Запомнились негативные комментарии (парочка) о том, что это показуха, отмывание денег и пр. Было также мнение, что контролировать подростков – задача родителей, и если их не воспитали иначе, то пусть пьют.
- Насколько важны подобные социальные проекты, как они помогают решать обществу такую проблему, как продажа алкоголя несовершеннолетним?
Евгений Левашов:
- Очень важно участвовать и следить за такими проектами. Они повышают сознательность общества.
Екатерина Трунова:
- Такие проекты нужно проводить в каждом городе, поселке, деревне, чтобы это было не точечно, а везде. Кроме того, было бы здорово, если бы слежка проводилась не только в крупных супермаркетах, но и в маленьких магазинах у дома. Ведь именно в них несовершеннолетние и покупают себе пиво. Если таких проектов будет больше, то, очень надеюсь, мы решим проблему с употреблением алкоголя несовершеннолетними.
Александра Марченко:
- Они в первую очередь привлекают внимание к проблеме. Кроме того, молодые люди будут готовыми к тому, что у них в любой момент могут попросить паспорт, а молодежь узнает, что проскочить не удастся, а взрослые люди не побоятся напомнить кассиру о своих обязанностях.
© Информационное агентство Русский Запад