В детстве его выгоняли из музыкальной школы, потом из музыкального училища. Запрещали играть джаз. В период перестройки приходилось таксовать и развлекать немецких туристов в роли уличного музыканта. Сейчас Максим Пиганов - один из ведущих российских джазовых тромбонистов, талантливый аранжировщик, дирижер Государственного камерного оркестра имени Олега Лундстрема. С известным калининградским музыкантом, блестящим тромбонистом, способным "петь" на духовом инструменте, пообщался специальный корреспондент Русского Запада.
- Максим, не секрет, что именно вы заразили столичных артистов и публику аранжировками песен Утесова. У вас уже 4 совершенно разных проекта, основанных на творчестве мэтра советского джаза. Но не многие знают, что именно в Калининграде начались ваши музыкальные вариации на утесовскую тему…
- Да, началось это еще в 1980-х годах и именно в парке Калинина, - начал Максим Пиганов. – Здесь была танцплощадка, где играл мой калининградский диксиленд. Но поскольку под джазовые импровизации не всегда было удобно танцевать, мы начали играть нашу классику, советские песни. А кто у нас главным джазменом считался в стране? Конечно, Леонид Утесов. Поэтому наша программа состояла в большинстве своем из его песен.
- Спустя столько лет эта музыкальная тема вас не отпускает. В прошлом году состоялся целый спектакль "Утесов" в современном театральном комплексе Кирилла Серебренникова "Гоголь-центр"…
- Да, этому предшествовала череда событий и проектов. В начале 2000 года я поехал в Москву, создал свой коллектив, у нас было несколько джазовых программ, и я вспомнил об Утесове, мы сделали новую программу в рамках моего коллектива и еще пригласили трубача. Мы выступали на площадках Москвы, а 4 года назад приезжали в Калининградскую филармонию с этим концертом. Современные аранжировки любимых песен оказались любимы и сейчас. Нас стали приглашать в разные проекты. Однажды нашу программу услышал лидер музыкальной группы "Хоронько-оркестр" из Санкт-Петербурга Дима Хоронько. Он очень хотел спеть с нашим коллективом. И предложил сделать спектакль-концерт "Утесов" в "Гоголь-центре". Наш симфоджазовый оркестр был отлично принят и молодой публикой.
- Как началось ваше сотрудничество с Александром Ф. Скляром?
- Однажды звонит мне продюсер премии "Хрустальная Турандот" Борис Беленький и предлагает спеть что-нибудь из Утесова с Александром Ф. Скляром. Мы встретились с Сашей, сыграли "Одесский порт" и поняли, что можем и дальше продолжать наши творческие опыты. Нам очень легко работать вместе. Саша достаточно гибкий, и конфликтов не возникало никогда. Если он говорит, что видит эту композицию вот так, а мне кажется, нужно иначе сделать, я предлагаю свой вариант, и он соглашается. У нас даже возникла идея сыграть его песни в моих аранжировках. Уже пробовали "Эльдорадо" Скляра играть. Это будет наш следующий проект.
- У вас были совместные проекты с актерами и профессиональными певцами, с кем джазовые импровизации удаются особенно хорошо?
- Конечно, с актерами. Артист Александр Олешко пел песни с нашим джаз-бэндом. У него отлично получилось, актеры умеют импровизировать. Вокалисты любуются своим голосом, пытаются правильно интонировать, петь. А в джазе нужно отдаться чувствам.
- Помимо своей основной деятельности в оркестре Лундстрема, творческих проектов с артистами и музыкантами, вы еще пишете музыку для фильмов, ведете передачи на радио…
- Да, бывают предложения. В фильме "Стиляги" я даже попал в кадр с оркестром. Иногда записываюсь на студии, а потом уже и не помню, куда и что писал. (Смеется.) - Как-то я был на гастролях в Литве, включил какое-то кино по ТВ и слышу, состав играет. И очень там тромбонист старается, прям упирается так. Потом в титрах оказалось, что этим тромбонистом был я. Вспомнил, что там вся музыка была записана на синтезаторе, а тромбон - живьем, поэтому и показалось, что тромбонист самый старательный. Для комедии "Дедушка моей мечты" записывали. Аранжировал и записывал музыку для документального фильма "Вершины голубой лагуны" Майи Данилевской. Меня приглашают вести музыкальную передачу для детей, где я рассказываю о джазе, даю детям самим поиграть на инструментах, пошуметь, подудеть. Они понимают, что джаз – это не просто "сидишь и слушаешь", а возможность самому включиться в игру, когда между артистом и зрителем нет дистанции.
Кадр из фильма "Стиляги" с "Тромбон-шоу" Пиганова
- На каких концертных площадках вам больше всего нравится выступать?
- Были у меня опыты, когда я на улице играл, в Москве, в переходе для бомжей. И получал от этого удовольствие, потому что видел, как искренне люди слушают, включаются в музыку сами. А потом отправлялся в концертный зал Московской филармонии им. П. И. Чайковского. Я считаю, джаз – это музыка для всех. В период перестройки я играл на острове Канта, когда поехали первые туристы, заезжали немецкие автобусы, мы играли на шляпу, это был неплохой заработок в свое время. И в Германии на улицах джемовал. Я больше люблю играть в клубах, там доверительная атмосфера. Когда выступаешь на больших площадках, немножко чувствуется зрительская зажатость. У нас люди привыкли сесть и ждать, когда начнут развлекать. Бывало, что даже и с Бутманом, и с оркестром Лундстрема зал не раскрепощался.
- Свою семью вы давно перевезли в Москву, в Калининграде бываете редко. Вы по-прежнему считаете, что для вас Москва – это город для работы, а Калининград - ваш дом?
- Да, я так считаю и сейчас. Здесь мои друзья. В Калининград на фестиваль я вырвался из отпуска на пару дней. И каждый день на отдыхе я по несколько часов играл, чтобы держать себя в форме. И порадовать калининградских слушателей.
© Дарья Катаева, специально для Русского Запада
© Фото из личного архива Максима Пиганова