Осенью 2014 года россиян может настичь очередное повышение цен на продукты питания. В Госдуме будет рассмотрен драконовский законопроект об изменениях в Федеральный закон "О торговле". Поправки выбрасывают сложившуюся ранее систему взаимоотношений между сетями магазинов и поставщиками продуктов. Законопроект также игнорирует кодекс АКОРТ, притом что это основные правила игры всех ритейлеров с их партнерами.
ЗАКОН, ПОХОЖИЙ НА ПУЗЫРЬ
Грядущая реформа подается под потребительским "соусом". Мол, покупатель от этого только выиграет, ведь цены упадут.
- На деле о кошельке россиянина авторы поправок не заботятся, - рассказал Алексей Елаев, заместитель генерального директора торговой сети "Вестер". - Законопроект развязывает руки поставщикам: их рыночная власть увеличивается, а сетевая розница становится под диктат производителей-монополистов. Если документ примут, его действие может вызвать стремительный рост цен на продовольствие.
Планируется устранить массу финансовых гарантий между теми, кто поставляет товары в магазины, и теми, кто их туда заказывает. Согласно законопроекту предлагается упразднить так называемую систему бонусов - плату поставщиков сетям за определенный товар, которая вносится еще до того, как продукты проданы. Поправки в закон "О торговле" гарантируют поставщикам ликвидацию платы за лучшие места на полках супермаркетов. Ограничениям должны подвергнуться и отсрочки по платежам.
- В Госдуме всегда находятся люди, которые, не зная торговли, думают, что законами можно регулировать рынок, - продолжил Алексей Елаев. - Но это не ошибка парламентариев, а осознанная деятельность. Взаимоотношения "поставщик - торговые сети" создавались десятилетиями. Сейчас дается шанс не на усиление всех производителей товаров, а только на диктат и без того больших поставщиков.
Законопроект также запрещает участникам рынка заключать любые договоры, кроме тех, которые посвящены напрямую условиям поставки товаров.
ЛОВУШКА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Возможность попасть на рынок у малого бизнеса сократится еще сильнее, чем сейчас, тем более когда поставщику нужно вводить в торговую сеть новый товар. Лучшая полка всегда стоит дороже. Хотя бы потому, что супермаркет - это не просто магазин, а еще и место рекламы товара. Маленький производитель может использовать это, чтобы понять, как будет продаваться его новая продукция. Нужно просто "заплатить за полку".
"Если это запретят, супермаркетам придется взять риски за расширение ассортимента на себя. В результате торговые сети станут брать товар только у крупнейших дилеров", – такова позиция собеседника Русского Запада. На первый взгляд она спорна. "Палаточники" и прочие выходцы из малого бизнеса Калининградской области жалуются на дороговизну "входного билета" в торговые сети. Якобы супермаркеты давят малый бизнес. Почему же и они тоже должны проиграть от новых поправок в закон "О торговле"?
- Благодаря "входному билету" поставщик заранее оплачивает супермаркету возможные убытки, связанные с риском внедрения нового товара, - поясняет Елаев. - Плата поставщика "за вход" - это финансовая гарантия от больших убытков. Ни один менеджер из сферы ритейла не возьмет на себя риск приобретения нового товара просто так. Объясним на примере сигарет: с 1 июля их запретили показывать на кассах. Кто от этого выиграл? Производители табачной продукции уже раскрученных брендов. Похожий итог может дать внедрение новых поправок в Федеральный закон "О торговле". На рынок нельзя вывести новую марку чего-либо, потому что только разрекламированные ранее продаются хорошо. В супермаркетах начнется засилье и без того известных продуктов от крупных поставщиков.
Малому бизнесу будет еще труднее попасть в супермаркеты, чем сегодня. А еще может возникнуть коррупция между менеджерами торговых сетей по закупкам и поставщиками товаров. Взятки и откаты всегда начинаются там, где нет официальных правил игры. Если отдельным поставщикам разрешат делать то, чего нельзя остальным, то первые повысят цены и устроят экономический диктат. К этому может привести принятие новых поправок в ФЗ "О рекламе". В этом случае точно получится как у Ленина: "Бедные беднеют, богатые богатеют".
Карикатура с сайта karicatura.ru
СУПЕРМАРКЕТЫ ВЛЕЗУТ В ДОЛГИ
Засилье известных брендов в супермаркетах неизбежно приведет к однородности товара. А по законам торговли, чем больше этот показатель, тем меньше частного бизнеса вовлечено в торговые сети, и наоборот. Новые потуги федерального законотворчества влекут еще одну угрозу – предполагается отмена отсрочек платежа. Ее депутаты Госдумы предлагают запретить.
- Если торговая сеть не сможет брать отсрочку платежа у поставщика, ей придется занимать недостающие деньги у банка под высокие проценты, - заметил эксперт торговой сети "Вестер". - Естественно, это поспособствует росту цен в супермаркетах. В наценку придется добавлять и все остальные платежи, которые предполагают отменить авторы новых поправок в ФЗ "О торговле". А товар при такой системе от поставщика нужно брать еще более дешевый, чем сейчас. Предоставить его смогут опять же только крупнейшие поставщики. Просто потому, что их операционные затраты гораздо ниже, чем у представителей среднего и малого бизнеса.
РЫНКОМ ПРАВЯТ ЭКС-ЮРИСТЫ И КОММУНАЛЬЩИКИ
Сторонники нового законопроекта аргументируют свою позицию так: отечественные супермаркеты - высоко рентабельный бизнес, могут и поделиться.
- Полное вранье, - заявил Алексей Елаев. - Причем такая ложь целенаправленно тиражируется уже и федеральными СМИ. Рентабельность сетей супермаркетов не превышает 1,2% годовых. Это в 10 раз ниже, чем у коммерческих банков и у производителя продуктов питания. Есть соответствующие исследования Федеральной антимонопольной службы России, независимых отечественных и зарубежных экспертов. Ритейлеры живут за счет больших объемов товарооборота. В рублях получается много, но в чистой прибыли – мало.
Авторами проекта поправок в ФЗ "О торговле" названы председатель комитета Госдумы России по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и ее коллега - парламентарий Виктор Звагельский. Первая – бывший юрист, второй – экс-коммунальщик.
На фото: Депутат Госдумы РФ Виктор Звагельский
Внесенные ими поправки, по мнению действующих ритейлеров, не соответствуют законам рынка. В случае принятия таких законов сам рынок не изменится, а вот потребительские цены вырастут. Журналисты, которые пиарят сейчас поправки Яровой и Звагельского, заявляют со страниц своих изданий, что торговлю в регионах России монополизировали сетевики.
– Тоже вранье, ведь даже у нас в Калининградской области работают три крупных ритейлера, но их общая доля занимает менее 42% рынка, а 58% - малый и средний бизнес, - свидетельствует Елаев. - Таковы данные Госкомстата РФ. Торговые сети не доминируют, просто у них другие параметры качества, цены и объема товара.
На фото: Депутат Госдумы РФ Ирина Яровая (er.ru)
ДЕПУТАТОВ "ТАНЦУЮТ" ПОСТАВЩИКИ ТОВАРОВ
- Мы не можем обвинить депутатов Яровую и Звагельского в неграмотности, их действия больше похожи на отстаивание интересов крупных поставщиков продовольствия, - предположил Елаев. - Народу предоставляется образ врага – сети супермаркетов. Это проще, потому что покупатели приходят за хлебом и молоком не к поставщику, а к продавцам, в магазины. Вы видите не борьбу поставщика и ритейлера, а цифру на ценнике. Естественно, вам кажется, что она монопольно высокая. Вы не хотите знать о затратах магазина, которые он понес, чтобы товар стоял на полке. Но в данном случае депутаты Яровая и Звагельский готовят стране искусственное увеличение конкуренции, а значит – повышение цен. Потребитель этого не сможет не заметить.
Избежать такого "административного" роста цен еще можно. Но только в одном случае: если Госдума России отклонит пресловутые поправки ставленников продуктового лобби. Тогда, возможно, гиперактивные депутаты направят свою энергию в другое русло. Поставщикам же останется одно - придерживаться правил здорового рынка. Возможно, депутаты не в курсе, но велосипед изобретен уже давно: естественные правила рынка "ритейлер - поставщик" сформулированы Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), крупнейшего объединения торговых сетей в России. К слову, только самая западная из них, компания "Вестер", входит в АКОРТ с 2008 года.
На фото: Группа "Вестер", которой принадлежит старейшая в Калининградской области торговая сеть, входит в ассоциацию крупнейших ритейлеров России с 2008 года (vester.ru)
НОВЫЙ АКТ - ЧЕРЕЗ МАНДАТ
- АКОРТ – это саморегулирование отрасли, оно актуально как в России, так и в западных странах, - пояснил Елаев. - Наработки ассоциации опережают установленное законодательство и в конечном итоге улучшают качество обслуживания потребителя. Нормы взаимодействия между участниками процесса устанавливает "Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров". Он действует во избежание подковерных игр и сохранения баланса между поставщиками и сетями. Это актуально, тем более в регионах.
У ритейлеров Калининградской области немало крупных поставщиков, которые иногда могут диктовать магазинам свои правила игры на рынке: исключительное право закупки товара только у них, диктат расстановки товара на полках и другое. Чтобы это пресекать, в Москве при АКОРТ действует комиссия по соблюдению "Кодекса добросовестных практик". Туда, по словам Елаева, регулярно поступают жалобы.
- Если они оправданы, это становится достоянием всех членов ассоциации, крупных ритейлеров и поставщиков, - добавил собеседник Русского Запада. - Такие истории бьют по репутации любого из нарушителей правил кодекса. За все годы на "Вестер" в АКОРТ не поступило ни одной жалобы, притом что некоторые другие крупные российские ритейлеры получали нарекания.
Очевидно, обладая такой репутацией, крупный калининградский ритейлер видит все угрозы от принятия очередного шального экономического закона, от которого пострадает, как всегда, конечный потребитель.
© Информационное агентство Русский Запад