Давно замечено, если у людей теряется интерес к приобретению новых легковых автомобилей, значит, экономика стала спотыкаться. Это – своего рода барометр. В нынешнем году барометр показывает, что российский автомобильный рынок, словно шагреневая кожа, все больше сжимается.
Падение спроса на новенькие авто прочувствовали и на калининградском "Автоторе". Напомним, калининградский автогигант является одним из лидеров на автомобильном рынке России. Начиная с 2007 года "Автотор" занимает второе место среди всех автопроизводителей России по объему производства легковых автомобилей. Предприятие выпускает более 30 моделей шести мировых брендов: BMW, Cadillac, KIA, Opel, Chevrolet, Hyundai. Автомобилестроительный холдинг строит далеко идущие планы.
Например, прогнозируемый объем выпуска предприятием легковых автомобилей к 2016 году должен достичь 250 тыс. штук. Однако вполне может статься, что большим планам большого предприятия будет не суждено сбыться.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июле 2014 года снизились на 22,9%, или на 53 598 штук, по сравнению с июлем 2013 года. В январе-июле 2014 года российский автомобильный рынок снизился на 9,9%, или на 154 864 проданных новых легковых и легких коммерческих авто, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Такие вот совсем не веселые данные озвучил Международный комитет автопроизводителей. В 2014 году было продано всего 1 410 606 автомобилей.
Среди непроданных автомобилей значительное число – из Калининграда. Судите сами, на 38% в сравнении с июлем прошлого года упали продажи гордости "Автотора" – BMW (на 5% – в январе-июле). На 11% упали продажи другого бренда калининградского завода – KIA (2% – за январь-июль). Что касается Opel, Chevrolet и Hyundai, то вычленить калининградскую составляющую сложно. Впрочем, масштаб бедствия представить можно. Продажи Chevrolet рухнули на 45%, Opel – на 25%, а Hyundai – на 2%.
"Пока мы идем в графике производства автомобилей BMW, согласованном с BMW, продолжаем анализировать ситуацию. О долгосрочных прогнозах пока говорить рано", – прокомментировала цифры представитель "Автотора" Олеся Казарина.
Стоит отметить, по собственным оценкам "Автотора", на предприятия приходится 55,6% объема всего промышленного производства области и 42% налоговых отчислений во все уровни бюджетов.
Эксперты авторынка пока не берутся предсказать дальнейшее развитие событий, но ситуация, как мы видим, оптимизма не вызывает. Председатель Комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер считает:
"К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень – сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?"
Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко, в свою очередь, объясняет стремительное падение продаж в первую очередь обостренной политической и экономической ситуацией.
"Потребитель не понимает, что будет дальше. Даже обеспеченные покупатели ограничивают расходы и откладывают покупки. Рынок начнет восстанавливаться, как только вернется ощущение стабильности и отложенный спрос выльется в рост продаж", – уверен Литвиненко.
Когда вернется стабильность? Вот в чем вопрос! Ответ на него, к сожалению, в России, да и во всем мире, сегодня не знает никто.
Прогнозы
Специалисты прогнозируют дальнейшее падение продаж автомобилей в 2014 году, которое может составить от 0,7% до 6,5%.
Оптимистичный сценарий предполагает падение продаж легковых, грузовых автомобилей, а также LCV и автобусов на 0,7% (до 2,89 миллиона автомобилей), производство автомобильной техники при этом вырастет на 3,7% (2,27 миллиона штук).
Согласно базовому сценарию авторынок в 2014 году сократится на 2,8% (2,83 миллиона автомобилей), производство в России вырастет на 1,5% (2,23 миллиона автомобилей).
Пессимистичный прогноз предполагает снижение продаж и производства автотехники на 6,5% (2,72 миллиона штук) и 1,6% (2,16 миллиона штук) соответственно.
По прогнозу Рахманова, ждать оптимистичного сценария не стоит. Авторынок в 2014 году будет развиваться либо по базовому, либо по пессимистичному направлению.
© Максим Ненашев, специально для Русского Запада