Складывается устойчивое впечатление, что местные производители просто ошалели. Судя по всему, они решили воспользоваться сложившейся ситуацией.
То же самое, к сожалению, не скажешь о простых калининградцах, которые в буквальном смысле собственным пузом начали ощущать последствия введения эмбарго на продовольственные товары из ЕС, Америки и Канады. Польские яблоки еще не успели закончиться на прилавках. А придорожные торговки рынка уже взвинтили цены на продукцию собственного огорода.
Что интересно, власти сами признают, что ситуация, мягко говоря, находится не под их контролем. Например, министр промышленности давеча откомандирован на погранпереходы проконтролировать ситуацию с очередями на границе. Естественно, на обратном пути он остановился у очередного сельского развала, поговорил с тамошними торговками и по случаю Яблочного Спаса отоварился яблоками местного урожая.
Увиденным и услышанным министр поделился в социальной сети:
"Ведро картошки - 100 рублей. 3 килограмма. 33 за 1 кг. Дорого же, говорю. В Калининграде на рынке по 20, а то и по 15.
"Да что там у вас в городе! Химия одна. У меня-то все натуральное. Ну и вообще, берут же. Значит, цена хорошая".
Дальше - яблоки. Ведро - тоже 100 рублей. Белый налив и с кислинкой. Цена по рынку. Нормальная. Спросил, много ли в запасе.
"Не волнуйтесь, хватит, главное - купите".
Купил. Спас Яблочный в календаре".
К сказанному уместно добавить, что дело было, можно так сказать, в медвежьем углу Калининградчины – в поселке Междуречье. Там за покупателем охота. Другой работы, окромя огорода, у народа нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Уж поверьте, на калининградских развалах ситуация совсем другая.
Надо отдать должное российскому правительству. За последние лет двадцать россияне поотвыкли от собственных огородов. А ведь многие еще помнят те времена, когда именно частные хозяйства обеспечивали львиную долю потребностей советского народонаселения.
Теперь такого уж нет. Вспомните, многие из вас у себя на даче огород держат? Уверен, что единицы, а вот тех, у кого он разбит в мини-промышленных размахах, и вовсе, наверное, нет. Да не нужен он был в последнее время. В магазине-то все есть и недорого… С сегодняшнего дня, вероятно, уже можно говорить, что было…
Надо отдать должное в области, в последнее время появились люди, которым интересно вкладывать в сельское хозяйство. Аккурат накануне эмбарго ввел в строй свою теплицу в Гвардейском районе один из фермеров. Огромную, надо заметить, теплицу. Ее площадь, вдумайтесь, равна общей площади всех теплиц Янтарного края.
И вот настало эмбарго. И? И фермер в интервью СМИ констатирует: цены у него вполне приемлемые, поднимать он их не собирается, и торговые сети берут у него все, что он производит, но есть одно но – у него уже не хватает на всех.
Ладно с ним, с местным производителем. Есть в конце концов братья наши из соседней Республики Беларусь, которые при Александре Лукашенко, пожалуй, только ананасы и бананы не выращивают. Хотя и в этом я на сто процентов не уверен. Ребята в Беларуси - работящие, но цену своим мозолям знают. Уже после того, как было введено эмбарго, они подкорректировали цены на целый ряд своих продуктов. Самая заметная корректировка произошла в сырном ряду. Белорусские поставщики и производители предлагают продукцию по ценам, которые на 30-45% выше обычных. При этом они требуют 100-процентную предоплату. Понятное дело, что работать на таких вот условиях согласятся далеко не все торговые сети.
Владелец одной из калининградских розничных компаний сообщил, что зависимость области от импорта по овощам и фруктам доходила до 90%, по сырам и молочным продуктам — до 80%. Однако работать надо. Это понимают владельцы торговых сетей и изыскивают новых поставщиков, но беда в том, что если по качеству они и не уступают польским товарам, то в цене явно проигрывают. Тут вмешиваются логистические, транспортные и прочие составляющие.
Худо-бедно, однако калининградцы пока не сталкиваются с пустыми прилавками, и дело тут вовсе не в пирамидах из сгущенки или стен из сайры. В область проникают аргентинские груши и турецкий виноград. А вот что будет дальше, с уверенностью пока сказать никто не может.
Смущает еще одно обстоятельство. Уж больно ретиво стали работать наши надзорные ведомства. То таможня как специально строит очереди на границе, то Россельхознадзор заворачивает 18 тонн плодоовощной продукции из-за проблем с бумагами…
Введенные санкции еще раз обозначили уникальность Янтарного края. Особое геополитическое положение вновь горько аукнулось анклавитянам.
© Максим Ненашев, специально для Русского Запада