Михаил Шемякин: "Поиск пятой колонны в России немного настораживает"

25.08.2014 15:00
   


Скульптор с мировым именем рассказал корреспонденту Русского Запада о параллелях между сегодняшней политической ситуацией в мире и в Первую мировую войну, а также о своем кенигсбергском детстве. 

Работы эпатажного художника разбросаны по всему миру - от Нью-Йорка и Парижа до Москвы. Однако россиянам он больше знаком как друг Владимира Высоцкого и впоследствии автор памятника барду на Ваганьковском кладбище. 

На торжественное открытие своей новой скульптурной композиции под названием "Памяти забытой войны, изменившей ход истории" в г. Гусеве Михаил Шемякин появился в своем знаменитом потертом кожаном пальто до пят, черных сапогах, таком же черном "берете" и держался несколько особняком от высокой делегации чиновников во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским. Однако на вопросы корреспондента Русского Запада Шемякин отвечал охотно и предельно открыто, в особенности на те, что касались его видения сегодняшней политической ситуации в мире. 

- То, что сегодня происходит на Украине, - отметил Шемякин, - просто бред. Чтобы славянин стрелял в славянина… Это, конечно, нужно довести людей до состояния какого-то безумия… Я сам, в общем, хорошо знаком с последствиями войны. Мой отец был комендантом города Кенигсберга после Второй мировой. Здесь я вырастал… среди остатков той войны. 

Воспоминания о послевоенном Кенигсберге Шемякин описал так: нищие немцы, дети, вши и чесотка. 

- Мы детьми то и дело натыкались на трупы покончивших с собой немецких офицеров, бродили по подвалам и заброшенным домам, - вспоминает скульптор. - Я создавал этот памятник, размышляя о трагедиях войны. Этот памятник, в общем-то, - олицетворение этой самой трагедии. 

Говоря о сегодняшней политической ситуации в России, скульптор назвал это состояние "всеобщей истерией". 

- Сейчас идет такая истерия в России, будто все в мире хотят нас обидеть, - подчеркнул Шемякин. - Антиевропейская и антиамериканская истерия просто настораживает. Она немного похожа на то, что было в 1914 году. Истерия раздувается до неимоверных размеров. Нас оторвать от европейской культуры просто невозможно. Мы росли на Мопассане, Рембо, Верлене. Думаю, чем больше люди искусства будут выстраивать и развивать мосты между странами, тем лучше для всех нас. И когда смотришь плакаты с антинемецкими настроениями или читаешь о том, как избивали немцев в Петербурге, Москве в те времена, понимаешь, что это, в принципе, было совершенно ненужным. Поэтому сегодня все эти поиски пятой колонны в России немного настораживают. В особенности зная, что россиян в истории часто резко заносит в какую-то одну сторону. Здесь нужно всегда осторожно подходить к оценке действий тех или иных людей и понимать четко: кто у нас враг, а кто - друг. Я, например, считаю, что если мы ищем пятую колонну, то искать ее надо у себя, а не в лице Америки или Европы. Пятая колонна – это те люди, которые довели страну, разворовав ее до такого состояния, что теперь стали срочно искать врагов.