Такими увидели калининградцы в Гусеве в воскресенье, 24 августа, два новых памятника русским солдатам, павшим в Первую мировую войну.
Как заметил министр культуры РФ Владимир Мединский, прибывший в Калининградскую область на церемонию открытия сразу двух памятников, посвященных Первой мировой войне, регион занял очень активную позицию в пропаганде событий столетней давности.
- Это справедливо, потому что подвиг наших прадедов был незаслуженно забыт, - заметил министр. - Если бы не подвиг российских солдат в Первую мировую войну, это был бы совершенно другой мир и совершенно другая история…
К слову, в России пока открыто шесть памятников павшим героям Первой мировой войны: по одному в Москве, Липецке и Пскове, еще три – в Калининградской области. Первенство Янтарного края в установке памятников эпохе последней имперской войне вполне логично, учитывая, что основная часть боевых действий, в которых принимали участие войска российской армии, проходила на землях Восточной Пруссии.
Здесь, по словам местных краеведов, при немцах насчитывалось более 30 тысяч захоронений солдат, павших в Первой мировой. Сегодня мы с трудом насчитаем тысячу-другую известных нам могил. Конечно, то, что сегодня региональное правительство с таким энтузиазмом восстанавливает память о прошлом, и с исторической точки зрения, и с нравственной правильно и нужно. Однако, судя по виду памятника "Штыковая атака", установленного в Гусеве, не всегда его энтузиазм оправдывается.
Не берусь судить искусствоведческую ценность этого шедевра, но жители Гусева явно ожидали увидеть что-то более масштабное или хотя бы будоражащее воображение. Столько было слухов и суеты вокруг обновления сквера на набережной в Гусеве, вокруг именитого автора скульптуры Владимира Суровцева!
Строители рекордными темпами соорудили постамент, выложили плиткой дорожки облагородили сквер, позвали гостей, ряженых солдат, высоких чиновников… люди, несмотря на субботнее пасмурное утро, семьями вышли посмотреть на церемонию… И на тебе… Как только покрывало коснулось земли, в воздухе повис немой вопрос: и это все? С высокого постамента на толпу удивленных зрителей одиноко взирал раскорячившийся пехотинец с винтовкой в руках. "Несолидно как-то для штыковой атаки-то", - проворчал пожилой мужчина, стоявший неподалеку с букетиком красных гвоздик, и вслед за всеми молча понес цветы к постаменту.
Шемякин и его война
Куда больший интерес у калининградцев вызвала скульптурная композиция художника с мировым именем Михаила Шемякина, открывшаяся в этот же день на территории "Технополиса GS" в Гусеве.
Назвать этот мемориал однозначным и простым, как детище Суровцева, конечно, нельзя. Впрочем, и это сооружение с длинным названием "Памяти забытой войны, изменившей ход истории" при первом взгляде заставило многих гостей поморщиться. Слишком уж откровенно удручающим и странным выглядит худой труп солдата, распятого на колесе истории. Впрочем, в войне и смерти изначально нет ничего красивого.
Нужно отдать должное автору: в его эксцентричном произведении есть и интрига, и история.
- Этот памятник, в общем-то, - олицетворение трагедии войны, - рассказал о своем детище Михаил Шемякин. - Трагедии матерей, вдов, сестер, потерявших своих близких на этом поле. К тому же он носит интернациональное значение, потому что здесь вы увидите фотографии не только русских воинов, но и французов, и немцев. Это очень важно! Мы забыли, сколько жизней было тогда унесено. Причем жизней лучших офицеров, талантов с обеих сторон. Например, немцы потеряли Франца Марка, замечательного художника, французы потеряли Аполлинера, знаменитого поэта. То есть все что-то теряли. А во имя чего? Это сегодня мы и пытаемся понять.
Живой интерес вызвали у гостей и журналистов детали скульптурного комплекса Шемякина. Народ с удовольствием рассматривал на пьедестале гранитные фотографии с лицами солдат Первой мировой войны, картами и документами той эпохи.
Сам же Шемякин с удовольствием рассказывал облепившим его журналистам истории своего детства, проведенного в разбомбленном послевоенном Калининграде, и о том, с каким трудом ему удалось доставить в самый западный регион России гранит для постамента из Болгарии. Посетовал скульптор и о том, что давно мечтает установить в Калининграде памятник немецкому литературному классику Гофману.
Однако, по словам Шемякина, денег власть выделить на это сооружение не спешит. "Раз в такой стране, как Россия, нет денег на памятник, может, хоть немцы найдут деньги на него", - обиженно констатировал Шемякин.
Гумбинненская реконструкция
И на десерт гостям показали реконструкцию битвы под Гумбинненом столетней давности. Признаться, искушенные калининградские жители, не раз бывавшие на подобных мероприятиях в Польше и Германии, остались довольны масштабом увиденного. А посмотреть было на что: более 500 реконструкторов из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России вдохновленно бегали по полю, стреляли из пулеметов и пушек и самоотверженно "погибали" на поле битвы, периодически отползая к своим позициям.
Зрители, конечно, заметили, что в этом году реконструкторы сэкономили на декорациях и взрывпакетах и даже периодически включали фонограмму пальбы и аплодисментов.
Особых ценителей истории, правда, покоробила вольная трактовка некоторых событий тех времен: броневик с именем Брусилова, имя которого, кстати, мир узнал лишь спустя два года после битвы под Гумбинненом, да и показательный расстрел пленных российских солдат как-то больше вписывались в концепцию Второй мировой, а не Первой. Тем не менее большинство зрителей с восторгом приняли действо и даже прослезились на проникновенной минуте молчания.
После завершения реконструкции министр культуры РФ заметил, что по масштабу реконструкция в Гусеве может вполне конкурировать с полем битвы при Бородино, и самозабвенно начал фиксировать на свой телефон бесконечные толпы ликующих зрителей.
Несмотря на то, что реконструкция проводится в области всего третий год подряд и не в самую солнечную погоду, люди приезжали в пос. Лермонтово целыми семьями, а некоторые и загодя, расположившись в палатках неподалеку от лагеря участников действа. Официальные власти поспешили заявить в тот же день, что зрителей насчитали около 100 тысяч человек. Оно и понятно, чем масштабнее статистика, тем больше преференций в будущем.
Однако многие из присутствовавших на реконструкции были уверены, что зрителей было на самом деле не более 20-25 тысяч человек. Впрочем, и этого количества людей вполне было достаточно для того, чтобы после завершения реконструкции дорога из Гусева в Калининград превратилась в сплошной коллапс. Из-за нескольких аварий на трассе в Черняховск и в самом Гусеве автомобильная пробка растянулась до горизонта. В обход и по огородам люди добирались до областного центра по 5-6 часов. Впрочем, этого недоразумения министр культуры уже не увидел, его доставили в аэропорт на вертолете МЧС.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Виктория Исаенко
© Фото: Михаил Медведев