Буду краток и сразу сообщу, что история ярмарок в России изучена совершенно недостаточно. А истории проведения ярмарок в Калининградской области вообще нет. Поэтому говорить о том, почему ярмарки проводятся в одних городах и почему их нет в других, совершенно невозможно. Невозможно также проанализировать, какую роль играл и продолжает играть в проведении сельхозярмарок торговый кредит. Совершенно туманно выглядит и роль ярмарок в развитии сельского хозяйства Калининградского региона. Одним словом, сплошные белые пятна, информационный вакуум, и как итог - непонимание великого значения таких мероприятий в отдельно взятом городе.
Поэтому журналист Русского Запада попытался разобраться, что означает для Калининграда сие действо и как оно отражается на жизни земляков.
Этой ярмарки праздник
Светало. Осеннее утро неторопливо шествовало по пустым улицам Калининграда, подолгу задерживаясь в неосвещенных закоулках и подворотнях. Окна многоэтажек, словно сговорившись, нацепили темные очки, сквозь которые не было видно ни одного светлого пятнышка.
В этой дремотной тишине из ряда вон выходящими выглядели суета, крики, огромное скопление людей и машин на площади у Дома советов. В воздухе под ярко горевшими прожекторами витало облако выхлопных газов от работающих двигателей. С крестьянской неторопливостью мужчины и женщины устанавливали брезентовые навесы, столы, выгружали товар. Это калининградские фермеры приехали на ярмарку.
Время для покупки продуктов я выбрал, конечно, неподходящее. А вот для того, чтобы постараться понять озабоченность земляков, пожалуй, в самый раз. Ниже приведу несколько услышанных разговоров. На первый взгляд, совершенно безобидных.
–Это мясо подальше положи, – скомандовал пожилой мужчина, обращаясь к пареньку лет 18. – Мы его потом продавать будем…
–Вахтанг, ты этикетки с ящиков все оторвал?
–Да все, успокойся…
–Слушай, я тебе последний раз предлагаю, давай по 7 рублей.
–Тебе я и по 10 не отдам…
–Эй, бабуля, ты чего тут пристроилась? Площадь большая, поищи себе другое место.
–Да мне только один ящик поставить…
…Тем временем субботнее утро вступило в свои права. Появились первые покупатели. В основном это были люди преклонного возраста. Волоча за собой тележку, они степенно подходили к продавцам, пытались торговаться и, покачав головой, шли дальше, грохоча колесами тачек по брусчатке. Возле машины с надписью "Прибалтийская мясная компания три" пенсионеры останавливались и с недоверием переспрашивали продавца о цене на мясо. Услышав подтверждение, тут же становились в очередь.
–Интересно, много у него товара? – поинтересовалась у соседки женщина, также торговавшая мясом.
–Не очень. Думаю, за пару часов продаст, а потом и наш черед наступит, – отозвалась та. Начинался ярмарки праздник, где вместо музыки звучал шорох бумажных купюр и звон монет.
Ценопад
Все ждали приезда губернатора. Под словом "все" я имею в виду не только двух заместителей председателя правительства Константина Суслова и Михаила Плюхина, а также министра сельского хозяйства Владимира Зарудного и нескольких чиновников рангом пониже, но и продавцов, и покупателей. Николай Цуканов приехал без сопровождения, не на служебной машине и сам за рулем.
–Давайте посмотрим, что и почем торгуют, – пригласил он чиновников и двинулся между торговых рядов. И тут произошло чудо! Цены на многие товары мгновенно упали. Даже мне подфартило. Несколькими минутами раньше я пытался торговаться за кусок свинины, который стоил 250 рублей за килограмм. Сбить цену не удалось. И вдруг на вопрос губернатора "Почем килограмм?" фермерша смело ответила: "По 150 торгую".
–Взвесьте мне вот этот кусок с косточкой, – попросил я, воспользовавшись благоприятным моментом.
Увы, это не плод журналистской фантазии, а реальность. Как только глава региона подходил к прилавку, ему называли одну цену, а стоило отойти – цена снова становилась выше.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все фермеры поступали таким образом. Впрочем, и тут не обошлось без крестьянской хитрости. Лучшие куски того же мяса многие припрятали на потом и, когда губернатор уехал, стали продавать по выгодной цене.
И еще один немаловажный факт, перекупщиков на ярмарке в этот раз почти не было. Торговали, как правило, своим товаром сами фермеры. Это я к диалогу, который приводил выше. Не хотят крестьяне отдавать ту же картошку оптом перекупщику по 7 рублей за килограмм. Разве что торговля арбузами, дынями и виноградом выпадала из общего правила. Но какая ярмарка обходится без кавказского акцента…
Украинский след
Следуя за губернатором и его свитой, обратил внимание на ящики с красивыми, словно с картинки, помидорами. Цена была невысокой. Уже было открыл рот, чтобы спросить, где же такую красоту выращивают, как вдруг увидел на ящике этикетку: "ООО "Гарде плюс". Украина, г. Херсон, ул. Потемкинская, 91, кв. 7. Томаты свежие. Урожай 2014 г. Страна происхождения - Украина".
–Это как же понимать? – спросил у продавца, указывая на этикетку.
–Не обращай внимания, просто ящик такой попался. Помидоры наши, – постарался развеять мои сомнения человек, глядя на лицо которого почему-то хочется спросить, почем мандарины.
А мне вспомнился услышанный в предрассветных сумерках вопрос насчет этикеток, которые нужно было оборвать. Видимо, Вахтанг не все украинские "бейджики" успел сорвать. Но дело вовсе не в этом. Внимательно присмотревшись к продавцам и их товару, вдруг понял, что украинский след на ярмарке прослеживается достаточно четко. "Наследили" тут не только помидоры, но и огурцы, и болгарский перец. Отсюда вопрос: сколько стоит провезти в Калининград через границу партию запрещенного товара? Если судить по отпускной цене, недорого…
Яблоки раздора
–Константин Васильевич, – обратился Цуканов к Суслову, – а почему яблоки такие дорогие? Вот смотри, по 50 рублей продают.
–Я видел и 20, – успокоил зампредседателя правительства. – Пойдемте, я покажу.
Заприметив губернатора, продавец предложила отведать ее яблок, "сладких, как мед". Николай Цуканов взял краснобокий плод, но не бесплатно. Положил на весы 10-рублевую монету.
–Действительно, сладкие, хорошие яблоки, – похвалил глава региона. - Своими торгуете?
–Своими, утром еще на ветках висели, – уверенно ответила женщина.
–А у вас почему яблоки 50 рублей стоят? – поинтересовался Цуканов у женщины напротив.
–Она яблоки в заброшенных садах собирает, а я своими руками выращиваю. Обрезка, подкормка деревьев, опрыскивание от вредителей, это все денег стоит. Что же я себе в убыток буду торговать?
Губернатор обернулся, чтобы выяснить истинное происхождение только что отпробованного яблочка, но торговка срочно отошла куда-то по неотложному делу…
Припомнил, именно эта женщина скандалила из-за места. Яблок-то у нее действительно всего два-три ящика было. Видимо, больше в заброшенном саду не уродилось.
У каждого - своя работа
Губернатор неспешно шел между рядами, общался с продавцами и покупателями, интересовался условиями труда фермеров. От природы прижимистые и осторожные крестьяне обещали постараться не повышать цены и тут же просили Цуканова то дорогу к их хутору отремонтировать, то землю в аренду "надолго и подешевле отдать".
Откровенно говоря, такое однообразие уже начинало надоедать. Но вдруг в размеренном ритме посещения ярмарки губернатором что-то изменилось. Фермеры стали тревожно поглядывать на дорогу, а некоторые даже побросали свои торговые места и куда-то побежали. Впрочем, вскоре все выяснилось.
–Я только припарковался, чтобы товар выгрузить, – размахивая руками, горячился мужчина, указывая губернатору на то, как доблестные стражи дорог грузили его микроавтобус на эвакуатор.
Отправленный к месту повальной эвакуации, а эвакуировали сразу четыре автомобиля, один из зампредседателей правительства повлиять на ситуацию не смог. Эвакуаторы увезли машины на штрафстоянку. Настроение у фермеров от такой стремительной атаки сотрудников ГИБДД на их железных коней испортилось. Не до торговли им стало. Нужно было ехать выручать (выкупать) свои автомобили.
За спиной услышал разговор двух мужчин:
–У каждого - своя работа, – сказал один из них.
–Самое подходящее время и место, чтобы показать свое рвение в службе перед губернатором, – добавил другой.
От первого лица
После изучения цен и удачных покупок Николай Цуканов ответил на вопросы Русского Запада.
–Что изменилось на этой ярмарке по сравнению с предыдущей?
–Во-первых, я увидел, что убрали все промышленные товары. И это совершенно правильно. Ведь здесь развернута ярмарка продовольственных товаров. Во-вторых, заметно прибавилось количество фермеров, которые привезли лично выращенные овощи, фрукты и произведенную мясо-молочную продукцию. Сразу увеличилась конкуренция, и цены заметно снизились. Появилось мясо по 150 рублей за килограмм. Я благодарен за это нашим фермерам. Мы договорились, что такую цену они будут держать минимум два месяца. И таких немало. А те, кто хотел бы воспользоваться ситуацией, снижают цену вынужденно.
–Насчет цен на мясо вам удалось договориться, а как с ценами на другие продукты?
–Я посмотрел цены на яйцо – 34,50 за десяток. И пусть это яйца 2-й категории, все же цена ниже, чем в торговых сетях. Большой разброс по ценам на яблоки. Встречаются по 20 рублей за килограмм, а есть и по 35–40. Видел импортные из Сербии, эти стоят 55 рублей. Ко мне подходили люди и говорили, что помидоры по 45 рублей за килограмм – дорого. Наверное, цена все же высоковата. Но, как говорится, все познается в сравнении. Напомню, в прошлом году помидоры стоили 100 рублей. Картошка от 10 до 17 рублей за килограмм - это, думается, вполне приемлемая цена, которой не было никогда. Опять же в сравнении с прошлым годом, когда один из главных продуктов стоил 45–50 рублей, прогресс - налицо.
–Почему появились такие цены? Видимо, сработал административный ресурс…
–Административный ресурс здесь совершенно ни при чем. Просто появилась конкуренция, и если ты хочешь продать свой товар, поднимать цены просто нерентабельно. Влияет на ценообразование и то, что на ярмарках продавцами являются сами фермеры, а не перекупщики. Вот для того, чтобы производитель без посредников смог дойти до покупателя, мы и организуем такие ярмарки.
–Вы говорили о двух месяцах "эмбарго" на повышение цен, а потом что будет?
–Думаю, что за это время наши торговые сети успеют переориентироваться на поставщиков из других стран и цены нормализуются. Но в любом случае вопросы ценообразования будут находиться под постоянным контролем правительства. Но еще более важная задача заключается в том, чтобы удвоить собственное производство и свинины, и говядины, и баранины, и курицы, и других товаров первой необходимости.
–Удастся решить эту задачу?
–Через два или максимум три года эта задача будет решена. Область сможет сама себя обеспечивать на 85–90%. Для такого прогноза есть все основания. В регионе заметно растет поголовье и крупного рогатого скота, и других домашних животных. Ударными темпами развивается сельское хозяйство. Строятся хранилища и перерабатывающие предприятия. Все это вселяет определенный оптимизм.
Советы постороннего
Я не случайно начал рассказ о посещении сельскохозяйственной ярмарки с краткого исторического экскурса. К сожалению, как и двести лет назад, к ярмаркам по-прежнему относятся словно к большим уличным базарам. А ведь именно здесь можно увидеть самый свежий, еще сочащийся срез нашей действительности, вычленить ряд проблем, над решением которых стоит задуматься уже сегодня.
Мне, человеку, можно сказать, постороннему, за несколько часов, проведенных на площади у Дома советов, удалось увидеть целый букет таких проблем. Взять хотя бы тот факт, что с каждой ярмаркой продавцов становится все больше. И это радует. Но торговых мест уже для всех не хватает, как недостаточно и парковок для автомобилей. Почему бы, например, не разрешить парковаться напротив ярмарки? С учетом того, что в выходные дни движение на этом участке дороги неинтенсивное, думается, стражи дорог могли бы вместо эвакуации автомобилей заняться действительно полезным для людей делом.
Я уже говорил, что вместе с губернатором ярмарку посетили и другие чиновники регионального правительства, но не было среди них ни одного работника социальной сферы. Спросите - зачем? А вы посмотрите, как ветераны и пенсионеры тащат на себе неподъемные поклажи с овощами и другими продуктами. А если выделить для них пару-тройку машин для подвоза - вот вам и конкретная забота о людях и их искренняя благодарность власти за помощь.
Не встретились мне на ярмарке и сотрудники фискальных органов. Видимо, контрабандный товар и торговля перекупленными овощами без соответствующих разрешительных документов их не интересуют. А жаль. Так, глядишь, и свободные места для фермеров появились бы.
Можно еще долго продолжать давать советы, а мы, рожденные в Советском Союзе, это любим делать, но я намеренно ставлю точку. Если хотя бы это будет сделано, зеркало нашей действительности станет гораздо улыбчивее.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Михаил Кучерявенко