Корреспондент
Русского Запада поинтересовался у вице-губернатора тем, как ему удается справляться с проблемами импортозамещения продуктов в регионе, к чему стоит готовиться калининградским производителям и стоит ли бояться санкций
- Константин Васильевич, как вы оцениваете сегодня ситуацию на продуктовом рынке Калининградской области от введенного эмбарго на импорт товаров из стран ЕС?
- Рынок живет сегодня напряженно, но перспективно. Перспективно потому, что сегодняшняя ситуация во многом дает толчок для развития АПК области в целом. А напряженно потому, что прежние привычные партнерские отношения сегодня у бизнеса прерваны. И это вызывает определенную озабоченность.
Так как общество при любой перемене склонно проявлять волнение, то это вполне нормальная реакция. На самом деле волноваться не о чем. Все эти вопросы с ввозом продуктов в регион уже решаются и, я уверен, скоро будут закрыты.
Отмечу, что перспективы развития устойчивого АПК и страны в целом, и Калининградской области, конечно, очевидны. Сегодня достигнута обеспеченность населения Калининградской области на 100% зерном и картофелем, на 75% мясом и яйцом.
По овощам Калининградская область обеспечивает себя на 64%, что на 11% выше уровня 2012 года. Главными направлениями, по которым нам необходимо усилить работу, являются производство молочной продукции, выращивание овощей и фруктов. За счет собственного производства область обеспечена молоком и молочными продуктами сегодня пока на 59%.
К 2016 году мы планируем увеличить поголовье молочного скота на 80%. Благодаря региональной программе по ускоренному развитию скотоводства поголовье мясных пород скота составляет уже порядка 24,5 тысячи голов, в то время как в 2012 году этот показатель был нулевым.
К 2017 году предполагается также увеличить производство свинины в области на 38 тысяч тонн (это в 2,3 раза больше существующего уровня). Помимо этого, с текущего года были значительно увеличены размеры субсидий сельхозпроизводителям в регионе.
Это позволило увеличить, например, площади под выращивание картофеля на 30%. Все эти меры в комплексе должны привести к тому, что в 2020 году Калининградская область будет обеспечена овощами на 66%, молочными продуктами на 82%, а мясом на 80%.
- В СМИ предприниматели не раз заявляли о необходимости продления эмбарго на более длительный срок, чтобы дать шанс стабильному развитию отечественного производства. Есть ли в этом действительная необходимость?
- Люди всегда желают стабильности, всем нравятся долгосрочные отношения. Поэтому, когда мы говорим о перспективах, понятно, что они не могут быть краткосрочными.
Строительство тепличных хозяйств, увеличение посевных площадей, развитие перерабатывающего комплекса в сельском хозяйстве – все это уже становится гарантом стабильного развития в регионе.
Я уверен, что стабильность в сельское хозяйство области придет вне зависимости от эмбарго или каких-то других политических решений.
- Вы на себе успели почувствовать последствия эмбарго?
- Как гражданин, после введения Россией запрета на ввоз ряда продуктов из стран ЕС, я почувствовал гордость за свою страну. Что же касается продуктовой корзины, которая на сегодня в той или иной степени меняется, то здесь я ни в чем не увидел себя ущемленным.
Не заметил, чтобы чего-то в наших магазинах не хватало. Хотя, конечно, рост стоимости продуктов заметен, но он мог бы быть и по другим причинам. Понятно, что рост цен сегодня связан с реакцией рынка на политические изменения, но здесь надо понимать: если мы что-то теряем, значит, где-то должны приобрести.
- Вы хамон или другие деликатесы едите?
- К сожалению, я себя особым гурманом не считаю. Мое успешное военное прошлое позволило оценить разные кухни, поэтому не считаю себя излишне прихотливым к особым изыскам… Хотя не могу сказать, что от них хотел бы отказаться.
Можно оценить и хороший сыр, и хороший хамон с дыней, но также легко можно от них и отказаться, не считая себя в чем-либо ущемленным.
- Какие меры предпринимаются правительством для контроля за ценами на основные продукты в регионе?
- Прежде всего организован ежедневный мониторинг средних цен на товары сельскохозяйственных и промышленных производителей.
Все надзорные органы в этом отношении работают активно, а иногда где-то даже излишне принципиальны. В качестве дополнительных мер правительство региона заключило соглашение с крупнейшими региональными ассоциациями и объединениями производителей сельхозпродукции и крупными сетевиками о недопущении роста цен на первостепенные продукты.
Кроме того, еженедельно по выходным дням по всему региону организованы ярмарки местных производителей сельхозпродукции.
Кстати, по результатам проведенного мониторинга, с 11 августа по 26 сентября количество постоянно действующих продуктовых ярмарок в муниципалитетах увеличилось с 34 до 50, а количество торговых мест - с 475 до 819.
И губернатор Николай Цуканов, и я каждые выходные лично посещаем такие ярмарки в областном центре. Мы покупаем и овощи, и птицу фермерскую с большим удовольствием.
Могу сказать, что на этих ярмарках за свинину, например, просят очень комфортную цену - 160 рублей. Стоимость яйца 2 категории опять же достаточно сдержанная.
И я убежден, что все необходимые продукты для жизни калининградцев сегодня на ярмарке есть. Мы, в свою очередь, делаем также все, чтобы их было еще больше.
- Можно ли калининградцам ожидать того, что рост цен остановится или хотя бы вернется к своим прежним показателям?
- Стоит ожидать, что рост цен будет достаточно сдержанным. Колебания возможны в зависимости от сезонности, и они не будут зависеть от политической ситуации.
- Как вы оцениваете содействие местных торговых сетей в условиях продуктового эмбарго?
- У нас есть с торговыми сетями сегодня понимание и тесное общение. Даже более того, руководство наших крупных сетей сегодня на удивление более патриотично, чем в какие-то ранние периоды.
Надо понимать, что все они также являются гражданами нашей страны и не заинтересованы в необоснованном росте цен. Поэтому мы находим понимание в вопросах по сдерживанию роста цен на необходимые продукты.
Это линейка сегодня, кстати, насчитывает порядка 40 пунктов. И цены на все эти товары в целом сдерживаются, хотя это получается пока не в полном объеме.
- Есть опасение, что сетевики не смогут сдерживать цены вечно.
- Для того чтобы этого не произошло, необходимо, чтобы наши производители, в том числе и фермеры, умели сделать конкурентное предложение ритейлу так, чтобы сетевикам было выгодно покупать продукцию здесь, а не завозить ее из Китая, например.
В бизнесе всегда будут в приоритете выгодные предложения. Глупо везти скоропортящийся товар издалека, если готовая продукция и по качеству, и по доступной стоимости есть и здесь.
- В случае полной изоляции региона от материковой России как долго мы будем способны обеспечивать себя необходимыми продуктами?
- По состоянию на 1 сентября на территории Калининградской области ежесуточно производится 168,9 т мяса (при потребности в 248,2 тонны).
По молочным продуктам ежесуточное производство - 399,3 тонны (при потребности 687,4 тонны), по картофелю - 248 тонн (при потребности в 305,5 тонны). Среднегодовое производство овощей во всех категориях хозяйств составляет 63 тыс. тонн.
У нас современнейшие производственные комплексы, которые работают на основную территории области. Думаю, что отсутствие продуктов питания нам не грозит.
- Существует ли какой-то стратегический госзапас товаров в Калининградской области?
- Мы сегодня возвращаемся также к такого рода системе. Она будет отработана в ближайшее время.
- Что делается для поддержания мелкого и среднего сельхозпроизводителя в Калининграде?
- С 2012 года в области реализуются две социально значимые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. За это время 73 начинающих фермера уже получили гранты - до 1,5 млн. рублей каждому, а 7 семейных фермерских хозяйств - до 21,6 млн. рублей.
Мы приобрели для их нужд почти 190 единиц сельхозтехники и оборудования, 15,7 тонны семян, построили 7 теплиц, купили 75 коров, отремонтировали 4 фермы и 15 производственных помещений, оборудовали мини-завод по переработке молока, приобрели 160 ульев и т. д.
А в 2014 году объем федерального софинансирования программы по поддержке начинающих фермеров увеличен вдвое, и уже 48 фермеров получат бюджетные гранты.
Таким образом, правительство делает все для поддержки малого и среднего бизнеса на селе. Здесь главное – иметь желание быть сельхозпроизводителем.
- А охотно ли идут банки на содействие с калининградскими фермерами?
- Хотел бы отметить, что в последнее время Калининград лидирует среди регионов СЗФО по уровню предпринимательской активности в сегменте малого и среднего предпринимательства.
По итогам 2013 года наша область переместилась в рейтинге активности участия регионов по программам банков с 22-го на 8-е место. Вот буквально сегодня у нас были переговоры с представителями московского банка (там, кстати, 100% акций принадлежат государственной корпорации).
Поверьте, не все банки сегодня готовы выстроить кредитную политику возле среднего и малого бизнеса. Все стараются держаться крупного. И это понятно, он предсказуем и наименее подвержен рискам. Малый и средний бизнес более трудоемкий.
Тем не менее этот банк ориентируется сегодня именно на малый и средний сегмент. По их данным, только за 2014 год финансовую поддержку в банке получили около 500 предпринимателей производственного сектора общей суммой на 4 млрд. рублей.
Кстати, их ставка по кредитам составляет 10,6% годовых, что ниже рыночного показателя. У них хорошие лизинговые программы. Причем по секторам у них нет приоритетов, готовы финансировать все сектора бизнеса.
Тот факт, что подобный крупный банк заинтересовался развитием малого и среднего фермерства в Янтарном крае, говорит о положительной тенденции в мелком бизнесе региона.
Продолжение следует...
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Виктория Исаенко