С 7 августа в Россию запрещен ввоз овощей, фруктов, орехов, рыбы, молока и молочной продукции, свинины, говядины и мяса птицы. Под запрет попали продукты из стран Евросоюза, США, Норвегии, Австралии и Канады, – из тех стран, которые ввели в отношении РФ санкции.
Мнения разнятся: одни калининградцы ожидают подъема цен и дефицита продуктов, другие же оптимистично надеются на развитие отечественного производства. Генеральный директор торговой сети "Вестер" Артур Влодарчик рассказал о том, как сегодня дела в торговле обстоят на самом деле.
- Какое влияние оказало введенное эмбарго на розничный рынок Калининградской области и на развитие компании "Вестер"?
- Буквально с первых дней введенное эмбарго начало сказываться на ценовой политике рынка. Ряд продуктов питания, которые благодаря близости Европы на протяжении достаточно продолжительного времени были доступны для населения региона, в том числе и по цене, вдруг оказались на какое-то время в числе "деликатесов".
Могу сказать, что торговая сеть "Вестер" приложила немало усилий для того, чтобы некоторые фрукты, овощи, мясная и рыбная продукция не попали в число дефицитных. Во многом этого удалось достичь благодаря тому, что за время своего существования у компании "Вестер" сложились надежные деловые отношения с партнерами в России и по всему миру. Это помогло нам в короткие сроки переориентироваться на поставки товаров из стран, не попавших под запрет.
Не буду отрицать, что в ассортименте произошли достаточно заметные изменения. До введения санкций на запрет импорта доля свежих овощей и фруктов, поставляемых из стран ЕС, составляла в Калининградской области порядка 85%, в категории замороженных овощей и фруктов - 75%. Особенно это сказалось на группе "овощи и фрукты". Например, если до введения санкций торговая сеть "Вестер" предлагала покупателям 10 видов томатов, то теперь намного меньше. Что касается потребителя, то да, наверное, небольшой отток с целью покупок в Польшу и Литву имеет место быть. Однако в связи с действием определенных ограничений на ввоз мясной продукции, за которой преимущественно и отправлялись раньше калининградцы, пока он не так ощутим.
- В стране также налицо экономический кризис. Затронул ли сегодня кризис деятельность компании "Вестер"? Какие уже ощущаются последствия?
- На сегодняшний день можно сказать, что последствия введенного эмбарго, равно как и экономический кризис, проявляются приблизительно одинаково - растут цены и наблюдается падение товарооборота. И в первую очередь от всего этого начинает страдать потребитель. Безусловно, и мы тоже ощутили и продолжаем наблюдать некоторые негативные тенденции, которые вполне объяснимы в сложившейся ситуации. Для любого бизнеса финансовый кризис – проверка на прочность. К сожалению, в это время не удается развиваться в желаемом темпе.
- Какие меры компания предпринимает, чтобы компенсировать последствия эмбарго и кризиса?
- В кризис люди начинают экономить, делая выбор в пользу более дешевых товаров. При этом покупатель становится более внимательным и требовательным к качеству предлагаемой продукции. Мы тоже вынуждены сокращать расходы, но мы не экономим на качестве и сервисе. В это непростое время высокий уровень обслуживания покупателей становится важен как никогда. И очень приятно, что люди это чувствуют и могут оценить по достоинству.
Что касается продукции, то мы стараемся, как и раньше, находить возможность делать выгодные предложения, чтобы наш покупатель был удовлетворен.
Между тем, по некоторым данным, за несколько месяцев покупательская способность в среднем по всей России упала на 20%. Хочется отметить, что проделанная нами работа в течение предыдущего года позволяет не просто держаться на плаву, но и наблюдать рост и по посещаемости, и по тому же среднему чеку в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.
- Изменилось ли отношение партнеров, поставщиков, клиентов к компании в последнее время?
- В первые дни после введения эмбарго ряд поставщиков заявили о значительном повышении цен на продукты питания. В тот момент нашей главной задачей было сдержать этот рост насколько возможно, потому что мы четко понимали, как это скажется на покупательской способности. Поэтому мы достаточно открыто заявили о предстоящих последствиях, которые возможны, если не пересмотреть вопрос ценообразования. И нам удалось это сделать, в большинстве случаев не допустив необоснованного повышения цен.
В то же время на момент введения запрета у нас уже были заключены прямые контракты с производителями и дистрибьюторами продукции из Турции, Македонии, Сербии и Китая. И если раньше далеко не весь их товар был конкурентоспособным на калининградском рынке, то сейчас, по словам самих поставщиков, спрос увеличился едва ли не в десять раз. Партнерам потребовалось порядка двух недель, чтобы перестроиться и начать обеспечивать нас товаром в нужном объеме.
Первым и наиболее значимым следствием изменения географии стал рост отпускных цен на товары. Этому же способствовало усложнение и процедуры прохождения груза через границу. От поставщиков стали требовать больше документов, чем раньше, а именно: теперь необходимо подтверждение страны происхождения товара. Если раньше подготовка пакета документов занимала один день, то сейчас - неделю.
- Как вы оцениваете ближайшее будущее калининградского розничного рынка в целом и компании "Вестер" в частности?
- Я бы воздержался от прогнозов, особенно относительно долгосрочных перспектив. В тех обстоятельствах, в которых оказался сегодня калининградский рынок, принимать решения зачастую приходится слишком быстро. Однако не может не радовать тот факт, что от запланированных открытий новых магазинов и расширения существующих площадей мы не отказываемся в этом году.
Так, до конца 2015 года мы планируем открыть новый торговый центр площадью около 4,5 тыс. квадратных метров в районе ул. Горького, супермаркет площадью 700 квадратных метров в районе ул. Дадаева, а также запланировано расширение площади торгового центра на ул. Интернациональной.
© Информационное агентство Русский Запад