Современные технологии позволяют устранить факторы внезапной сердечной смерти

10.10.2014 10:00
   


О проблемах сердечно-сосудистых заболеваний, особенностях нарушения ритма сердца, опасностях, которые таит в себе это заболевание, и о новых способах лечения с помощью имплантируемых устройств корреспонденту Русского Запада рассказали заместитель главного врача по медицинской части "Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии" Калининграда Александр Выговский и руководитель сердечно-сосудистого направления компании Medtronic Федор Суздалев. 

- Расскажите, пожалуйста, какая категория людей больше всего подвержена риску возникновения аритмий сердца? 

Александр Выговский: 
- Сегодня во всем мире проблема нарушения сердечного ритма - проблема ничуть не меньшая, чем ишемическая болезнь сердца. Аритмиями болеют все категории людей – от новорожденных до людей преклонного возраста. Я оперировал 101 человека в год. 

Есть некоторые аритмии, которые больше наблюдаются у молодых людей, у подростков, у людей до 40 лет, – это приступы тахикардии, связанные с врожденными аномалиями проводящих путей. Например, внезапное повышение пульса у человека до 200 ударов. При частых приступах тахикардии у человека бывают обмороки, и все может плохо закончиться. 

У людей постарше существует такое заболевание, как атеросклероз, – изменяются ткани в сердце. Импульс плохо идет через измененные ткани, замедляется сердцебиение, возникает редкий ритм или длинные остановки. В этих случаях имплантируют разные кардиостимуляторы. 

Также у людей, особенно перенесших инфаркт миокарда, развивается сердечная недостаточность – часть сердечной мышцы становится рубцом, она не участвует в сокращении, сердце слабо работает, несинхронно, и все это нарушает насосную функцию сердца. Есть современные устройства – ресинхронизаторы – трехкамерные кардиостимуляторы, которые позволяют устранить эту несинхронность. 

Еще есть колоссальная проблема – мерцательная аритмия. Чаще всего она наблюдается у людей, злоупотребляющих алкоголем, прямая связь уже доказана. Алкоголь стимулирует сердце к появлению мерцательной аритмии.

По ряду европейских исследований больных с высоким риском аритмий сердца примерно 40-50 человек на 100 тысяч. Если перенести данную статистику на Калининградскую область, в которой проживает почти 1 млн. человек, то это порядка 400 человек в год, которых нужно выявлять с риском внезапной сердечной смерти. На сегодняшний день мы помогаем только десяткам. Мы можем помочь сотням, главное – вовремя выявить таких пациентов. 

Федор Суздалев: 
- К сожалению, в России достаточно много людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе аритмиями. Государство знает об этих проблемах и борется с этим, создавая высокотехнологичные центры, в частности этот кардиоцентр в Калининградской области. Это прекрасно, что у калининградцев есть возможность получать самое современное лечение в области сердечно-сосудистых заболеваний. 

- Какие сегодня применяются методы лечения аритмий сердца? Возможно ли полностью избавиться от аритмии? 

Александр Выговский: 
- Одно из главных направлений развития сейчас в России, в том числе и в Калининградской области, – имплантация кардиовертера-дефибриллятора и ресинхронизирующих устройств. 

Видов сердечных аритмий множество, и каждый из них опасен: может привести к инвалидизации больного, плюс постоянные услуги скорой помощи, постоянный прием лекарств. Многие виды аритмий жизненно опасны. Они как раз и являются источником внезапной сердечной смерти. И сейчас важно понимать, какие больные имеют этот риск смерти. Этот риск можно победить с помощью современных технологий, с помощью имплантации определенных устройств. 

Данное устройство (на фото ниже, - прим. Русского Запада) – это имплантируемый кардиовертер-дефибриллятор. С помощью данного устройства можно произвести экстренную диагностику аритмий, которые у больного случаются, в том числе и жизненно опасную. За несколько секунд аппарат сам ставит диагноз, выбирает метод лечения или посылает специальные импульсы или делает шок. Данный аппарат, по сути, – скорая помощь в человеке. Многих людей он спасает от внезапной смерти. 

20141009_103155.jpg

Кроме электрошоков, это еще и кардиостимулятор, который помогает выравнивать ритм, помогает синхронизировать разные камеры сердца, что улучшает, в свою очередь, функцию сердца и улучшает качество жизни.  

Современные технологии позволяют устранить, во-первых, факторы внезапной смерти, а во-вторых, улучшить качество жизни. 

Аритмию действительно можно убрать, такое редко бывает в медицине. Устранить эту аномалию можно с помощью специальных катетеров и не мучиться годами, не лежать в больницах, не вызывать скорую помощь. 

Есть различные кардиостимулятры, мини-компьютеры, они - как наручные часы: от них идет один или два электродика в сердце, и данное устройство вписывается в физиологию человека и вступает в работу только тогда, когда человеку это необходимо. Люди могут активно путешествовать, заниматься спортом и забыть о больницах. 

- А какова цена вопроса установки кардиовертера-дефибриллятора? 

Александр Выговский: 
- Раньше эти аппараты были малодоступны нашим пациентам из-за их высокой стоимости. Данный аппарат, например, стоит порядка 600-800 тыс. руб. Конечно, обычная страховая медицина или личные возможности не позволяли пациентам приобретать такие устройства. 

Однако сейчас появилась возможность по специальному федеральному финансированию имплантировать данные устройства нашим пациентам бесплатно. Главная цель – вовремя выявить нуждающихся в имплантации пациентов. 

Федор Суздалев: 
- Пока в России количество имплантируемых устройств на 1 миллион населения, кардиостимуляторов, кардиовертеров-дефибрилляторов, устройств ресинхронизирующей терапии и других устройств значительно меньше, чем в развитых странах Европы и США. Все мы вместе стараемся увеличить эти показатели. Этому должна способствовать и данная конференция, для того чтобы врачи знали, что нужно делать, какие существуют современные технологии, и смело их применяли. 

Задача компании Medtronic в России, – помочь врачам-специалистам (хирургам, аритмологам) освоить самые современные методы лечения, а также помочь обучить направляющее звено кардиологов, врачей общей практики и т. д. 

- Какой размер федеральной квоты на регион? 

Александр Выговский: 
- У нас уже около 65 человек, которые получили подобные устройства, наблюдаются дистанционно. Сейчас мы запросили дополнительное количество квот и до конца года сможем принять еще порядка 50 человек, и это большое подспорье для нас. 

- Сейчас можно сказать, что в России, в том числе в Калининградской области, применяются наисовременнейшие технологии в области лечения аритмий сердца? 

Александр Выговский: 
- Да. Я много лет работаю в области лечения аритмий сердца, но раньше на конференциях мы говорили лишь о том, какие бывают технологии. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что применяем точно такие же, как в Европе или Америке. Новые возможности федеральных центров позволяют сделать их доступными для людей. Важно, чтобы люди с аритмией сердца знали, что им обязательно нужно пройти консультацию у специалиста и можно выбрать способ лечения, который реально сможет помочь. 

Федор Суздалев: 
- В Калининградском кардиоцентре делается практически  все то же самое, что и в передовых центрах Европы и Америки, врачи обладают высокой квалификацией и профессионализмом, используются те же самые устройства и технологии. 

Зарубежные компании по разработке имплантируемых устройств вкладывают много средств в разработку и реализацию новых технологий в сфере медицины. Так, компания Medtronic вкладывает порядка 10% всех своих доходов, направляет на исследование и разработку, связанную с выпуском более физиологичных, более миниатюрных устройств, которые возвращают то самое качество жизни, про которое говорил Александр Борисович. 

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о лечении с помощью имплантируемых устройств. 

Александр Выговский: 
- Внедрение имплантируемых устройств – это не открытие операции, т. е. через сосудистые вмешательства, которые делаются под местным обезболиванием, и все, что происходит внутри сердца, куда внедряются миниатюрные электроды, человек не ощущает. Это видит только врач с помощью специальных методов контроля, рентгена и т. д. 

Эти операции абсолютно нетравматичны: человеку делается операция, и уже через сутки он отправляется домой и продолжает свой привычный образ жизни. Т.е. человек госпитализируется, в этот же день ему делается какая-либо процедура по тахикардии, на проводящих путях и на следующий день он идет домой. 

Кардиовертер-дефибриллятор - очень сложный механизм, внутри у него полноценный компьютер, и общаться с ним могут только специально обученные врачи. Каждый пациент получает с собой небольшое устройство, т. е. пациент находится на постоянном дистанционном контроле. 

Врачи могут программировать данное устройство, следить за его работой, режимами вне зависимости от того, в какой части региона находится пациент. Доктор у себя на мониторе видит все, что происходит с устройством, с пациентом, какие аритмии, что нужно изменить в лечении - поменять лекарства или пригласить в центр. В Калининградском кардиоцентре проведено порядка 65 операций по имплантированию кардиовертера-дефибриллятора. 

Федор Суздалев: 
- Последние разработки позволяют пациентам даже с имплантируемым кардиовертером-дефибриллятором проходить МРТ. Раньше существовало ограничение, поскольку аппарат сделан из железа, сейчас же такое ограничение снимается, и пациенты с подобными устройствами могут проходить обследование без ограничений. Практика показывает, что имплантируемый кардиовертер-дефибриллятор может потребоваться примерно 30% пациентов. 

Также пациенты с подобными устройствами постоянно связаны с центром путем удаленного наблюдения, т. е. у каждого пациента дома есть специальное устройство, которое беспроводным способом общается с имплантируемым аппаратом и передает диагностическую информацию в кардиоцентр врачам. 

Александр Выговский: 
- Кардиовертер-дефибриллятор подсказывает пациенту, когда снижается уровень заряда батареи или есть какие-то проблемы. Данное устройство должно работать много лет, должно дать много шоков. Там внутри - литиевые батареи. Стимуляторы могут работать 7, 8, 10, 15 лет. Они сами подстраиваются под индивидуальные особенности человека. 

Современные устройства сами опрашивают, какой минимальный импульс нужен человеку. Он экономно расходует энергию. Когда батарея заканчивается, пациент приходит на прием на реимплантацию (небольшая процедура под местным обезболиванием). 

Работает аппарат в зависимости от того, сколько производит шоков. Нельзя просто поставить аппарат и забыть о пациенте – нужно дальнейшее лечение, прием соответствующих препаратов, чтобы приступы не были частыми. 

Федор Суздалев: 
- Мы работаем над тем, чтобы продолжительность работы данных устройств была как можно больше. Например, исследования выявили, что человеку не всегда нужен шок, в большинстве случаев достаточно очень быстрой стимуляции, чтобы прекратить аритмию, и тогда вам не нужно наносить разряд, а значит, вы экономите батарею. 

Александр Выговский: 
- Аппарат сам выбирает алгоритм лечения. Это делают с помощью специальных устройств кардиологии, в зависимости от вида аритмии, курса лечения и т. д. 

- Сколько проходит времени с момента обращения пациента до проведения операции? 

Александр Выговский: 
- Пациент приходит на консультацию, мы с ним знакомимся, и если у него есть показания к операции, достаточно 1-2 дней. Сейчас квота оформляется очень быстро. Если у человека неотложное состояние, он госпитализируется прямо с приема. Здесь нет формальных барьеров, они максимально упрощены. 

Нужно записаться на прием к нашему кардиологу в федеральный центр. Единственно ему нужно иметь направление на консультацию, которое нужно взять по месту жительства в поликлинике. Далее пациент звонит в кардиоцентр, ему назначают день, время, и он приходит на консультацию. Тут его ждут, заводят на него электронную карточку. Он попадает в нашу систему, и если есть показания для госпитализации, он получает дату, госпитализируется, и уже далее проводятся необходимые процедуры. 

- Есть ли какие-то условия, чтобы напрямую обратиться в кардиоцентр, минуя поликлинику? 

Александр Выговский: 
- Поликлиника работает на страховой медицине. Порядки страховой медицины таковы, что есть первичное фондодержание, когда материальные ресурсы находятся в первичном звене, это те же районные поликлиники, больницы. Для того чтобы больной приходил к нам и все исследования были оплачены, необходимо направление из поликлиники по месту жительства. 

Сейчас мы продолжаем диалог и с региональным Министерством здравоохранения, и с территориальным фондом ОМС, чтобы сделать прием граждан быстрее и без направления. 

В нашем кардиоцентре можно получить и платные услуги: консультации, пройти диагностику сердца, сосудов, сделать МРТ. Те, кто уже находится у нас на лечении, получают данные услуги бесплатно. 

Кроме того, лечение аритмий сердца с помощью имплантируемых устройств можно получить прежде всего в семи крупных федеральных центрах России (Челябинск, Калининград, Хабаровск, Красноярск, Пенза, Пермь, Астрахань), а также в крупных научных институтах (в Москве - в научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, в Главном военном клиническом госпитале им. Бурденко, в Санкт-Петербурге – в федеральном центре сердца, крови и эндокринологии имени В. А. Алмазова). 

© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад 

© Фото автора
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 801 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты