Дмитрий Маликов: "Сегодня, чтобы стать популярным, нужна провокация"

17.10.2014 15:00
   


Популярный певец, композитор и телеведущий представил в Калининграде свой образовательно-просветительский авторский проект "Уроки музыки", рассказал, почему ритм в музыке – это основа всего, а также как можно продвигать свое творчество через… аптеки. 

О собирательной программе "Уроки музыки" 

"Более двух лет мы ездим по стране и встречаемся с талантливыми детьми, их педагогами. В этом сезоне мы провели уже семь мастер-классов и до лета будущего года хотим завершить программу. Мне интересно ездить по городам. За свою 25-летнюю творческую деятельность я впервые занялся педагогической деятельностью. Мы побывали уже в 72 городах.

Меня пригласили с концертами в северные нефтяные города, и руководство попросило повести не только вечерние концерты, но и приехать днем к детям в школы, пообщаться с ними. 

Программа "Уроки музыки" – собирательная. Она представляет собой и творческую встречу, и концерт, и мастер-класс, и лекцию, и интерактив, и правила жизни одновременно. В программу вошли и классические произведения, и произведения, написанные самим певцом, и, конечно же, обязательное совместное исполнение с местными учениками музыкальных школ. "Уроки музыки" пользуются необыкновенной популярностью. И впереди – еще порядка 30 подобных уроков. 

Цель данного проекта – раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения, развитие интереса к музыке, в том числе классической. 

IMG_6148.JPG

Мы думаем насчет финального концерта с участием детей, возможно, он будет уже следующей осенью. 

У нас есть все контакты и архив талантливых детишек. Не могу сказать, что есть гении, но талантливые – безусловно, на хороший концерт наберется. Помогать этим детям нужно, и мы уже финансово помогаем им, выделяем гранты, оказываем помощь в поступлении в столичные высшие учебные заведения. 

В Калининграде мы провели последний мастер-класс в Северо-Западном федеральном округе. Мы проехали все крупные города – были и в Архангельске, и в Мурманске, и в Петрозаводске, Пскове, Санкт-Петербурге, и вот такой яркий финал в самом западном российском регионе". 

О непрерывности усилий в занятиях музыкой и побегах от своего учителя музыки…через окно 

"Я всегда во всех городах говорю и детям, и их родителям, и педагогам, что необходимо и важно заниматься музыкой. Они получают совершенно другой уровень развития. Известно, что те дети, которые ходят в музыкальные школы, на 40% лучше успевают в обычной школе. 

Музыка – штука великая. Даже если ребенок не станет известным музыкантом, музыка все равно очень сильно поменяет его в лучшую сторону. Конечно, нужно много заниматься, а это не всегда хочется. 

Скажу честно, я был ленивым мальчуганом и частенько убегал от своего учителя музыки через окно. Мы жили на первом этаже, и как только я видел, что преподаватель направляется к нашему дому, через другое окно просто спрыгивал и убегал играть в хоккей. Мне было пять или шесть лет. Хочу отметить, что моим педагогом был Алексей Шмидт, который стал потом известным органистом. 

После моих побегов он говорил моей бабушке: "Ваш внук никогда не станет великим артистом". На самом деле музыку я любил, только заниматься не хотелось (улыбается - прим. РЗ)

Мой педагог говорил всегда: "Дима, обязательно должна быть непрерывность усилий. Нужно постоянно, каждый день, заниматься". 

И еще нужно помнить о ритме. Ритм – в основе всего. 

Каждый знает, что, если один день не позанимался, ты сам это замечаешь, если два дня не позанимался – это заметит твой педагог, а если три дня не позанимался – это заметят все. 

Бросить занятия легко, а потом вернуться к ним невозможно". 

О продвижении своего творчества через… аптеки 

"Музыканты должны быть хоть и немного, но менеджерами, они должны уметь продвигать свое творчество. На примере одного своего альбома хочу рассказать о том, как музыканты могут быть изобретательны. 

Несколько лет назад я написал альбом фортепианных прелюдий и захотел выпустить его на диске. В чистом виде подобный альбом мало кому нужен, потому что по радио такую музыку играют очень мало и редко, по телевидению - тем более, только как сопроводительную к чему-то. Поэтому мне очень хотелось, чтобы музыка достигла непосредственно слушателя. 

Начал я с названия. Музыка всегда носит какой-то лечебный эффект, целительный характер, поэтому альбом я назвал "Панацея", т. е. универсальное средство от всех болезней.

IMG_6129.JPG

Далее мне хотелось сделать и соответствующий визуальный образ "Панацеи". Я подумал, что это может быть таблетка - волшебная таблетка в виде рояля. 

Затем мне захотелось придумать оригинальные названия каждой композиции, и чтобы это был именно интересный цикл. Я решил найти стихотворение, где каждое слово могло бы быть названием пьесы, и с большим трудом нашел такое у современной московской поэтессы Юлии Донской. Ее стихи я разбил на слова, и получились названия композиций. 

"Задумавшись о суете, о прошлом, о невыполнимом, 
С дыханьем музыки счастливым я становлюсь, 
Уходит тень.
Душа наполнена. 
Свежо. 
Я жив. Я рад. Мне хорошо". 

Все это была подготовка, далее было самое сложное – как продвигать этот альбом. И вот я опять же вспомнил о медицинском предназначении этого альбома и о том, что у меня есть друзья, занимающиеся медицинским бизнесом. И вот с позапрошлого года альбом "Панацея" продается в сети аптек. 

Правда, совсем недавно сеть аптек, продающих мои диски, прекратила свое существование… Разорились на продажах моего альбома (в шутку сказал певец - прим. РЗ). Все равно это была благотворительная продажа, я ничего не зарабатывал, мне просто было важно, чтобы музыка достигла слушателей и чтобы она понравилась". 

О Калининграде, детях, живописи и личной панацее 

"Мне очень понравился, встреча была сбалансированная. Было много людей. Ко мне подходили дети и говорили, что ехали около трех часов, чтобы попасть на мой "Урок музыки". Когда дети едут так долго, то они хотят и должны получить вознаграждение в виде отличного мастер-класса, не разочаровались. 

Работа с детьми на "Уроках музыки" строится следующим образом: им заранее высылаются ноты, видео- или аудиоаналог, и за 1,5-2 часа до начала мероприятия мы встречаемся с детьми и репетируем, я вношу, если нужно, правки. Как правило, осечек нет. 

IMG_6214.JPG IMG_6199.JPG
Вот, например, "Полет шмеля". Сложнейшее произведение, и уровень подготовки для его исполнения должен быть высокий. Калининградские ребята отлично справились, причем достаточно уверенно, я порадовался. А в Москве в одной школе играли так быстро, что я даже за ними не успевал, очень быстрый темп. Помимо скорости еще нужна и динамика, артистизм и так далее. 

Здесь нет задачи индивидуально копаться в каждом произведении, здесь есть задача дать в целом урок любви к музыке. Этим я и занимаюсь (улыбается артист - прим. РЗ). 

Вообще, я люблю Калининград, это особый город в нашей стране. Тут живут мои друзья, и мне всегда очень приятно сюда возвращаться, я довольно часто у вас бываю. 

Я очень люблю живопись и в каждом городе посещаю музеи старой живописи. К сожалению, в Калининграде нет такого музея. У вас есть только современная живопись. К ней я отношусь не то чтобы скептически, просто из 100 художников могут понравиться только два - например, которые совпадут с моей энергетикой. 

А старую живопись начала XX века я очень люблю, хорошо в ней разбираюсь. Во многих российских городах есть удивительные музеи, где собраны потрясающие полотна. После революции была программа: в провинции отправляли произведения искусства современных на тот момент художников, это был самый расцвет искусства, это был авангард, 10-20-е гг.; и вот подобные музеи я люблю. 

IMG_6167.JPG

Провожу время интересно: хожу по музеям, общаюсь с руководством городов, в которых бываю, а когда сильно устаю, хожу в баню. 

У меня есть свой плей-лист, который я постоянно слушаю, есть в нем и мои композиции, и знаменитых, поистине великих музыкантов. Например, Питер Гебриэль, музыка из кинофильма "Последнее искушение Христа", забойная, заводная песня AC/DC, из своих мне тоже нравится одна инструментальная композиция, которую я постоянно слушаю". 

О долге перед своей страной и о проблеме выбора профессии музыканта 

"Если говорить о поп-музыке, то сейчас она особенно носит развлекательный характер. Я, собственно, почему и пошел в инструментальную музыку, потому что в поп-музыке мало содержания, мало глубины. 

Наши "Уроки музыки" как раз призваны приучить детей к настоящим классическим произведениям, это наш долг. 

Проблема еще заключается и в узости восприятия публикой классической музыки. Катастрофически падает уровень культуры, и музыка перестает быть средством общения, она становится средством потребления. 

Сегодня большинство потребляет музыку именно как средство развлечения. Поэтому огромное количество музыкантов просто не востребованы сегодня. Например, джазовые музыканты. По России большой недобор в духовые инструменты в музыкальных школах, т. е. мужчины просто не идут в духовики, потому что влачить жалкое существование в оркестре не хотят, ведь семью нужно кормить. 

Государство кого-то поддерживает, кого-то - нет, государству нужно сохранить баланс, и так трудно, оно не может помогать каждому. А то, что общий уровень культуры не позволяет развиваться разным направлениям, - это плохо. 

IMG_6219.JPG

Все меняется, и многие профессии, не только музыканта, вообще уходят в прошлое, становятся ненужными. Я вижу, как тяжело современным музыкантам. Мне часто пишут в соцсети, поступают в основном три формы сообщений: "помогите, кто-то болеет", "просто дайте денег" и "я - начинающий поэт…". Шлют стихи, но у людей абсолютно нет понимания, что такое "хорошо" и "плохо". Написать текст для песни еще гораздо сложнее, чем написать музыку к песне. Это сложный дар – песенная поэзия. Но люди не понимают, все хотят быстрого и легкого пути к Олимпу. 

Некоторые телевизионные шоу, например "Голос", дают шанс людям, но места в шоу ограничены, а людей действительно талантливых – очень много. Сегодня, чтобы стать популярным в искусстве, нужна провокация, скандал в широком смысле. 

Просто так тебя не замечают. И это тоже проблема в определенном смысле. За последние 15 лет жизнь очень поменялась, сметаются все ориентиры, и в этом вихре удержать ребенка, семью, оградить от негативных внешних воздействий – очень трудно. 

Я замечаю, например, мало дети играют классики. В основном обработки-переработки, какая-то современная музыка а-ля Таривердиев. Видимо, детям и педагогам тяжело базироваться на чисто классической музыке, и меня это огорчает. Я редко на тех же "Уроках музыки" слышу Рахманинова, Баха и так далее – единицы, которые я могу вспомнить более чем за 70 раз. Видимо, детям сейчас это сложно воспринимать. 

IMG_6226.JPG

Рушится не только система музыкального образования, рушится все. Мы очень быстро живем, время безумно движется, летит и музыка – это лишь часть жизни, и тут необходимо сказать спасибо педагогам за их работу и труд. 

Посмотрим, как оно будет в будущем, посмотрим…" 

© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад 

© Фото автора
Опрос
  • Какую воду вы пьёте?

    без усилий.jpg


Проголосовало 1588 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты