Марек Жеймо: "Родео на страусах мы возобновим в 2015 году"

11.11.2014 17:00
   


Ученики нескольких школ Калининградской области вернулись с соревнований по плаванию в Ольштыне. В окрестностях этого города дети посетили ферму по разведению страусов. Вместе с организатором выезда, обществом дружбы "Россия - Польша", побывал там и корреспондент Русского Запада. Хозяин экзотического хутора рассказал о секретах общения с крупнейшими австралийскими и африканскими птицами. 



Первые страусы оказались датскими 

- Почему вы стали разводить страусов? 

- Прежде всего потому, что девичья фамилия моей жены была - Страус (смеется - прим. Русского Запада). В самих этих птицах меня восхитило их доисторическое происхождение и то, что они весят более 150 кг. Мы 40 лет жили в Ольштыне, я занимался культуризмом, а потом переехал сюда. на этот хутор. Здесь мы занимаемся страусами уже 13 лет. Мечта - постоянно жить в деревне - у меня еще с детства. 

- Как ваша жена Виолетта восприняла резкую смену города на деревню? 

- Она просто поехала за мной, а сейчас не хочет возвращаться в Ольштын. 

- Откуда к вам попали первые страусы? 

- Из Дании в 2001 году. Тогда в Польше их было не купить. Хотя уже тогда здесь говорили, что это птица, несущая золотые яйца. Сейчас в нашей стране уже несколько страусиных ферм. А в самом начале я за опытом ездил в Данию. Посмотрел, как там разводят этих птиц, прочел профессиональное руководство по разведению страусов. Этого оказалось достаточно, чтобы взяться за дело самому. 

О бульдожьей правде, банкирах и зависти 

- Насколько власти и банкиры помогают в развитии такой формы агротуризма? 

- Разведение страусов не дотируется. Дают средства на агротуристический проект. За счет дотаций на втором этаже нашего дома организовано несколько гостиничных номеров. В этом году дофинансировали детскую площадку, солярий и систему летнего обогрева воды за счет солнечной энергии. 

- Французский бульдог ваших детей свободно бегает по загонам страусов. В каких он с ними отношениях? 

- Бульдожка хочет чувствовать хозяйкой себя, но страусы думают, что они главнее. В один период собака гоняет их, в другой - птицы бульдога. 

- Насколько ваша семья вовлечена в страусиные дела? 

- Старшие дети и невестки имеют работу, но периодически помогают мне и птицам. Особенно когда приезжают большие группы с детьми. Старший сын живет в Ольштыне и помогает как компьютерщик и бухгалтер с оплатой счетов фермы и прочими хлопотами. 

- Насколько чувствуется зависть к вашему делу со стороны крестьян с соседних хуторов? 

- Зависть сквозила вначале, когда мы хотели купить землю, а нам почему-то не позволяли. Потом соседям не нравилось, что сюда приезжает много людей. Хотя приезжие были нашими гостями. Потом другие хуторяне посмотрели, что у нас тут все в порядке, и успокоились. А потом оказалось, что мы в этой местности не одиноки: здесь существует заказник, где лечат и разводят редких птиц. 

- Марек, куда идут тела погибших страусов? 

- На утилизацию. Их забирает специальная служба. Если вы о пище, то для нее забивают молодых страусов, в возрасте 10-15 месяцев. Сейчас мы не имеем права забить страуса и подать гостю. Здесь у меня птицы разводятся не на убой, а только для показа гостям. Чтобы подавать такую птицу приезжающим, нужно закупать ее со специальных ферм по разведению. Там можно даже приобретать шкуру страусов. Кстати, года три назад Польша находилась на третьем месте в мире по экспорту перьев страуса. Первым заказчиком нашей страны в этом плане всегда была Бразилия. 

- Страусиные перья из Польши скупают в Латинской Америке? 

- Да, для карнавалов требуется огромное количество перьев. Но мы здесь, под Ольштыном, занимаемся другим делом. У нас – туризм, а не агропроизводство. 

- Насколько сопровождается такой бизнес льготным кредитованием и ссудами по мере его развития сейчас? 

- Можно брать ссуды на хороших условиях и получать субсидии даже сейчас. На следующий год хотим поучаствовать в конкурсе на грант. Планируем сделать тут цыганский табор. 

- С настоящими цыганами? 

- Да, моя жена – цыганка, а я - поляк. Хотим сделать тут своего рода фольклорный уголок. Лошади у нас уже есть, мы их предоставляем для исторических инсценировок в Ольштыне. Тут соберем много кибиток, составим полукругом, а в возах организуем ночлег для наших гостей. Посередке зажжем костер с музыкой. 

Страус в Польше.JPG

Как страуса оседлать 

- Насколько страус поддается дрессировке? 

- Это практически невозможно, у него мозг размером с грецкий орех. Но вообще, обычно я ездил на страусах. Просто сейчас после операции мне нельзя этого делать. А так у меня был для таких аттракционов ручной страус. На нем даже гостей катали. Может, в следующем году мы возобновим страусиные родео. Чтобы вывести птицу на "заезд", нужно закрыть ей глаза. 

- Как оседлать такую большую птицу?

- Садишься верхом, с глаз страуса снимают колпачки, и птица бежит вперед, от домика к нашим закрытым воротам. Она вполне может свалить ездока: страус умеет на полном ходу разворачиваться на 90 градусов, но рядом всегда ассистенты. Они бегут по обе стороны от страуса и останавливают его. Ездок быстро слазит, и все разбегаются врассыпную. 

- Как я могу понять, что страус сейчас нападет на меня? 

- Иногда для атаки нет видимых причин. Бывает, работники идут к нему с ведром еды, чтобы покормить, а он на них выбегает. Самец защищает территорию своего гарема. Тогда приходится ждать за сетчатой оградой. Кормить-то его все равно нужно… Также сложно забрать у него яйца. Один работник отвлекает самца. Другой - крадет яйцо. Остается выкатиться из загона через прореху под сеткой. Так и работаем.

Страусиная ферма под Ольштыном.jpg

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 810 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты