Вести: авиабилеты идут на взлет

24.11.2014 09:00
   


На фоне геополитических рисков и ослабления рубля одним из главных условий обеспечения финансовой стабильности российских авиакомпаний становится сокращение издержек. Ограничить их следует как в небе, так и на земле, в частности за счет тарифов в аэропортах. Но они пока растут. 

По данным Ростата, в октябре в сравнении с декабрем прошлого года стоимость полета в салоне экономкласса самолета в расчете на 1 тыс. км выросла на 8,93%. Но это в целом. 

По словам представителя компании Biletix Марии Бубновой, динамика цен на билеты на международные и внутренние рейсы сегодня принципиально отличается. Так, в ноябре текущего года средний чек по международным рейсам увеличился в годовом выражении на 17,2% (с 15 324 руб. до 17 955 руб.). При этом средний чек по внутренним авиаперевозкам, напротив, подешевел на 8,5% (с 10 926 руб. до 10 026 руб.). Удешевлению внутренних перевозок, в частности, поспособствовала целенаправленная деятельность госструктур, в том числе ФАС, а также появление отечественных лоукостеров – сначала “Добролета“, а затем “Победа“, усилившее конкуренцию на рынке, тогда как удорожание зарубежных перелетов в первую очередь обусловлено резким ослаблением рубля, - пояснила “Вести Экономика“ Бубнова. 

На этом фоне, добавила она, наблюдалось и увеличение доли внутренних рейсов в сопоставлении с международными. Так, если в январе-феврале 2014 г. оно составило 43,6% и 57,4%, то осенью – 62% и 38%. На сокращении доли вылетов в другие государства также сказалось удорожание иностранной валюты. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что рейсы на Симферополь, который лидирует сегодня среди направлений вылета, после присоединения Крыма к России из сектора международных перевозок “переместились“ во внутренние. Очевидно, отмеченные тенденции могут сохраниться и в следующем году. Хотя многое будет зависеть от последующего графика российского рубля и от общей экономической конъюнктуры в компании Biletix. 

Приведенная информация свидетельствует о том, что удорожание международных билетов не вполне компенсирует происшедшее 25-процентное ослабление рубля, да вдобавок еще более подешевели убыточные в целом внутренние рейсы, - констатировал главред журнала “Авиатранспортное обозрение” Алексей Синицкий. А значит, продолжил он, и без того непростая для российских авиаперевозчиков ситуация еще более усложняется. В складывающихся кризисных условиях, очевидно, следует ожидать сокращения темпов роста пассажирских перевозок и ухода с рынка, в том числе крупных компаний. Впрочем, многое будет зависеть от того, насколько успешно авиаперевозчики сумеют минимизировать свои издержки, - подчеркнул Синицкий. 

Правда, оговорился он, возможности для сокращения расходов ограничены тем, что в отличие от сферы авиаперевозок, где конкуренция достаточно остра, в сфере их обслуживания по-прежнему доминируют монопольные тенденции. К примеру, в аэропортах зачастую топливо поставляется одним-единственным поставщиком, да и сами аэропорты в области предоставления профильных услуг нередко выступают в качестве монополистов, - аргументировал главред журнала “Авиатранспортное обозрение”. 

О необходимости исправления упомянутых перекосов на земле, для того чтобы авиаторам легче леталось в небе, много говорится все последние годы. И накануне, к слову, Федеральная служба по тарифам обнародовала проект, предусматривающий отказ от государственного регулирования тарифов в аэропортах федерального значения Москвы и Московской области. По замыслу ФСТ, это позволит учесть при ценообразовании экономические и технологические особенности функционирования аэропортов на отдельных территориях. На сегодня государством регулируются четыре тарифа: сбор за взлет-посадку, за авиационную безопасность, за пользование аэровокзалом и за обслуживание пассажиров. 

По мнению ряда аналитиков, однако, намеченное нововведение чревато повышением тарифов и последующим удорожанием билетов. Другие эксперты тоже согласны с тем, что в результате задуманного новшества в данном сегменте необязательно повысится конкуренция, способствующая снижению расценок в аэропортах. Хотя с этой точки зрения, указывают они, существующий механизм госрегулирования также малоэффективен. 

В середине ноября, кстати, ФСТ утвердила новые тарифы в компаниях-операторах аэропорта “Внуково“. Как разъяснялось, это было сделано “по результатам проведенных расчетов, оптимизации расходов по регулируемым услугам, а также с учетом необходимости сдерживания роста расходов авиаперевозчиков“. Правда, затраты последних в итоге неизбежно вырастут, поскольку под оптимизацией сборов подразумевалось их увеличение. В частности, тариф “взлет-посадка“ был повышен до 178,3 руб. за тонну максимальной взлетной массы (против прежнего тарифа - 166,1 руб.). Причем подняли тарифы вскоре после того, как в октябре в аэропорту Внуково”при взлете разбился самолет с известным французским инвестором на борту, президентом компании Total Кристофом де Маржери. 

В сложившихся обстоятельствах проблема тарифного урегулирования в столичных аэропортах, аккумулирующих значительную долю пассажиропотока, тем более требует отдельного разговора. Попутно следовало бы обсудить и утвердившиеся в рамках здешней ценовой политики заоблачные расценки в точках общепита, где за чашку чая, например, запрашивают до 400 руб. В ситуации, когда перед авиакомпаниями резко обостряется вопрос сокращения расходов, проблема чая, продающегося в аэропорту едва ли не со стократным наваром, также может стать актуальной. 

В этой связи показательными выглядят опубликованные на днях последние данные о деятельности компании “Трансаэро“, входящей в тройку лидеров отечественного рынка и в прошлом году продемонстрировавшей самый высокий 21-процентный рост пассажиропотока. Но за первые девять месяцев этого года рост пассажиропотока составил 6,4%. Как разъяснялось, на показателях компании сказался ряд объективных факторов вроде необходимости облета территории Украины и ослабления рубля, в результате которого полученная сумма отрицательных курсовых разниц превысила 1,658 млрд. руб. против 266 млн. руб. в аналогичный прошлогодний период. В подобных обстоятельствах одним из главных условий обеспечения своей финансовой стабильности в “Трансаэро“ объявили сокращение издержек. 

Источник: vestifinance.ru
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 838 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты