Спустя три года после появления поста вице-премьера по внутренней политике в правительстве Калининградской области, этот пост заняла Елена Волова.
В областном правительстве должность вице-премьера по внутренней политике вакантной оставалась совсем недолго.
Случилось то, о чем говорили еще с конца прошлого года. В команде калининградского губернатора среди вице-премьеров появилась Елена Волова, став не только самым молодым, но и без преувеличения самым обаятельным чиновником из так называемого ближнего круга главы региона.
Хватит ли ей лишь одного обаяния, чтобы разрулить непростую ситуацию, которая сложилась вокруг областного правительства и самого губернатора?
Это обаяние, что греха таить, не раз выручало ее прежнего работодателя Александра Ярошука в решении неопределенного круга задач.
Однако в регионе масштаб задач, стоящий перед госпожой Воловой, все же другой.
За все три года существования должности вице-премьера по внутренней политике, думается, так никому и не удалось доказать ее необходимость. Об этом начал свой разговор с новым вице-премьером корреспондент Русского Запада.
Корр. РЗ:
- Елена Николаевна, насколько на сегодняшний день в региональном правительстве востребована должность вице-премьера по внутренней политике?
Елена Волова:
- В настоящее время гражданское общество активно развивается. Общественность все чаще участвует в принятии и обсуждении решений наравне с органами власти.
Сейчас в правительстве области существует большое количество различных общественных советов. Стоит признать, что какая-то часть из них явно не работает, а есть и те, которые достаточно эффективны.
Например, созданный еще при Георгии Боосе общественно-политический совет при губернаторе. Он работает и сейчас, при Николае Цуканове, - на заседаниях совета представители разных политических партий, общественных организаций, средств массовой информации обсуждают актуальные вопросы и вырабатывают оптимальные варианты решений. Есть общественные советы по узким, профильным вопросам.
Власть ушла от авторитарного стиля управления. Теперь через своих представителей в общественном совете либо просто через взаимодействие со структурами в правительстве, работающими с общественными организациями, у людей появилось желание и возможность влиять на те или иные процессы.
Это, безусловно, повлияло на снижение протестной активности населения, которая некоторое время назад была достаточно высокой.
Хотя недовольные будут всегда, а это значит, что необходимо разьяснять, искать взаимоприемлемые решения, слышать людей. Таким образом, в последние годы власть все больше взаимодействует с населением, ориентируется на запросы граждан.
Сейчас налажен диалог, и это важно для обеих сторон-участников процесса. Такой диалог - большая работа, которую нужно вести постоянно.
- Не получится, что вице-премьер по внутренней политике – это просто очередное связующее звено между властью и населением?
- Коммуникации – это не только связи с общественностью, но и работа с муниципалитетами.
Эта коммуникация не должна быть декларативной, нужно помочь муниципалитетам развиваться - добиться, обосновать выделение средств и потом контролировать и помогать в реализации проектов.
Кроме этого, часто случается, что в районах просто нет специалистов, которые могут исполнить то или иное поручение губернатора.
Например, Калининград первым разработал и принял из всех городов в Калининградской области Правила землепользования и застройки, которые упорядочили земельные отношения. Там было сделано все четко и быстро, так как там с кадрами проблем не было.
А вот там, где не справляются, - получается зачастую недостаточно простой методической помощи и обучения специалистов, чтобы дело сдвинулось и удачно завершилось. Периодически приходится включать "ручной механизм управления".
Разработана и реализуется программа конкретных дел по инициативе губернатора. И наше министерство координирует эту программу.
Муниципалитеты не могут жить по отдельности, все взаимосвязаны, мы должны сотрудничать и взаимодействовать. Работы на местах и проблем, которые нужно решать, - много.
- Для помощи муниципалитетам в решении подобных вопросов существует целое министерство по муниципальному развитию и внутренней политике, которое возглавляет Сергей Булычев…
- Безусловно, все вице-премьеры кого-то в чем-то дублируют, но от этого не уйти, если надо в комплексе разобраться с вопросом.
Каждый заместитель председателя правительства, или, как вы называете, вице-премьер, курирует и отвечает за несколько направлений.
Мой блок - министерство по муниципальному развитию и внутренней политике, агентство по делам молодежи, управление информационной политики и взаимодействие со СМИ.
После получения сигнала от населения на каждом участке должны четко сработать определенные ведомства областного правительства. И неважно, откуда этот сигнал, будь то бизнес, элита, общественность или др.
Главное - вовремя определить риски, с тем, чтобы губернатор сумел оперативно отреагировать, принять меры, помочь. В том числе отреагировать и в публичном пространстве.
- Это уже еще один блок Ваших задач - коммуникация информационная?
Да, четкая информационная политика. Тут тоже все непросто. Необходимо правильно подать информацию, разьяснить то, что не понятно, ответить на запросы жителей.
Нами ведется мониторинг общественных настроений во всех муниципалитетах и мониторинг средств массовой информации.
На основе этого мониторинга мы определяем болевые точки, анализируем и стараемся разрешить возможные спорные ситуации до того, как наберется критическая масса.
- И Вы в этом разбираетесь?
- Тем же самым я занималась и раньше на уровне города, а это - почти половина населения области и основная часть политически активного населения, живущего и работающего в Калининграде. Набор тот же: мониторинг, аналитика, связи с общественностью, информационная политика.
Других муниципалитетов в прежней работе не было. Теперь знакомлюсь и с ними.
Одна из главных моих задач - выявить и обозначить губернатору ту проблему, которая может возникнуть или, в плохом варианте, уже возникла. И, в сущности, неважно - областная она или муниципальная.
Более того, проблему не только надо обозначить, но и предложить варианты выхода из сложившейся ситуации, возможно, предварительно посоветоваться со специалистами. Вот и получается такой комплекс: аналитика, мониторинг и социология, общественность, муниципалитеты, СМИ.
В конечном счете, именно от эффективности такого взаимодействия зависит стабильность общества, благоприятный имидж региона.
- В Калининградской области традиционно непростые отношения складываются между администрацией Калининграда и губернатором. Понятно, что это обусловлено особым положением областного центра, где сосредоточены основные источники поступления доходов в областной бюджет. Как вы намерены выстраивать отношения между мэром и губернатором?
- Николай Цуканов и Александр Ярошук - разумные люди, способные всегда найти компромисс.
Не всегда это получается сразу, но все же получается, т.к. у губернатора и мэра есть общая цель - благополучие жителей.
Они сами отлично выстраивают отношения.
- Какие внутренние риски, способные привести к массовому недовольству населения, кроме ситуации с тарифами, сейчас существуют в регионе?
- Еще одним серьезным риском я вижу проблему 2016 года (прекращения действия Закона об ОЭЗ – прим. Русского Запада), которая грозит нам массовой потерей рабочих мест и не только этим. Однако уже сейчас на уровне региональных властей предпринимаются шаги для ее решения.
27 марта 2013 года Д.Медведев утвердил госпрограмму развития области до 2020 года, и это большая победа губернатора и правительства области, которые смогли обосновать ее необходимость на федеральном уровне.
Это единственная региональная госпрограмма - пример особого внимания Президента РФ и федерального центра к Калининградской области.
- Какими еще вопросами Вы занимаетесь?
- Я бы выделила вопросы по молодежной политике в регионе. Например, сейчас идет подготовка очередного этапа проведения лагеря "Балтийский Артек".
С этого года он приобрел статус окружного (по СЗФО), а это значит, что потребуется уже не 500, а 1500 мест.
Занимаемся всем тем, что этому сопутствует: землей, оборудованием, организацией делегаций из других регионов, поиском спонсоров, формированием списка приглашенных специалистов и вип-гостей, подготовкой тематической программы.
Работы много, агентство по делам молодежи у нас очень активное и профессиональное. Справимся.
История появления в региональном правительстве должности вице-премьера по внутренней политике начинается в смутном 2010 году.
Ровно три года назад, после известной протестной активности калининградской общественности, тогдашний губернатор Георгий Боос был вынужден отойти от авторитарного стиля управления и обзавестись общественно-политическим советом и вице-премьером, которому и была поставлена задача выстроить диалог с населением и представителями так называемых местных элит, отлученных от принятия решений в экономической сфере.
Первым главным по внутренней политике стал Виталий Шипов, отставной чиновник Минэкономразвития, который еще в 1996 году покинул Калининград, с треском проиграв первые выборы мэра. Напомним, в итоговом зачете тогдашний глава города сумел стать лишь пятым. С тех пор почти 15 лет в Калининграде о нем слышно не было.
На посту руководителя внутренней политикой региона Виталий Шипов, впрочем, продержался недолго, он ушел вместе с Георгием Боосом.
При новом губернаторе Цуканове пост вице-премьера поочередно занимали сначала Михаил Плюхин, а затем Александр Торба.
Если о пребывании первого в этом ранге сказать даже сейчас что-то конкретное весьма сложно, то вот нахождение на посту вице-премьера Александра Торбы было отмечено целой чередой скандалов, отголоски которых доносятся до сих пор. Уместно вспомнить уголовное дело против главы Ассоциации муниципальных образований, выборы которого курировал тогдашний вице-премьер, или громкий скандал с якобы фальшивыми наградами главного казака Калининградской области Сергея Данилевского, дружбу с которым А. Торба в свое весьма наглядно демонстрировал.
Русский Запад искренне надеется, что госпожа Волова постарается избежать негативных откликов в свой адрес и докажет свою профпригодность на новом посту.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Николай Акимов.