Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, в первую очередь заботится о его безопасности. Особенно сегодня как никогда важно, чтобы ребенок ни в коем случае не подвергался опасности по пути из дома до самой школы, особенно внутри общеобразовательного учреждения. Конечно, в первую очередь защиту детей в школе должны обеспечивать администрация и охрана. Однако безопасность детей зависит и от родителей, которые сами должны знать общепринятые правила поведения в школе, а затем научить своего ребенка следовать им. Об особенностях обеспечения безопасности в общеобразовательных учреждениях нам рассказал Сергей Педзевичус, генеральный директор частного охранного предприятия "Вестер-Щит".
- Сергей, как бы вы оценили работу систем безопасности в школах Калининградской области?
- Оценить работу специалистов и систем безопасности достаточно трудно, поскольку у каждого объекта есть свои характеристики и требования, согласованные Министерством образования. Чтобы сделать выводы, нужно проводить анализ работы сотрудников и тестировать установленные системы.
Я сам каждый день отвожу ребенка в школу, и мне видится, что здесь не нужно быть экспертом, чтобы понять – охрана школ в регионе сегодня осуществляется не совсем на должном уровне. К примеру, в некоторых учебных заведениях не работают турникеты, а возраст охранников давно перевалил за 50 лет. Эффективность такой охраны, очевидно, вызывает вопросы.
- Есть ли какой-то универсальный рецепт безопасности школы?
- Единой формулы или шаблона не существует – все индивидуально. Каждая школа или любое другое здание является уникальным объектом. Поэтому на первом этапе очень важно грамотно изучить строение и его территорию на предмет потенциальных угроз. Вне зависимости от проведенного анализа необходимо внедрение целого комплекса систем безопасности, поскольку каждый барьер увеличивает защиту.
Если мы говорим о защите детей в школе, то это и установка систем контроля доступа и пропускного контроля, видеонаблюдения, пожарной безопасности, металлодетекторов и многого другого.
- В любой школе есть трудные дети. Как охрана должна реагировать на их проделки?
- В первую очередь грамотно. Профессиональный охранник в любой ситуации должен быть не только морально устойчив, но и разбираться в основах психологии, уметь убеждать ребенка. Но ни в коем случае не применять силу – это запрещено.
- Как должен действовать сотрудник охраны, реагируя на потенциальную угрозу?
- Когда специалист видит потенциальную угрозу, в первую очередь он должен оценить степень ее опасности и по возможности локализовать, предотвратить проникновение постороннего, отвести в сторону детей, оградить территорию, вызвать сотрудников полиции, МЧС и принять решение о дальнейших действиях.
К сожалению, у сотрудников частных охранных предприятий не так много полномочий. По факту охранники осуществляют те же функции, что и сотрудники полиции. Поэтому они должны иметь право на досмотр, при особых обстоятельствах - на задержание подозрительной личности. Сегодня таких прав у охранника ЧОП нет.
- Какова роль родителей в части обеспечения безопасности детей в школе?
- Роль семьи в этом вопросе – первостепенна. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Образ жизни, стереотипы поведения родных становятся для ребенка факторами формирования его начальных представлений об окружающем мире, первого жизненного опыта. Семья создает для ребенка ту модель жизни, которую он будет реализовывать в дальнейшем.
Второе. Именно родители должны научить своего ребенка следовать правилам безопасности, как вне школы, так и в ее стенах. Важно донести до своих детей то, что сотрудники охраны в школе - это люди, которые стоят на страже их безопасности.
И третье, ничуть не менее важное правило: родители должны постоянно интересоваться тем, как проводит ребенок время, как в школе, так и за ее пределами. Познакомиться с учителями, выяснить у них, как он ведет себя при возникновении различных ситуаций. Любые перемены, происходящие в поведении детей, необходимо внимательно проверять, не отказывать детям во внимании. Проблемы, кажущиеся нам несущественными, могут быть достаточно серьезными для ребенка.
- А какими качествами должен обладать человек, претендующий на должность школьного охранника?
- Охрана в школе - это постоянная работа с детьми, это объект повышенного контроля, где всегда необходимо быть начеку и сохранять хладнокровие. Именно поэтому к выбору будущих охранников необходимо подходить наиболее тщательно, отбирая кандидатов по возрастному цензу, проверяя на предмет психологической устойчивости, подверженности стрессам и многим другим критериям.
На должность школьного охранника нельзя брать человека с улицы. Это, безусловно, сотрудник частного охранного предприятия с хорошей репутацией, который обязательно должен быть семейным.
- Почему именно семейным?
- Человек, у которого есть дети, психологически более подготовлен к такой работе. Он знает, как можно успокоить ребенка, что ему нужно сказать в трудной ситуации, как с ним вести диалог, если он ведет себя вызывающе. Еще немаловажный факт: будущие выпускницы в возрасте 16-17 лет даже невольно могут отвлекать внимание молодого специалиста, что может повлиять на качество несения службы.
- При подборе сотрудников в компанию "Вестер-Щит" учитываются эти факторы?
- Когда мы принимаем на работу нового специалиста, то, разумеется, проверяем его на соответствие установленным в компании критериям. Вкратце: необходимо, чтобы он был способен работать на любом объекте, будь то банк, торговый центр, ювелирный бутик, школа, частные владения, или в составе группы быстрого реагирования.
Однако, как известно, универсальных людей не бывает. Поэтому в ходе работы становится понятно, на каком из объектов тот или иной сотрудник работает более эффективно. Каждый должен заниматься своим делом, и это правило в нашей компании незыблемо, так как от нас зачастую зависит не только сохранность имущества, но и жизнь людей.
© Информационное агентство Русский Запад