Жить стало лучше, жить стало веселее?

30.01.2015 12:00
   


Пустые полки. Дефицит. Талоны. Россияне уже начали забывать эти слова, как вдруг они снова напомнили о себе. Стоит ли ждать калининградцам повторения конца 80-х годов?

На словах и на деле

Европа ввела санкции против России, Россия ввела ответные санкции.

Только кому стало лучше от этого? Французы, итальянцы, немцы не знают, куда девать выращенные на экспорт товары, а россияне, в свою очередь, в недоумении смотрят на стремительно пустеющие полки и не менее стремительно растущие цены на продукты.

На волне санкций чиновники, в том числе калининградские, яро заговорили об отличном шансе для российского сельского хозяйства себя показать, да и без товаров ваших импортных, мол, проживем и на своих помидорах-огурцах прокормимся.

Еще одним бонусом стало обещание правительства не поднимать цены на продукты. На словах - одно, на деле - совершенно другое. Но обо всем по порядку. Еще в августе прошлого года при губернаторе Калининградской области создан оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных товаров, который ежедневно отслеживает цены в торговых сетях на 40 продуктовых позиций, 13 из которых являются социально значимыми. Мониторинг цен осуществляет и региональная Общественная палата, и Калининградское управление федеральной антимонопольной службы. Однако цены продолжают расти.

Региональная Федеральная антимонопольная служба заявила, что до Нового года в торговых сетях области необоснованного повышения цен на социально значимые продукты питания не было. Складывается впечатление, что мониторинг цен чиновники осуществляют формально, потому и видимый результат такой. "Непонятно, зачем создано столько контролирующих органов, если темпы роста цен превышают все мыслимые пределы. Народный фронт считает неприемлемой такую ситуацию. Если рост цен на овощи еще как-то можно объяснить сезонной причиной и отсутствием в области овощехранилищ, то в случае с другой продукцией повышение более чем на 30% наводит на подозрение о ценовом сговоре, цель которого – получить сверхприбыль, прикрываясь сложной политической и экономической обстановкой", – сказал сопредседатель Калининградского отделения ОНФ Олег Авдыш.

Жить стало лучше, жить стало веселее?

Цены на рынке…

Продовольственные рынки всегда были для россиян местом, где можно купить свежие продукты по низким ценам, в отличие от продуктовых магазинов. Но наступил 2014 год, и картина стала практически диаметральной. Возьмем калининградские рынки. Самый покупаемый продукт – картофель – на рынке теперь стоит дороже магазинного. Особенность рыночного картофеля состоит еще и в том, что белорусский картофель стоит дешевле местного, калининградского. Почему продукт, который везут через границу со всевозможными издержками, пошлинами и т. д., стоит дороже местного? Загадка. Объяснить этот "интересный" факт не могут даже продавцы на рынке. Или не хотят. С другой стороны, их дело - маленькое: взвесить товар, назвать сумму и отдать килограмм или два картошки покупателю. Цены-то не они устанавливают. Рост цен на продукты наблюдается не только на картошку. Подорожали яйца, крупы, но больше всего фрукты и овощи. Чиновники при этом теперь уже говорят, что это временная вынужденная ситуация и скоро все нормализуется. "Да пока они будут думать, морщить свой лоб, нам-то что делать? Жизнь все хуже с каждым днем… Денег едва хватает на основные продукты, а тут они еще и цены на картошку подняли! Да раньше-то картошка была чуть ли не главным продуктом", – вздыхает пенсионерка на рынке, нервно поглядывая на ценники.

Вторит ей и вторая пожилая женщина: "Мне внуки-то хоть и дети помогают, но они же и для себя жить должны! А разве это нормально, когда на продукты уходит столько денег? А еще же заплатить за учебу внуков, одеть-обуть их. В советские годы импортных товаров было мало, но зато наше производство не подводило, продукты стоили копейки, а качество было отменным…"

"А я смирился уже с этим, – подключился к разговору невысокий пожилой мужчина, который только что попросил у продавца взвесить ему полкило картошки и две морковки. – Можно делать выбор, что ты ешь сегодня. Необязательно же каждый день есть фрукты, овощи и мясо! Вот и выбираю, а то денег совсем не хватит".

Однако беда не приходит одна, и в конце прошлого года представители местных торговых сетей сообщили, что поставщики повышают закупочные цены. В частности, выросли в цене охлажденное мясо и рыба (от 10% и более), мясо-колбасные (8–30%) и хлебобулочные изделия (3–10%).

Примерно за месяц розничные цены на вышеперечисленные продукты выросли более чем на 30%. Как реагирует на это калининградское правительство, которое клятвенно заверяло население области в том, что роста цен не будет? А оно обратилось в Министерство экономического развития России с просьбой установить в регионе фиксированные розничные цены на гречневую крупу, яйца и ряд овощной продукции.

Такие заявления могут делать только чиновники, не разбирающиеся в механизмах рыночной экономики. Главная их цель - обвинить крупные торговые сети в повышении цен. При этом никто не хочет или не может разобраться в первопричине роста цен и обсудить этот вопрос с производителями и поставщиками продуктов. Может быть, проблема в том, что выросли курсы евро и доллара и при этом наши, "родные", банки задрали вверх процентные ставки по кредитам до такого уровня, что производители не могут уже платить проценты?

После новогодних праздников ситуация на продуктовом рынке региона еще больше усугубилась. Цена на фрукты-овощи резко возросла в калининградских супермаркетах. В частности, в "Семье" один килограмм томатов теперь стоит на 38 рублей дороже. А зеленые огурчики подскочили в цене вообще на 51 рубль. В супермаркетах сети "Виктория" помидоры, стоившие в прошлом году 119 рублей за килограмм, подорожали где-то на 30% – до 150 рублей. Стоимость огурцов увеличилась почти на 50 рублей. В ряде других магазинов – до 166 рублей.

После Нового года цена на картофель выросла на 5–8 рублей. В различных калининградских магазинах этот сельхозпродукт стоит от 32 рублей и выше. Также резко подорожала белокочанная капуста – на 45,6%. Теперь ее продают по средней цене – 36–37 рублей за 1 килограмм.

Проблема сейчас состоит в том, что российское сельское хозяйство энное количество лет "отдыхало" за счет импортных продуктов, и сейчас за короткий срок наверстать упущенное и выйти на достойный уровень представляется не совсем реальным. Поддержка, субсидии от российского правительства, перспективы – все это есть и будет, однако для построения прочной системы нужно время.

… и в городских супермаркетах

Но вернемся к нашим супермаркетам и пустым полкам. На минувшей неделе пустые полки встретили покупателей сразу в нескольких супермаркетах. В основном голые полки почему-то встречались в молочном отделе. Первый раз пришлось увидеть наполовину пустой прилавок вечером в воскресенье. Ну ничего, бывает, все-таки конец недели, товар закончился, поставки будут в понедельник. Но продуктов на полках не прибавилось ни во вторник, ни в среду. Мысль о талонах пришла в голову сама собой. И шутки об очереди за колбасой все как-то не смешнее становятся день ото дня.

Вернемся к талонам. Если кто из нашей молодежи не знает или не помнит, что это такое, то обозначим: в конце 80-х годов прошлого столетия в СССР была настоящая эпоха талонов, когда отдельные виды товаров можно было купить только в строго определенном количестве. Вместе с деньгами за товар нужно было отдать и талоны, которые выдавались на работе каждый месяц.

В дефиците были не только продукты, но и одежда, бытовая техника, мебель. Талонная система "один товар – в одни руки" работала почти как часы. Длинные очереди, номера, написанные ручкой на ладони, пустые полки…

В далеком 1991 году в одном из своих выступлений Маргарет Тэтчер сказала: "Советский Союз представляет большую угрозу для европейских стран с точки зрения экономики. Поэтому европейские страны всегда предпринимали действия, направленные на ослабление экономики Советского Союза и создание у него внутренних трудностей".

Повторяются ли сейчас в России события более чем 20-летней давности? Придем ли мы к настоящему дефициту и талонной системе? Что, если пустеющие продуктовые магазины – это только начало?..

© Анна Михайлова, специально для Русского Запада