Монополисты повышают цены

03.02.2015 18:00
   


Монополисты повышают цены
Американская Procter&Gamble объявила о повышении цен на свою продукцию в России на 30-50%, пишет РБК. Для калининградского потребителя товары этого монополиста подорожают еще больше.

Все дело в том, что данная компания, впрочем, как и многие другие крупные западные монстры, такие как "Крафт", "Нестле" или "Юнилевер", реализует свою продукцию в России только через официальных дистрибьюторов, которые в основном базируются в Москве. Дистрибьюторы продают товары, маркированные товарным знаком правообладателя, на определенной территории, действуя либо от своего имени, либо от имени правообладателя.

Что это значит? Ответ удручающе прост: все товары, в данном случае компании Procter&Gamble, поставляются в Калининградскую область только через Москву. Учитываем, что американская компания известила оптовиков и ритейлеров о повышении цен на косметические товары и бытовую химию с 7 марта 2015 года на 30-50%, прибавляем сюда расходы на логистику из Москвы в Калининград, наценку дистрибьютора и наценку местной розницы, получаем "золотой" подгузник или стиральный порошок.

Вероятнее всего, каждый подумает: что за бред? Мы же соседи Польши и Литвы, да и до Берлина ближе, чем до Москвы… Почему эти товары обязательно нужно тащить из столицы? Вопрос, конечно,  интересный и однозначно выгодный для монополистов. Таким образом, они буквально дискриминируют российский рынок: мы имеем разницу в цене на их "бренды" при худшем качестве продукции – до 70% и более по сравнению с указанными выше соседними государствами.

В чем может быть выход? Только в легализации параллельного импорта, который для Калининградской области стал бы защитой от необоснованного повышения цен со стороны монополистов.

Оригинальные товары, маркированные товарным знаком с разрешения правообладателя, которые ввозятся на территорию другой страны не дистрибьюторами, не правообладателем, а иными лицами и без специального согласия на такой ввоз от правообладателя, получили название "параллельный импорт". Такой ввоз осуществляется не через уполномоченных импортеров и не правообладателем, а по другим каналам - альтернативным, параллельным, о которых правообладатель может и не знать.

Споры вокруг параллельного импорта ведутся в нашей стране уже более 10 лет. Данный вопрос, по мнению ряда экспертов не является однозначным, от него могут быть как плюсы, так и минусы. В графу "за" однозначно стоит отнести то, что легализация параллельного импорта приведет к понижению цены импортируемых продуктов, улучшению уровня сервисного обслуживания и иным благам для потребителя. Снижение цен прежде всего произойдет за счет устранения монополии со стороны официальных дистрибьюторов, работающих в большой России.

Специалисты приводят неисчислимый список ситуаций, когда продукты, поставленные в страну эксклюзивными дистрибьюторами, обходятся потребителям в несколько раз дороже, нежели те же самые изделия, ввезенные независимыми импортерами. При этом – и это принципиальный момент – идет речь о стопроцентно легитимном ввозе подлинных изделий с соблюдением всех формальностей: корректным декларированием, оплатой пошлин и т. д.

Однако у легализации параллельного импорта есть серьезный противник, а именно - Ассоциация евробизнеса, в которую входят как раз те самые монстры-монополисты. По их мнению, параллельный импорт затормозит локализацию производств зарубежных производителей в РФ и может привести к понижению инвестиционной привлекательности русского рынка.

И все же за что так переживают различные "эксклюзивные импортеры", "авторизованные дилеры" и другие "официалы"? Ответ - на поверхности. В случае легализации параллельного импорта и сотворения условия свободной конкуренции они будут обязаны понизить баснословно завышенные цены на свои продукты, на те же самые подгузники и стиральные порошки.

Важно отметить, что параллельный импорт не имеет ничего общего с поставками контрафактной продукции, с махинациями на таможне, несоблюдением обязанностей и договоренностей - в общем, с "серым" импортом.

Параллельный импорт – это, как уже было сказано выше, только дополнительный и, что важно, независимый канал поставки, который так необходим удаленной от большой России Калининградской области. Наличие параллельного импорта не позволит обладателям товарных символов монополизировать рынок и баснословно накручивать цены, как это делает американская Procter&Gamble.

Итак, какого подарка нам ждать к 8 марта? Как сообщает РБК, для "официалов" большие упаковки подгузников Pampers active baby, мужские бритвенные станки и женские средства гигиены Always, Descreet, Naturella Ultra, Tampax, Old Spice подорожают на 49,9%. Цены на стиральные порошки Tide, Ariel и МИФ повысятся в диапазоне от 29,9 до 49,9%, краски для волос Wellaton и Londa подорожают на 39,9%, весь ассортимент под брендом Safeguard и Camay – на 29,9%. Естественно, повышение цен американская компания объясняет влиянием глобальной макроэкономической ситуации, в том числе тем фактом, что закупочная стоимость значительной части сырьевых и упаковочных материалов, высокотехнологичных компонентов, а также готовой продукции компании подвержена валютным колебаниям. Впрочем, других объяснений сейчас на российском рынке быть и не может.

При этом, как сообщили Русскому Западу в крупнейшей торговой сети Калининградской области, предыдущее повышение закупочной цены на продукцию Procter&Gamble произошло в декабре 2014 года и составило порядка 20%. На сегодняшний день калининградская торговая сеть пока не получила от своего "официала" уведомления о повышении цен с 7 марта. Однако время до марта явно еще есть, да и вряд ли Калининград станет исключением.

Как отметил эксперт из Института проблем глобализации, только в теории монополист должен контролировать не менее 30% рынка, а если меньше - это уже конкуренция и манипулировать ценами нельзя. На деле все тоньше. Пока государство не ограничивает ценовой произвол, крупные компании могут спокойно и не сговариваясь повышать цены в своих интересах. Им не нужны "теории заговоров", достаточно просто следить друг за другом и делать то же самое.

Эта позиция весьма ярко отражает происходящее ныне на российском рынке товаров и услуг. Думается, что в ближайшее время последуют сообщения о повышении цен и со стороны других монополистов на рынке товаров народного потребления. Калининградская область в силу своей удаленности от большой России почувствует этот рост в гораздо большей степени.

© Мария Ромашкина, специально для Русского Запада

(0)
Опрос
  • За последний год случалось ли вам справлять нужду в Калининграде не в туалете?

Проголосовало 21 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты