Дороги тайн и открытий "Витязя"

10.02.2015 07:00
   


Калининградский Музей Мирового океана давно имеет статус современной визитной карточки города. Он включает в себя 16 экспозиционных корпусов, в числе которых санкт-петербургский филиал "Ледокол "Красин", и славится набережной исторического флота.

На берегу реки Преголи разместились всевозможные маломерные суда, а также единственная в России "музейная" подводная лодка на плаву "Б-143", рыболовное судно "Срт -129" и два научно-исследовательских судна "Космонавт Виктор Пацаев" и "Витязь". Кстати, именно с "Витязя" начинался Музей Мирового океана, и сегодня это судно – по-прежнему главный экспонат и центральный объект набережной исторического флота.

Передача научно-исследовательского судна под музей в 1994 году оказалась для него подлинным спасением: до этого времени "Витязь" девятнадцать лет стоял на приколе, и время методично наносило свои беспощадные штрихи в его облик.

У "Витязя" непростая судьба. Его построили и спустили на воду в Германии в 1939 году в качестве теплохода, предназначавшегося для перевозки пассажиров и грузов, тогда судно называлось "Марс". Хранители музея рассказывают, что время от времени среди экскурсантов встречаются пожилые немцы, которые путешествовали на судне в его молодые годы. Весной 1945 года "Марс" вывез из Восточной Пруссии в Германию более 20 тысяч человек, а по окончании военных действий по репарации его передали Великобритании. Спустя год теплоход уже под названием "Вперед, империя" был передан Советскому Союзу, где его переименовали в "Экватор", а спустя некоторое время стали называть "Адмирал Макаров". Современное название – "Витязь" – теплоход приобрел в 1949 году. "Витязю" было суждено стать первым научно-исследовательским судном Института океанологии СССР и совершить множество рейсов, за время которых он посетил сотню портов в сорока странах мира, а его экипаж сделал множество открытий.

Цель первых экспедиций "Витязя" – исследование ихтиофауны дальневосточных морей и Тихого океана. Задача имела важное практическое значение, так как в числе прочего советские ученые выявили новые промысловые районы, что способствовало решению продовольственной задачи страны в трудное послевоенное время.

В пятидесятых годах с помощью "Витязя" ученые расширили географию исследований. А к тому времени, когда общие научные исследования были проведены в достаточном объеме, начались тематические рейсы, чаще биологической, гидрологической, геологической и геолого-геофизической направленности.

В одном из помещений на судне посетители могут увидеть полноценную лабораторию со всевозможным оборудованием, заспиртованными образцами и зарисовками. Ученым в то время приходилось быть неплохими художниками, поскольку возможность сфотографировать изучаемые организмы зачастую отсутствовала. На теплоходе была также и эхолотная лаборатория, с помощью которой исследовалось морское дно. Исследователи "Витязя" во многом способствовали составлению карт подводного рельефа Тихого и Индийского океанов, открыв и изучив подводные горы и глубоководные желоба. Кстати, именно экипаж "Витязя" впервые измерил самую глубокую часть Мирового океана – Марианскую впадину.

Посетители могут увидеть убранство кают, в которых ученые жили во время экспедиций. Каюты рядового состава невелики и не так восхищают, как, например, каюта начальника экспедиции, состоящая из кабинета, спальни и ванной комнаты. Впрочем, складывается впечатление, что в бытовом плане жизнь на "Витязе" была довольно комфортной. Кстати, в одной из кают судна на иллюминаторе остался нацарапанный "автограф" внука Н. Н. Миклухо-Маклая – Пауля Маклая-Робертсона, сделанный им во время визита на "Витязь", когда судно стояло в порту Сиднея. Этот факт можно назвать символичным, поскольку в 1871 году Миклухо-Маклай также путешествовал на "Витязе", на том самом корвете, чье название после с гордостью стало носить советское научно-исследовательское судно.

Экспозиция "Витязя" иллюстрирует не только его научно-исследовательскую жизнь. Она содержит множество других фактов из истории покорения человеком морских пространств. Есть очень интересная информация о легендарном пирате-путешественнике Фрэнсисе Дрейке, состоящем на службе у английской королевы Елизаветы. Именно Дрейк впервые в истории человечества прошел пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов, где свирепствуют самые сильные на планете штормы. С тех пор пролив стали называть именем Дрейка, а бесстрашным морякам, оставшимся в живых после прохождения этого маршрута, в знак почтения вдевают в ухо серьгу.

Морские суда долгое время являлись единственным видом транспорта, объединяющим далекие земли. Благодаря им северные народы узнали вкус чая, кофе, табака и восточных пряностей, а сибирская пушнина по достоинству была оценена южными правителями и толстосумами. Есть на "Витязе" "Колониальная лавка", пропахшая хранящимися здесь мускусом и сандалом, пряными специями, наполненная шелками и изделиями из слоновой кости. Особый экспонат лавки – два вырезанных из дерева стула, на которые можно присесть и загадать желание. Те, чьи желания сбылись, приходят на "Витязь" снова.

Ну и какой же музей Янтарного края без янтаря? В "Янтарной каюте" на борту "Витязя" можно увидеть и сравнить между собой сотни образцов и поделок из янтаря, добытого в различных уголках мира.

С 1949 по 1979 год "Витязь" провел 65 рейсов по всему свету, за это время на его борту сменилось 27 начальников экспедиций. Наряду с "Калипсо", судном знаменитого французского исследователя Жака Ива Кусто, "Витязь" можно назвать одним из самых известных плавучих научно-исследовательских центров ХХ века, которые во многом расширили горизонты человеческих знаний о нашей планете. Кстати, Кусто был на "Витязе", о чем свидетельствует запись, сделанная им в книге почетных посетителей. Французский ученый подчеркнул огромное значение работы экипажа "Витязя" в научных изысканиях для всего мира.

© Маргарита Коржук, специально для Русского Запада


Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 863 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты