Рынок рекламы в Калининграде – стагнация или новые возможности

11.02.2015 14:00
   


Рекламный рынок Калининграда с нового года испытывает спад. По самым грубым подсчетам рекламных агентств, отток клиентов по состоянию на январь составил 20-25%. 

То, что рекламный бизнес в Калининграде столкнулся с проблемами, с первых дней января 2015 года стало заметно не только профессионалам, но и обывателям. Многие горожане отметили, что в городе резко сократилось количество наружной рекламы. Пустые рекламные щиты стали обыденностью. Однако тенденция эта - не новая, и проявилась она еще в конце прошлого года. 

Такое заметное уменьшение количества визуальной рекламы, какое было в начале января, - это стечение двух факторов сразу: мощного прошлогоднего финансового кризиса и сезонности. Хотя в данном случае сезонность уже не играла такой большой роли, как прежде. 

Сезонное снижение исторически связано с тем, что основные бюджеты рекламодатели начинают тратить в конце года, большая часть – в ноябре-декабре, а в январе-феврале обычно происходит формирование бюджетов. Особенно такая схема популярна у торговых сетей. В это время обсуждаются бюджеты, в том числе суммы, которые выделяют на различные виды рекламы. Эта формула повторяется из года в год, поэтому примерно до марта большинство представителей бизнеса устраивают различные акции и распродажи, так как все понимают, что можно немножко заработать, хотя и по другой ценовой политике. Однако в связи с введением Западом санкций и ответными мерами России ситуация на рекламном рынке кардинально изменилась.

"По сравнению с прошлым годом конец 2014 года не был ажиотажным. Но здесь, скорее всего, бизнес пытался себя обезопасить. На траты шли с неохотой в связи с неопределенностью, и все пытались создать себе максимальную кубышку. И малый, и крупный бизнес решили: в январе вернемся к разговору, сейчас главное - пережить то, что происходит, а дальше будем разбираться. Но пока те, кто в прошлом году поджал бюджет, в таком режиме и продолжают работать. И это при том, что некоторые крупные рекламодатели сократили свой бюджет в два раза", - заявил Русскому Западу Денис Скляров, руководитель известного рекламного агентства "Топ-Медиа".

DSC01215.JPG
 
Стоит отметить, в Калининграде бизнес несильно завязан на больших бюджетах, и в большинстве случаев работа ведется с малым и средним бизнесом. И хотя визуальная реклама – это самый быстрый вид воздействия на клиентуру, зачастую он - не из самых дешевых. Поэтому естественно, что часть рекламодателей решила пересмотреть свои бюджеты в сторону снижения, ведь реклама в большинстве своем воспринимается как издержки. 

Многие сократят затраты на визуалку, особенно малый бизнес, подтверждает Скляров. "Если, к примеру, ранее рекламный бюджет равнялся 60 тыс. руб., то в нынешних условиях он сократился до 40-45 тысяч. Однако на визуальную рекламу все равно придется тратить 30 тысяч рублей. Маловероятно, что ее оставят, притом что бюджет по-прежнему будет включать затраты на другие рекламные мероприятия", - отмечает эксперт.

Совершенно обратная ситуация складывается у другого ключевого игрока регионального рекламного рынка – группы компаний "Мольберт и братья".  Как стало известно Русскому Западу, с начала 2015 года отдел фирмы, занимающийся наружной рекламой, практически сидит без работы. Представитель компании наотрез отказался давать комментарии, однако количество рекламных конструкций "Мольберта" по Калининграду, оставшихся без визуальной составляющей, говорит само за себя. При этом фирма теряет серьезные суммы. К примеру, более 500 тысяч рублей в месяц составляют потери от отсутствия рекламы на динамических конструкциях (подобные трехсторонние механизмы установлены вдоль эстакадного моста). 

DSC01213.JPG

Более того, еще несколько городских рекламных агентств также отказались раскрывать состояние своих  дел. В общем итоге можно предположить, что потеря рекламодателей стала тяжелым испытанием для большинства рекламных холдингов.

В случае с наружной рекламой отток рекламы можно почувствовать визуально, однако кризис ударил и по остальным рекламным направлениям. Уменьшение количества рекламных объявлений уже было отмечено в печатных СМИ, а с начала 2015 года в Калининградской области прекратили деятельность 4 печатных СМИ - журнал "Super Mama (СуперМама)", газета "Горожанка Калининград", журналы "Милана" и "Фокус инноваций".

Стали подтверждаться подозрения, что на телевидении также настали трудные времена – это не самый дешевый ресурс, хотя и эффективный. На одном из местных каналов были закрыты телепрограммы "Каскад-КТВ" и "Пора включаться". 

В существующих условиях рекламодатели, которые решили продолжить сотрудничество с рекламными агентствами, в конце года просили пересмотреть долгосрочные договоры, которые были с ними заключены, и перейти на новые условия работы. При этом абсолютное большинство рекламодателей просили оставить цены на уровне 2014 года, и в основном рекламные холдинги пошли своим клиентам навстречу. "Могу сказать больше за себя, что мы закрепили ценовую политику 2014 года, а всем нашим постоянным клиентам пошли навстречу и предложили бонусы. Не везде, конечно, но, к примеру, в сетях мы можем это сделать, - подтвердил Русскому Западу Денис Скляров.

DSC01209.JPG

Что ждет рекламный рынок, станет понятно только к весне, однако в среде рекламщиков высказываются, пусть и с осторожным оптимизмом, что сейчас хорошее время для тех компаний, которым удастся проработать и оптимизировать свои расходы. Также неплохие дивиденды локальному рекламному рынку принесли введенные российским правительством эмбарго и импортозамещение. Ниши, ранее занятые заморской продукцией, освободились, а место пропавших с полок магазинов продуктов стали активно занимать продукты отечественных и региональных компаний, а также фирм из стран, не поддержавших введение санкций против России. И когда новые товары займут места в магазинах,  бизнесу понадобится продвигать себя и свою продукцию. 

"На телевидении есть специальные пакеты рекламы, которые позволяют разместить сразу несколько видов рекламы по низкой стоимости, и в такие времена это лучший и самый дешевый способ пережить кризис. Светодиодные экраны для наружной рекламы, например, хороший продукт как таковой. Их плюс в удобной географии и доступности. Возможно, в ближайшее время крупные игроки рекламного бизнеса Калининграда переориентируются на этот тип визуальной рекламы", - прогнозирует Скляров.  

DSC01216.JPG

© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада  

© Фото автора

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 863 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты