Госдума и
Совет Федерации РФ предлагают запретить ритейлерам прямые закупки импортных
продуктов, сообщает ТАСС.
По мнению парламентариев, прямой продовольственный импорт наносит ущерб отечественным сельхозпроизводителям. Однако если этот запрет введут, как будет выживать Калининградская область – большой вопрос. Не секрет, что на долю импортных продуктов питания в удаленном от большой России Янтарном крае приходится порядка 60%.
По сообщениям
ТАСС, в ходе весенней сессии российского парламента планируется представить на
обсуждение законопроект о запрете торговым сетям прямых закупок
сельхозпродукции за рубежом. Необходимость принятия такого закона связана с
тем, что сегодня российские торговые сети предпочитают закупать продукты
питания напрямую из-за рубежа по контрактам преимущественно с офшорными
компаниями.
"Когда российская сеть заключает договор напрямую с импортером, российский
производитель исключается из этой цепочки", – заявил Сергей Лисовский,
первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по
аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
По мнению Лисовского, на смену нынешней системе закупок должны прийти прямые
договоры с "реальными производителями", в том числе – российскими.
"Мы не заинтересованы в ущемлении интересов торговых сетей, нанесении им
убытка, но мы хотим обеспечить попадание нашего продовольствия на полки
магазинов", – заявил сенатор.
Как говорится, свежо предание, а верится с трудом, и особенно на фоне той
травли, которая сейчас развернулась против торговых сетей, которых записали в "спекулянты"
и "мошенники".
По мнению экспертов розничной торговли, государство должно направить усилия
прежде всего на разработку мер стимулирующего характера, а не запретительного.
Только эти меры помогут сохранить высокую конкуренцию на рынке сельхозпродукции
и стремление всех участников рынка (колхозник, производитель, оптовый
поставщик, торговые сети) к повышению качества продуктов и к поддержке российского
сельхозпроизводства.
Помимо того, что подобные запретительные меры не принесут положительного
результата, отрасли важно понимать критерии и правила, по которым будет
создаваться запретительный перечень импортных продуктов. Кроме того, возникают опасения,
что такого рода запретительные меры обеспечивают риск монополизации рынка со
стороны крупных сельскохозяйственных и производственных компаний, что, в свою
очередь, приведет только к повышению цен. В итоге пострадает опять конечный
покупатель.
"Каждая торговая сеть заинтересована в постоянном партнерстве с
отечественными производителями, - говорит представитель калининградской сети. -
Другое дело, что продукция должна быть соответствующего качества и по
адекватной цене, а с этим часто возникают проблемы".
Кроме того, эксперты отмечают, что как в большой России, так и в
Калининградской области пока нет таких производственных и сельскохозяйственных
мощностей, чтобы обеспечить полностью потребительский спрос, не прибегая к
импортным поставкам. К тому же прямой импорт – это вовсе не зло, а скорее благо
для покупателя – таким образом, исключается среднее посредническое звено, что
существенно влияет на конечную цену на полке магазина.
Пока же парламентарии рассматривают новый запретительный законопроект,
региональные власти придумывают свои способы государственной интервенции. Так,
губернатор Калининградской области Николай Цуканов намерен внедрить замену
региональным оптовикам сельхозпродукции.
По мнению губернатора, спекулянты (оптовики) на корню скупают всю
сельхозпродукцию, которой в регионе достаточно.
"Речь не о количестве этой продукции, а о цене. Они скупают для того,
чтобы потом просто диктовать цены на рынке", - подчеркнул губернатор. Воодушевившись
подобного рода заявлениями, некоторые сельхозпроизводители уже отказались сотрудничать
с оптовиками, вероятно, забыв, что именно это звено имеет все необходимое для
сохранности качества и торгового вида их продукции до новых урожаев. Губернатор Калининградской области объявил о намерениях решить проблему при
помощи государственного вмешательства.
"Мы будем закладывать в этот сезон и картофель, и овощи, приобретая их у
населения, у компаний, и когда цены будут повышаться, мы будем просто вливать
продукцию на рынок", - сказал Николай Цуканов. Таким образом, похоже, в области может появиться "госспекулянт",
который и будет диктовать свою рыночную цену на сельхозпродукты. Правда,
сколько бюджетных денег уйдет на организацию новой оптовой сельскохозяйственной
госкомпании, как обычно, умалчивается. Неясно также и то, по какому принципу
будут отбираться сельхозпроизводители, где продукция будет храниться и в какие
точки продаж планируется вливать сельхозпродукцию… Очевидно, что даже если и
удастся воплотить в жизнь эту сомнительную идею, то она объективно обречена на
смерть с диагнозами "бюрократический сидром" и "вздутие штата".
Кстати, коммерческие предприятия-оптовики редко болеют этими болезнями, так как
у них на первом месте стоит рентабельность бизнеса в условиях рыночной
экономики.
Между тем согласно постановлению правительства № 530 в список социально
значимых продуктов первой необходимости, на которые правительство имеет право
замораживать цены (при росте стоимости на товар более чем на 30% за 30 дней в
одном регионе), входят 24 товара.
По данным Росстата, рост цен на хлеб, рис, пшено, муку, масло подсолнечное и
сливочное, молоко составил по России не более 5–6% с начала 2015 года.
Макаронные изделия где-то даже подешевели на 1,64%. А вот капуста, лук, морковь
и яблоки из списка правительства в некоторых регионах преодолели 30-процентный
барьер подорожания.
"Средний фактический рост цен на полках магазинов ниже, чем рост отпускных
цен поставщиков на те же продукты", – говорится в пресс-релизе компании X5
Retail Group. Так, оптовая цена на пшеничный хлеб выросла на 10%, а розничная цена,
напротив, снизилась на 12%; цена на рис увеличилась в оптовом звене и в рознице
на 48% и 39% соответственно, на подсолнечное масло – на 38% и 23%, на
поваренную соль – на 30% и 4%.
Похожая ситуация наблюдается во всех крупных розничных сетях России в целом и в
Калининградской области в частности. Поэтому, как сообщили в Минэкономразвития
РФ, возможность законодательного ограничения цен на продукты пока (здесь
ключевое слово - пока) не рассматривается.
Одновременно с этим все разговоры о развитии сельского хозяйства и отечественного
производства в стране сегодня имеют весьма сомнительный характер. Сам глава МЭР
Алексей Улюкаев заявил, что в 2015 году предполагается довольно высокое
снижение инвестиционной активности, что связано как с удорожанием компонентов
инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых отношений, так и с высокой
степенью неопределенности.
"Минэкономразвития в уточненном прогнозе социально-экономического развития
РФ прогнозирует спад инвестиций в 2015 году на 13,7% на фоне девальвации рубля
и высоких ставок по кредитам", - сообщил журналистам Алексей Улюкаев.
Предполагается также и высокий отток капитала – $115 млрд. – в связи с
невозможностью для российских заемщиков рефинансировать свои долги на внешнем
рынке. Инфляция, по словам Алексея Улюкаева, на конец 2015 года прогнозируется
на уровне 12,5%. При этом высокий уровень инфляции и падение курса рубля может
привести к снижению потребительского спроса и розничного товарооборота (здесь,
как видится, лишнее слово – может).
© Информационное агентство Русский Запад