Сергей Гуров: “Мир в нашем регионе стоил 157 000 жизней”

13.02.2015 18:00
   


К 9 апреля в свет должна выйти книга "По дорогам войны в Восточной Пруссии 1944 – 1945 гг.". Очерки приоткрывают некоторые малоизвестные страницы боев за землю, ставшую нашей. Автор исследований – в недавнем прошлом руководитель рабочей группы по подготовке областной Книги Памяти "Назовем поименно". В ней учтены погибшие в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции солдаты и офицеры Красной армии и флота. Капитан I ранга в отставке Сергей Гуров рассказал в интервью Русскому Западу о своей новой книге и о том, для чего он ее написал.


“Не оставлять своих в немецкой земле”


- Почему не удалось первое советское наступление 1944 года в Пруссии?
- Воодушевленный успехом операции "Багратион" 3-го Белорусского фронта, генерал армии Иван Черняховский решил взломать оборону немцев с лету. Но Восточная Пруссия была камнем преткновения для наших войск еще в 1914 году. Так получилось и в конце 1944 года. Моя новая книга охватывает события с октября 1944 по конец апреля 1945 года. В тексте говорится о том, что этому предшествовало. Дается хроника самой наступательной операции и оценки успеха ее отдельных эпизодов. Самое главное, в книге есть цифры сводных потерь советских войск в боях за Восточную Пруссию. Ранее в Книге Памяти “Назовем поименно” Калининградской области мы указывали число погибших, но по районам. Здесь же дается общая цифра потерь 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии по стратегической операции и по отдельным тактическим элементам. Пришлось учесть безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные подсчитать несложно, санитарные – гораздо труднее. По общепринятой методике берется принцип "один к трем": из трех человек, выбывших из боя по ранению, один не выживает.  

На фото: Каждый дом в Пруссии становился крепостью

Вся Пруссия была крепостью.jpg

- Как увязаны в книге бои 1945 года с сегодняшним обликом Калининградской области?
- В книге указаны названия улиц Калининграда, которые названы  в честь павших в этой части Восточной Пруссии, которая отошла к РСФСР. Кстати, погибшие в первых боях этой наступательной операции захоронены в Литве. В частности, те, кто погиб при форсировании Немана и штурме Тильзита. Бойцы, погибшие при вступлении в Пруссию, покоятся в Вильнюсе, Алитусе, Клайпеде и в Каунасе. И там эти наши захоронения, к счастью, содержатся хорошо.

Пруссия.jpg

- Почему первых павших за Пруссию не хоронили в этой земле?
- Потому что командиры младшего и среднего звена еще не знали, что часть Восточной Пруссии отойдет СССР. Они не хотели оставлять своих заслуженных людей в немецкой земле.  Поэтому многие участники этой операции похоронены в Литве. Этих людей мы в книге не учитываем. При подсчете потерь взяли только тех, кто похоронен здесь.
 
- Почему использован такой принцип?
- Чтобы можно было прочесть о воине, узнать, где в Калининграде находится улица его имени, в каком районе погребен сам погибший, прочесть его фамилию на захоронении.

На улице… "10 апреля"


- "По дорогам войны в Восточной Пруссии” - не первая публикация данных о числе погибших?
- Да, мы - не первопроходцы в этом деле. Цифры потерь советских войск в Пруссии публиковались фрагментарно, по отдельным сражениям. Однако сумма погибших ни в одном энциклопедическом издании в полной мере не давалась. В конце войны старшие командиры старались откровенно не докладывать о потерях в своих соединениях.

- С чем это связано?
- Потери здесь были слишком значительными. На фоне победных реляций в конце войны такие данные выглядели бы тревожно. Все боялись попасть в опалу Верховного главнокомандующего. При Сталине это было как дважды два. В доступной калининградцам послевоенной литературе всего один человек давал сведения о погибших. Да и то - только по своим частям и за одну операцию. Речь идет о данных командующего 43-й армией Афанасия Белобородова о штурме Кенигсберга: "Безвозвратные потери 43-й армии не превышали 1100 человек". Другие участники, Озеров, Галицкий, Людников, не указали конкретных цифр о своих потерях, притом что, по нашим данным, только Галицкий потерял в городе-крепости Кенигсберг около 6 тысяч человек ранеными и погибшими. Эта цифра складывается из данных о доукомплектовании 11-й гвардейской армии после штурма. Кузьме Никитовичу в Кенигсберге достался самый тяжелый участок. Обратите внимание: после штурма города-крепости 11-я гвардейская ушла на переформирование. Нужно было восстановить ее боеспособность. Солдаты Галицкого вступили в бой только после взятия Фишхаузена (Приморска – прим. Русского Запада). Это произошло 18 апреля.

Даже трамваи в Кенигсберге стали прикрытием для врага
Даже трамваи в Кенигсберге стали прикрытием для врага

- Вокруг темы штурма Кенигсберга споры не утихают и сейчас. Когда он закончился?
- Считается, что штурм Кенигсберга закончился 9 апреля. На самом деле он продолжался и на следующий день: шла зачистка города войсками НКВД. Поэтому на знаменитой медали “За взятие Кенигсберга” выбита дата 10 апреля. Улица в честь этого события в Калининграде тоже носила наименование не "9 Апреля", а "10 Апреля". Потом ее переименовали. Праздник начали отмечать днем ранее, в годовщину салюта, данного в 1945 году в честь овладения городом-крепостью. Только вот медаль-то уже не переделаешь. 

Каждый дом таил угрозу
Каждый дом таил угрозу.jpg


- Но и наших потерь за Пруссию не счесть.
- Сводных потерь за всю стратегическую наступательную операцию действительно нет даже в энциклопедиях и справочниках по Великой Отечественной войне. Чтобы восполнить этот пробел, нужно выпустить еще пару томов Книги Памяти Калининградской области. В Центральном архиве Министерства обороны России в Подольске еще стоят запечатанные мешки неразобранных документов по Восточно-Прусской стратегической наступательной операции советских войск. Когда я с моими сотрудницами ездил туда собирать материалы, нам дали всего две недели.  Нужно было разобрать все бумаги по стратегической операции. Сил и времени на это просто не хватало. В 2008 году всероссийский проект Книги Памяти был расформирован, мы перестали ездить в архив. Представители большинства регионов России свою задачу по этому проекту выполнили.

- Почему у них это удалось, а у нас нет?
- Военные потери исконных областей РСФСР учитывались по месту призыва. Вот, скажем, призвал военкомат в 1941 году 40 молодых людей. 20 из них вернулось в 1945 году. Потом в 1946 году по дворам ходили специалисты, переписывали мужское население. Так уточнялись данные военкоматов, которые потом попали в Центральный архив Министерства обороны. С этой точки зрения работу для Книги Памяти Калининградской области закончить быстро было просто нельзя: в 1944 - 1945 гг. здесь находились погибшие со всего СССР. Мы оказались единственными в стране, кто составлял свою Книгу Памяти по месту гибели. Поэтому окончательное число потерь в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции советских войск не может быть названо.

Красноармейцы блокируют немцев в Восточной Пруссии
Красноармейцы блокируют немцев Восточной Пруссии


За Кенигсберг погибло 9 000 бойцов

- В вашей новой книге есть предварительные уточненные цифры потерь?
- Есть. Приблизительные советские потери при штурме Кенигсберга достигли 9 000 погибших (по Книге Памяти Калининградской области – прим. Русского Запада). Около 157 000 солдат и офицеров мы потеряли в течение Восточно-Прусской операции. В данном случае имеются в виду территории Калининградской области и Варминско-Мазурского воеводства Польши. Все события по обе стороны нынешней российско-польской границы в 1945 году проходили на одном поле брани. Характерный пример – Гольдапская наступательная операция, которая  являлась единой операцией. Наши среднесуточные потери в этом сражении составляли 5 300 человек. Именно столько каждые сутки выбывало из строя убитыми и ранеными. Кого из них "вытягивали" в госпиталях, подсчитать сложно. Вообще, по всей Восточно-Прусской стратегической наступательной операции среднесуточные потери советских войск составляли 5 677 человек.

Бой за мосты у биржи Кенигсберга
Бой за мосты у Биржи Кенигсберга

- Почему вы уделяете столько внимания трудностям боев?
- Уж точно не для сенсации и не для красного словца. Мы подсчитываем цену нашей Победы. Еще до начала наступления сюда забрасывались наши диверсионные и разведывательные группы (ДРГ – прим. Русского Запада). Из 10 таких ДРГ в Пруссии выживала одна. Модернизация старых укреплений и новые опорные пункты здесь были изучены недостаточно. Командование не было уверено, что наступление вообще удастся. Советские войска попали здесь в самое пекло.


Сержант, который остановил 700 лошадиных сил
 

- Как это выглядело на примерах отдельных бойцов из вашей новой книги?
- 20 января 1945 года в бою за Ауленбах (ныне - Калиновка Черняховского района Калининградской области, – прим. Русского Запада) гвардии младший сержант Шота Гамцемлидзе со связкой гранат бросился под танк “Тигр”. Если бы это было в 1941 году под Москвой, вопрос был бы ясен: Родину нужно отстоять. Казалось бы, в Пруссии 1945 года наши бойцы понимали, что Победа близка. Однако вне зависимости от того, сколько дней осталось до взятия Берлина, люди жертвовали собой ради того, чтобы приблизить Победу еще быстрее, чтобы до нее дожили остальные. Гамцемлидзе был командиром отделения противотанковых ружей мотострелкового батальона 4-й гвардейской мотострелковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса 3-го Белорусского фронта. 24-летний боец сорвал контратаку немецкой бронетехники, что позволило овладеть опорным пунктом немцев. Еще один малоизвестный эпизод в книге – ночной штурм Инстербурга. Ждать было нельзя, иначе мы бы брали этот город еще неделю. Немцы стягивали к городу резервы. Поэтому командование приняло решение провести штурм ночью. На узких улочках города обороняющиеся стояли насмерть. Работали с фаустпатронами. В бой был введен фольксштурм. Бой за ключевой город на пути к Кенигсбергу обошелся нам очень дорого. Памятник погибшим бойцам и командирам - один из самых крупных в Калининградской области: под ним погребено около 4 500 человек.

Сержант, который остановил 700 лошадиных сил.jpg

- О каких эпизодах воздушных боев в Пруссии можно узнать из книги?
- В книге рассказано о последних боях эскадрильи французского истребительного авиационного полка "Нормандия - Неман". Они проходили здесь, в небе Пруссии. "Нормандцы" упросили советское командование, чтобы их не оставляли в тени в боях за Германию. Тут французы показали свои лучшие боевые качества. Вместе с тем треть полка здесь же и погибла. Это говорит о напряженности воздушных боев и о том, что французы не жалели себя для будущего мира. Именно здесь три летчика французского полка представлены к званию "Герой Советского Союза"… Каждому из них хотелось дожить и вернуться домой. Поэтому один из акцентов книги "По дорогам войны в Восточной Пруссии 1944 – 1945 гг." - интернациональность Победы. Сегодня, когда наши отношения с Евросоюзом напряжены, это особенно важно. С Францией тоже возникает недопонимание. Однако то, что мы были союзниками и вместе дрались против нацизма, не щадя живота своего, из истории не вычеркнуть. Понятно, что сейчас приходят новые поколения, но им нужно напоминать об уроках истории.


Кто ощипал асов “Мельдерс”


- Как вы относитесь к точке зрения о том, что наши и французские летчики в Пруссии почти не встречали сопротивления в воздухе?    
- Здесь у немцев оставалось немного авиации, но действовала элитная эскадрилья люфтваффе – "Мельдерс". Там воевали пилоты высшего класса. "Нормандцы" и наши летчики столкнулись именно с ними. Асы Пруссии летали на Фокке-Вульф FW-190, Messerschmitt Bf.109 и Bf.110, доработанными специально под этих летчиков. Молодым советским и французским пилотам столкнуться в бою с ними – почти верная гибель. Наши потери в небе были обусловлены еще и высокой организованностью противовоздушной обороны. ПВО вокруг города-крепости была рассчитана на отражение удара стратегического масштаба. Один из центральных командных пунктов этой системы до сих пор стоит в Военной гавани Балтийска. Оттуда выдавались целеуказания по отражению налетов. 

Летчики полка "Нормандия - Неман" ощипали асов эскадрильи Мельдерс
Летчики полка Нормандия - Неман ощипали асов эскадрильи Мельдерс


- Кто помог в издании книги?
- Мои одноклассники по Нахимовскому училищу. В частности, живущий во Владивостоке капитан IIранга в отставке Сергей Егоров. Подготовить книгу к печати помогли представители редакционно-издательского отдела некогда знаменитого в Калининграде книжного издательства “Янтарный сказ”.  Задействовал я и свои личные источники. Если нужно рассказать молодым жителям нашего региона о событиях войны, препоны не страшны.

Сергей Гуров и Александр Торба
Гуров и Торба

Досье РУССКОГО ЗАПАДА

Сергей Александрович Гуров - капитан 1‑го ранга в отставке, военный историк, писатель, журналист.

Родился в 1952 году в Калининграде.

1970 - окончил Ленинградское нахимовское военно-морское училище.

1975 – получил офицерские погоны в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф. Э. Дзержинского.

1983 – закончил Военно-морскую академию им. Н. Г. Кузнецова.

1990 – 2003 – в должности заместителя командира соединения ракетных кораблей, главного корабельного инженера технического управления Балтийского флота.

2001 - член Калининградского регионального отделения Академии военно-исторических наук.

2003–2008 - руководитель рабочей группы по подготовке и изданию Книги Памяти "Назовем поименно" Калининградской области.

Член Союза журналистов, Союза писателей России. Награжден орденом "За военные заслуги", медалью ордена “За заслуги перед Отечеством II степени” и медалью “За заслуги в увековечивании памяти погибших защитников Отечества”.

Автор книг:

"Инженеры-механики флота ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского" (1998),

"Корабли Балтийского флота. Прославленные в боях" (2002),

"Броненосцы Балтийского флота. Российский Императорский флот" (2003),

"Корабли эскадры Балтийского флота. Великая Отечественная война" (2005),

“По следам Балтийского подплава”(2008),

"Балтийский флот России в Первой мировой войне" (2014),

"По дорогам войны в Восточной Пруссии 1944 – 1945 гг.".


Обложка новой книги Сергея Гурова

Обложка новой книги Сергея Гурова.jpg


© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Петр Старцев

© Фото газеты “Страж Балтики” и с официального сайта правительства Калининградской области 
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 864 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты