По данным Ассоциации компаний розничной торговли, продукты в сетевой рознице в уходящем году подорожали в среднем на 20–25%, а в первые месяцы 2015 года еда и напитки на полках магазинов вырастут в цене еще на 14,5–15%. А что же торговые сети? Наблюдая за неуклонно падающей покупательной способностью, ростом инфляции и туманностью перспектив, некоторые из них все же набрались решимости и продолжили бороться за покупателя. О том, какие меры предпринимает калининградский ритейл, рассказал генеральный директор ТС "Вестер" Артур Влодарчик.
РЗ: Как ситуация в экономике отразилась на вашем бизнесе? Какие действия вы предпринимаете для того, чтобы сохранить свои позиции? Что предпринимаете для удержания и привлечения покупателя?
А. В.: Безусловно, мы почувствовали изменения в экономике. Еще в январе мы наблюдали рост посещаемости LFL, но уже начиная с февраля наметился тренд снижения покупательной способности. Одним из способов решения проблемы мы видим "заморозку" наценки на наиболее востребованные у потребителей товары, что, собственно, мы и сделали - акция "Народная цена" стартовала в наших магазинах 14 февраля и продлится до середины марта.
РЗ: Какие наименования вы решили включить в список товаров с фиксированной ценой? И насколько он большой?
А. В.: Как я уже сказал, при формировании нашей условной потребительской корзины мы ориентировались на спрос. В этот перечень включены продукты практически из всех категорий: молоко, мясо, курица, овощи, фрукты, крупа, рыбная продукция, хлеб. Всего это 30 наименований с наценкой не более 10%. Кроме этого, хочу подчеркнуть, что мы и в дальнейшем будем проводить работу в этом направлении, по завершении которой будет сформирован расширенный список товаров народного потребления, состоящий из 200 наименований. На них будет установлена минимальная наценка в течение всего года.
А. В.: Скажу так, переговоры с поставщиками ведутся постоянно, в настоящий момент в компании идет активная работа над тем, чтобы расширить перечень продуктов с минимальной розничной наценкой (не более 10%) до 250 наименований. Если нам удастся это сделать, калининградцы смогут приобретать все эти товары по достаточно низким ценам на протяжении всего года.
РЗ: Однако это не первая попытка "Вестер" в этом направлении. Некоторое время назад вы, как и ряд других ритейлеров, заявляли, что в течение второго полугодия 2014 года рост закупочных цен опережал рост цен в рознице. Вы умышленно занижали наценку? Насколько?
А. В.: Да, это именно так. Начиная с августа прошлого года и до декабря мы наблюдали за тем, как рост закупочных цен опережал цены в рознице в среднем на 4,5%. Более того, уже тогда на товары, попадающие в список социально значимых, мы устанавливали наценку не более 5-10%.
РЗ: Но согласитесь, что идея с фиксированными ценами, да еще и на перспективу, в нынешних условиях постоянного колебания курса - шаг достаточно рискованный. Не боитесь ли рисковать?
А. В.: На большинство товаров торговая наценка в нашей сети регулируется исключительно покупательским спросом и маркетинговой стратегией компании. Руководствуясь полученными данными, мы берем эти риски на себя.
РЗ: Некоторые российские экономисты настроены совсем не оптимистично и прогнозируют затяжной кризис. Наиболее заметный рост цен и уровень безработицы ожидаются к апрелю этого года. Готова ли ваша компания к непростым временам?А. В.: Не вижу оснований спорить с экспертами, потому что время для всех настало достаточно непростое - как для продавцов, так и для покупателей. Безусловно, это испытание для бизнеса, ведь прогнозируемый уровень инфляции может достигнуть 18%. Нужно понимать, что уход с рынка неэффективных компаний в таких условиях может быть неизбежен, впрочем, как и открытая борьба за потребителя. Осознавая это, мы стараемся делать все возможное, чтобы пережить кризисный период как можно безболезненнее для обеих сторон.
© Информационное агентство Русский Запад