Клещи торговой войны

17.02.2015 16:00
   


Вот и минуло уже полгода с начала введения Россией контрсанкций в отношении ряда западных стран. За это время маленький Калининград пережил продуктовое эмбарго, атаку польской помидорной контрабанды, падение рубля, дикую инфляцию и экспроприацию белорусами калининградской техники. Пришло время считать потери и понять, насколько эффективно реагирует местная власть на современные вызовы. И начнем, пожалуй, с перспектив импортозамещения.

Итоги кризиса

Потери Калининград, как и положено форпосту, несет по всем фронтам. Бизнес Калининградской области уже в августе потерял около 70 миллионов долларов только из-за того, что эмбарго на импорт продуктов из стран Запада ввели без предупреждения.

Немало денег ушло от калининградских производителей техники на белорусской границе. Из 27 задержанных фур шесть принадлежали ООО "Компания Телебалт" и оценивались в 45 млн рублей. О стоимости остального груза можно только догадываться. И нет никаких сомнений, что в будущем компании попытаются компенсировать свои потери за счет увеличения цены для соотечественников.

Далее, по итогам января 2015 года поступления в областной бюджет сократились на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительный вклад в снижение доходов областного бюджета внесло падение налога на прибыль: поступления по нему сократились на 37% в сравнении с январем 2014 года. Упали и поступления по акцизам - на 15%.

Кроме того, уже в декабре 2014 года явно наметилась тенденция к минимум 30-процентному сокращению заработных плат на предприятиях, а то и вовсе частичная остановка деятельности значимых заводов. Объем производства агропромышленного комплекса региона упал на 6%, в то время как в 2013 году эта отрасль показывала устойчивый рост - на 8,6%.

При этом, правда, радует индекс продукции сельского хозяйства – 109,1% (в основном за счет картофеля и зерна). Но столь высокие показатели - скорее, результаты заделов прошлых лет. И в ближайшие годы стоит ожидать замедления темпов роста.

Клещи торговой войны

Ну и самым, пожалуй, болезненным ударом как для бизнеса, так и для населения стало резкое падение рубля. Хотя и в этом негативном пункте есть свой плюс: появился потенциал у инвестора. Здесь, к слову, четко сработал и региональный Минпром. Снижение вполовину ставки первоначального взноса для резидентов – очень привлекательный пряник.

Тем не менее стремительно рухнувший деревянный потянул за собой ряд проблем, начиная от  приостановки поставок товаров в магазины, сырья и комплектующих для предприятий, удорожания импорта (а значит, снижение покупательной способности населения и рост себестоимости продукции) и заканчивая внезапным повышением ставок по кредитам, в том числе по уже выданным.

Здесь, кстати, решение ЦБ о повышении ключевой ставки стало очень неоднозначным. Фактически оно никак не сказалось на инфляции, а вот в гроб российского мелкого и среднего бизнеса вбило последний гвоздь. Практически все банки бросились повышать в несколько раз ставки по кредитам, и снижать их они явно не собираются в ближайшее время. В пору скорой весенней страды калининградские фермеры просто не будут брать непомерные кредиты под 37%. Для сравнения, в начале XXвека Столыпин давал крестьянам кредиты всего под 4%, в Японии сегодня предприятия берут кредиты под 0,01% на срок до 10 лет.

Складывается впечатление, что российские банки действуют сообща против народа и стабильности нашей экономики. Единственный выход для землепашцев сегодня – ждать внушительных субсидий от государства. И государство будет это делать, причем сразу по 18 отраслям.

Клещи торговой войны

В чем нуждаемся?

Как свидетельствует печальная статистика, Калининград сегодня - чуть ли не единственный регион России, оказавшийся крайне зависимым от импорта. Местный продовольственный рынок лишился почти трети импортного молока и мяса, а также половины рыбной продукции. Особый недостаток испытывают переработчики в сырье (в среднем его недостает на 60%).

Так, мясоперерабатывающие заводы зависимы от импорта на 65,2%, притом что Калининград сегодня полностью себя обеспечивает свининой, лишь 20% из 13,5 тысячи тонн мяса идет на промпереработку (а это колбасы и консервы). Практически всю курятину (50 тысяч тонн) заводы покупают за рубежом. Рыбопереработчики фактически зависимы от импортного сырья на 91,4%. Производители животных жиров и масел – на 64,1%.

Производство напитков импортозависимо вообще катастрофически - на 99,3%.  Практически такие же показатели – у основных налогоплательщиков области, производителей техники, электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи – 93,3%. Производители аппаратуры, приемников зависимы на 99,3%. Производители автомобилей  - на 98,9%. Рост себестоимости их товаров вырос за последние полгода более чем на 200%. Единственная отрасль в Калининградской области, которая сегодня наименее импортозависима, – судостроение (всего на 2%).

Подводим итоги: Калининградская область сегодня реально балансирует на грани банкротства. Местные производственные гиганты, дающие тысячам людей работу и основные поступления в региональный бюджет ("Автотор", "Телебалт", гусевский холдинг "GS", винно-коньячный завод "Альянс-1892", винно-водочный завод "ВЕСТ-АЛКО", также 37 рыбоперерабатывающих заводов, среди которых "Роскон", "Рыболовецкий колхоз "За Родину!", "Полесский рыбоконсервный завод" и "Калининградские морепродукты"), могут в любой момент закрыть производство. В перспективе - тысячи людей окажутся без работы, а местный бюджет практически рухнет. Единственное, что, пожалуй, может спасти эти предприятия в период поиска новых поставщиков сырья, – мощная финансовая поддержка государства в части кредитования, возмещения транспортных и иных издержек, а также щадящая налоговая политика.

Что делают власти?

Что касается программы импортозамещения, то здесь местное Минэкономразвития намерено действовать в трех направлениях: участвовать в федеральных программах импортозамещения (по 18 отраслям), сформировать совместно с предприятиями региона региональные программы импортозамещения и активно участвовать в программах Минпромторга РФ по поддержке промышленной инфраструктуры.

Фактически это означает, что местные власти всю ответственность перекладывают на федеральные плечи, ожидая указаний сверху и мощной поддержки из федеральной казны.

Крупный, средний и малый бизнес спасать намерены за счет сокращения числа процедур и сроков по различным видам административных услуг, а также снижения ставок налогов для малого и среднего бизнеса, расширения патентной системы. Меры, конечно, позитивные, но явно недостаточные для реанимации бизнеса в регионе.

Единственным, пожалуй, инициативным сектором экономики в данном случае выступает разве что региональный Минсельхоз. По мнению главы региона, в области вполне можно компенсировать часть необходимого для переработки сырья за счет строительства дополнительных производств. Например, уже есть идеи по реанимации в Советске законсервированного мукомольного завода, по организации переработки сухарей, по строительству завода по переработке гречки в Черняховске, а также комбината Росрезерва. Министр сельского хозяйства Владимир Зарудный пообещал, что скоро появится еще один комплекс от "Балтптицепрома" по выращиванию курицы.

Что касается рыбопереработчиков, то сделать эту отрасль независимой от импорта можно лишь частично и в том случае, если будет восстановлена рыбопромысловая флотилия (а это еще около 8 судов). Да и то выловить они могут лишь определенные виды рыбы: салаку, сельдь и треску. Остальная рыба: скумбрия, сайра, навага и др., - по-прежнему будет импортироваться. Однако до этого момента заводам надо как-то выживать и конкурировать на российском рынке.

Клещи торговой войны

Большие перспективы по полному переходу на местное сырье есть лишь в таких отраслях, как овощеводство и садоводство. Тут при мощных прямых инвестициях государства, разумной налоговой политике по отношению к фермерам и наличии новых технологий возможен скорый и заметный прогресс. Здесь стоило бы обратить внимание не столько на частных предпринимателей, сколько на создание фермерских кооперативов и поддержку быстрорастущих компаний, использующих инновационные разработки, а также создать систему преференций для компаний, использующих инновации в соответствующих секторах.

Однако по-прежнему остается за бортом скорого импортозамещения наше технологическое производство. По всей видимости, удержать этот кластер на территории Калининградской области в ближайшее время не получится без внушительных налоговых льгот.

Несмотря на многочисленные заверения чиновников всех уровней власти в несомненности положительных итогов импортозамещения, многие независимые эксперты склоняются к мнению, что этот механизм может сработать далеко не во всех сферах деятельности. Тем более что это будет затруднительно при существующих стоимости энергоносителей и размере обязательных платежей и налогов.

В любом случае на примере Калининградской области однозначно ясно, что импортозаместительная программа может во многом поднять сельское хозяйство и лишь частично сохранить перерабатывающую промышленность.

Время для новых Столыпиных

Ну и напоследок, как говорится, все новое – хорошо забытое старое. С похожими проблемами нашей стране уже приходилось когда-то сталкиваться. Вспомним, например, реформы знаменитого премьер-министра Петра Столыпина.

Его потрясающая аграрная реформа складывалась из нескольких основных параметров: крестьяне получали кредит под залог земли, который затем, в срок от 13 до 55 с половиной лет, погашался аннуитетными платежами. При этом ставка была всего 4,0%, при кредите на 13 лет - 2,9%.

Кроме того, банки начали не только кредитовать сделки, но и покупать земли за свой счет и затем продавать их крестьянам (также с кредитованием последних).

Земля приобреталась отдельными крестьянами (17%), сельскими обществами (18%) и товариществами (65%). Причем этим самым товариществам (или кооперативам) в значительной мере помогал Госбанк, кредитуя их под минимальные проценты.

Основной акцент был также сделан на увеличение количества участковых агрономов. В частности, в "староземских" губерниях с населением 34 тысячи чел. в 1904 году работал 401 агроном, а в 1913 году - уже 3 716.

И не стоит забывать самую прогрессивную реформу Столыпина: он укрепил право крестьян на землю, а желающим раздавались участки в Сибири – бесплатно, вместе с ссудой на строительство дома и одной положенной коровой на семью.

В наше время, конечно, корову вполне успешно заменяют федеральные субсидии, но, как обычно бывает в России, в реализации любой государственной программы в несколько раз возрастает роль чиновничьего аппарата, а значит, и возможной коррупции. Тут уж одной коровой не отделаешься.

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 864 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты