Скандал в Калининградской области из-за просроченных лекарств возник по причине отсутствия механизма возврата невостребованных препаратов Минздраву России.Руководитель Службы контроля качества медицинской помощи и лицензирования Калининградской области Татьяна Николаева 25 февраля прокомментировала итоги внеплановой проверки Росздравнадзора, в ходе которой были выявлены лекарства для лечения онкогематологических больных с истекшим сроком годности. Напомним, накануне надзорное ведомство объявило, что было зафиксировано наличие остатков препарата "Иматиниб" с истекшим сроком годности в количестве 515 упаковок на сумму 27,5 млн рублей. Росздравнадзор квалифицировал результаты проверки как нарушение, в данном случае - неэффективное расходование средств федерального бюджета.
По результатам надзорных мероприятий Росздравнадзор выдал Министерству здравоохранения Калининградской области предписание о принятии меры по устранению выявленных нарушений, при этом вся информация о нарушениях была направлена в Генпрокуратуру, Министерство здравоохранения РФ и губернатору Калининградской области. Также главе региона было внесено представление с требованием о возмещении необоснованно потраченных средств федерального бюджета в размере 27 896 116 руб. и привлечении к дисциплинарной ответственности и. о. министра здравоохранения области Вероники Карташовой и других виновных должностных лиц. В региональном Минздраве с выводами Росздравнадзора не согласны. "Если в прошлый раз лекарство пациенту не подошло, мы не можем оставить его без лечения. Если бы методика лечения не была изменена, мы бы использовали в полном объеме ту заявку, что у нас есть. Однако тяжесть и состояние пациента - это тот фактор, который является основополагающим", - объяснила Николаева.
Лекарственное средство "Иматиниб" используется для лечения онкогематологических больных, при этом препарат закупается и поставляется в регион Министерством здравоохранения Российской Федерации по программе 7 высокозатратных нозологий (ВЗН). По этой программе лечат больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
При этом, по словам Николаевой, все контрольные органы были в курсе ситуации, что из-за корректировки лечения пациентов часть препаратов осталась невостребованной. Порядка возврата в федеральную собственность в России не предусмотрено, однако региональный Минздрав принял меры, чтобы передать эти препараты для лечения в другие регионы страны, для чего министерство разместило информацию о невостребованных остатках на сайте rosminzdrav.ru, но схожая ситуация с излишком лекарств образовалась и в других регионах, поэтому препараты остались невостребованными.
Между тем невостребованные остатки возникли еще в 2013 году, после того как часть пациентов, включенных в заявку на получение лечения, по рекомендации федеральных медцентров, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, были переведены на более адекватную терапию, так называемую терапию второй линии, и за счет того, что часть пациентов перевели на новую терапию, некая доля препаратов оказалась невостребованной. Таким образом, на конец 2013 года образовался остаток препаратов в количестве 722 упаковок на сумму 38,9 млн рублей. На 2014 год с учетом остатков данный препарат в заявку не входил и не заказывался.
Всего же в 2014 году было израсходовано 207 упаковок. Остаток на конец года составил 515 упаковок на общую сумму 27,5 млн рублей, из них 266 упаковок остались по причине перевода пациентов на лечение другими препаратами, 144 упаковки были невостребованными в связи со смертью пациентов.
Отметим, при переводе пациентов на лечение новейшими препаратами на закупку этих лекарств деньги выделяет областной бюджет. В 2013 - 2015 гг. на препараты "второй линии" было потрачено 85 млн бюджетных средств. "На последнем совещании по программе 7 ВЗН обсуждалось то, что федеральные центры меняют схемы лечения пациентов по достаточно дорогостоящим препаратам, средства на которые в областном бюджете не предусмотрены", - пояснила Николаева. Однако врачи в Калининграде не могут взять на себя ответственность в изменении терапии. Такими полномочиями обладают только федеральные центры. Перечень лекарственных препаратов для лечения лиц, имеющих болезни "семи нозологий" (перечень дорогостоящих лекарственных препаратов), формируется с учетом объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на следующий календарный год и соответствующий плановый период, не реже одного раза в 3 года, из лекарственных препаратов, которые в том числе имеют преимущество по сравнению с другими лекарственными препаратами при лечении данных заболеваний.
Однако данный перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов был утвержден распоряжением Правительства РФ в самом конце 2008 года, вступил в силу с 1 января 2009 года и до настоящего времени не обновлялся.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада
© Фото автора