Два совершенно разных человека, два музыканта, два инструмента, два профессионала. Они представляют собой поистине уникальный, как сами же и говорят, живой музыкальный организм. Саксофонистка Вероника Кожухарова и органистка Хироко Иноуэ представили на сцене Калининградской областной филармонии им. Е. Светланова неповторимую, яркую, глубокую музыкальную фантазию "Сновидения".
Инициатором и действующим лицом сразу двух грандиозных проектов Калининградской областной филармонии стала Хироко Иноуэ. Один из них называется "Сновидения", где органистка выступает в неожиданном дуэте – вместе с саксофонисткой Вероникой Кожухаровой. Второй проект называется "В память о Фукусиме" и посвящен страшным событиям в Японии 2011 года – крупнейшей радиационной аварии, произошедшей в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами.
Хироко Иноуэ о концерте "В память о Фукусиме":
"Этот концерт прозвучит в память о тех людях, которые погибли при страшных событиях 2011 года. Мы также намерены помочь тем, кто нуждается, ведь музыкальный вечер "В память о Фукусиме" несет в себе и благотворительный характер – всем желающим будет предоставлен номер счета, по которому можно сделать перечисления в Фонд помощи пострадавшим на Фукусиме.
Мы очень хотим, чтобы люди услышали наш призыв, прониклись состраданием. В программе прозвучат и современные произведения, переделанные на тему Средневековья. Зрители смогут ближе познакомиться с японской музыкой: например, в программу включены произведения Йошинори Мацудайра, Хиро Фцджикака ("Аква ритм" в двух частях с оркестром), Дубравиц ("Мы в одном доме живем") совместно с хором. Я вообще считаю, что в этой японской музыке есть русский дух. Кроме того, в концерте принимают участие талантливая пианистка Анна Ушакова и детский хор ДМШ им. Глиэра".
Но вернемся к первому проекту. Саксофон и орган – сложно представить, как будут звучать эти два музыкальных инструмента вместе. Но когда слышишь, как играют вместе Вероника и Хироко, создается ощущение невероятной легкости, волнения, искренности – они живут музыкой, они сами и есть музыка.
- Вероника, вы уже не в первый раз играете вместе с Хироко и в Калининградской филармонии?
- Совершенно верно. В зале Калининградской областной филармонии мы с Хироко играли программу "С любовью к…", а затем записали диск, который разошелся с большим успехом в разных странах. Поэтому этот зал мне очень дорог, он стал мне родным, и мне всегда приятно сюда возвращаться.
- Почему у проекта такое необычное название – "Сновидения"?
Григорий Ковалев, директор проектов Вероники Кожухаровой:
- Название проекта "Сновидения" принадлежит Веронике. Дело в том, что программа, которую подготовили Вероника и Хироко, – нечто принципиально новое для обоих музыкантов и для зрителей, конечно же. В программе звучат произведения двух современных композиторов. Один из них – Дени Бедар, француз по рождению, в настоящее время он живет в Канаде.
Знаете, есть такая тенденция в современной музыке – современные композиторы очень часто забывают о настоящем предназначении музыки. Тем не менее музыка Дени Бедара связана корнями с французскими традициями, и это очень хорошо слышно в его музыке.
И второй композитор, тоже ныне живущий, – Элия Соколов. В программе прозвучит его произведение "Five dreams" – это сочинение в духе минимализма, причем именно такого, как мы себе и представляем – минимализма картинного и образного. Возможно, именно поэтому Вероника и предложила название "Сновидения", которое очень хорошо подошло ко всей программе.
Вероника Кожухарова:
- Один философ сказал: "Наша жизнь - это сон, сон является нашей жизнью". Я всегда очень внимательно прислушиваюсь ко всем отзывам, которые бывают после моих концертов. Люди говорят о том, какие они видели образы, что им представлялось, когда они слышали, как я играю, когда звучала музыка. И это было очень здорово собрать все в совокупности и назвать это "Сновидения".
- Расскажите поподробнее о вашей новой программе "Сновидения"!
- Григорий уже рассказал о музыкантах, чьи произведения прозвучат в нашей программе. Это музыка написана специально для саксофона и органа, и нужно понимать, что в мире таких музыкантов – действительно единицы.
Особо хочу отметить музыку Элия Соколова. По моему мнению, его талант заключается в том, что в его произведениях нет солиста и концертмейстера. Есть два абсолютно полноценных музыкальных инструмента, два человека, где и орган, и саксофон вместе создают живой организм под названием "музыка". Есть и гармония, и борьба – все как в жизни, как у людей, и это уникально. Это тот редкий случай, когда не нужно разбирать музыку – сразу понятно, о чем она.
Также в этой программе мы не могли обойти стороной другого великого композитора – Астора Пьяццоллу. В том произведении, которое сыграем мы, изначально солирующей была скрипка, и я сделала переложение для саксофона.
- У вас такой плотный график – гастроли, мастер-классы, благотворительность. Откуда же вы берете силы?
- Я не могу себя представить вне сцены. Мы очень много ездим, выступаем перед разной публикой, и это очень заражает. И именно благодаря публике мы получаем такую колоссальную энергетику, что хочется еще и еще. Но какой бы ты ни был популярный и известный, никогда не нужно превозносить себя над другими, общаться с людьми свысока.
Я помню очень поучительную историю. У Юрия Башмета всегда была мечта отыграть концерт и уйти в полной тишине – без единого аплодисмента в зале, без единого звука со стороны зрителей. Это очень сложно. И один раз в жизни это желание исполнилось. Он играл концерт и настолько отдался музыке, начал импровизировать, менялся сам. Когда музыка смолкла, он подумал, что сейчас разразится гром аплодисментов, но зал не издал ни единого звука. И тогда Юрий Абрамович ушел со сцены в полный тишине, как и мечтал. Позже он признавался, что испытал тогда фантастическое чувство, не сравнимое ни с чем.
Может быть, я и соглашусь с этим, но пока мне не довелось испытать нечто подобное.
- Вероника, а расскажите о вашей работе с Хироко и Чулпан Хаматовой!
- Работать с Хироко – это невероятные ощущения. Этот человек, эта хрупкая с виду женщина – настоящий профессионал. С ней невероятно интересно и комфортно работать! Она тонко чувствует и знает, где нужно отступить в музыке, где, наоборот, усилить. Очень часто бывает, что музыканты не срабатываются, тут же у нас с Хироко получилось полное взаимопонимание.
Что касается Чулпан, то с ней у нас есть новый проект "Когда в души идешь - как в руки…" на стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. Также у нас был совместный проект с Чулпан и Хироко, где звучат произведения японских авторов. Чулпан настолько чувствует слово, переживает каждое мгновение на сцене – невероятная энергия, вера, сила. Этот проект был и интересен, и сложен, и драматичен одновременно, просто на разрыв.
- Насколько тесно прикрепляется название к программе, и может ли оно измениться? Может ли в эту программу включаться музыка других композиторов?
Вероника Кожухарова: - Чисто теоретически, я думаю, это возможно. С другой стороны, наверное, нет. У меня такое ощущение. Возможно, мы добавим какие-то миниатюры, но основа, непременно, останется.
Григорий Ковалев: - Есть просто два уникальных момента. Первый момент касается творчества этого тандема – Вероника и Хироко. Дело в том, что у них есть такая негласная договоренность: Хироко не играет ни с каким другим саксофонистом, кроме Вероники, а Вероника, в свою очередь, не играет ни с каким другим органистом, кроме Хироко. Эта творческая преданность становится еще более ценна, когда слушаешь их выступление.
Второй важный момент – у этого творческого организма, дуэта Хироко и Вероники, есть уникальное право исполнять музыкальные композиции современных авторов, которые сами дали на это согласие.
Что касается возможности для смены программы, может быть, и да, все течет, все меняется, страна у нас большая. У нас запланированы выступления в Казани, Перми, других городах. Мы ведем переговоры и о концертах за рубежом (в том числе в Германии, Англии), так что в зависимости от города или страны возможны какие-то изменения в программе. Это лично мое мнение.
Вероника Кожухарова:
- Не думаю, что нужно перечислять все города, ведь наше главное правило таково: "Мы будем играть там, где будем точно знать, что людям это нужно, этого хотят, там, где нас действительно ждут".
© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад