“Ленинский должен превратиться в пропешеходный, человеческий, проспект”, - заявил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. Градостроительный совет муниципалитета рассмотрел концепцию обновления главной деловой магистрали столицы региона. Эскиз представил архитектор Олег Копылов.
«Ленинский должен превратиться в пропешеходный, человеческий, проспект», – заявил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. Градостроительный совет муниципалитета рассмотрел концепцию обновления главной деловой магистрали столицы региона. Эскиз представил архитектор Олег Копылов.
В магазины – только со вторых этажей
Отсутствие барьеров станет одним из главных принципов пешеходных зон Ленинского проспекта. Отдельное внимание архитекторы уделили проектам мощения и материалам для пешеходных покрытий бульваров вокруг магистрали. Еще одним шагом к порядку на Ленпроспекте станет унификация.
«Это прежде всего торгово-пешеходная зона, но фасады первых этажей и витрины слишком разнородны», – продолжил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне.
«Очень важным является решение первых этажей проспекта: мы предлагаем пристроить к ним витрины на два с половиной метра, отдать это собственникам и заставить их спрятать свои ужасные лестницы внутрь, – заявил руководитель группы новых проектировщиков проспекта, архитектор Олег Копылов. – То есть заходим в красивые стеклянные двери здания с уровня благоустройства, а потом поднимаемся в магазин. Так получится причесать чрезмерное разнообразие витрин и «плюрализм», который тут нам не нужен».
Дорогу до «Родины-матери» сузят
Реконструкция Ленинского проспекта изменит и законы движения по нему.
«Сегодня на Ленинском проспекте мы имеем ширину полосы проезжей части до 3 м 80 см, но предлагаем сузить ее до 3 м 10 см, – продолжил архитектор Олег Копылов. – Таким образом, получится легальная безопасная стоянка вдоль улицы. Вторую полосу предлагаем отдать общественному транспорту. Однако это можно сделать только на этом локальном отрезке Ленинского проспекта».
Предусмотрен и альтернативный вариант сужения проезжей части Ленинского проспекта. Ее крайние полосы могут отдать под велодорожку. Трек планируется оборудовать подсветкой. Дорожка может быть выложена черными и белыми польскими бетонными плитами в шахматном порядке.
Изменение рядов трафика по основной деловой магистрали, по словам главного архитектора, оправдается.
«С некоторых отрезков этого проспекта нужно снять функцию транзитной магистрали, – заявил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. – Ленинский должен в большей степени переориентироваться на пешеходов и велосипедистов, на человека без автотранспорта. Работа, которую мы рассматривали на Градосовете в такой связи (концепция архитектора О. Копылова – прим. Русского Запада), соответствует этому тренду».
Движение внутри кварталов усилят
Власти намерены переориентировать часть движения на улицы внутри кварталов между Ленпроспектом и ул. Пролетарской. Ведущие архитекторы предложили для этого ул. Соммера.
«Улицу Соммера нужно открыть для движения машин, как это было когда-то», – заявил член правления Союза архитекторов Калининградской области Сергей Гулевский.
«Жители домов на ул. Соммера были категорически против автомобильного движения по этой улице, – возразил главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. – Они не хотели видеть из окон других людей, не хотели, чтобы под окнами парковались машины».
Тем не менее главный архитектор и его команда не отказались рассмотреть другие варианты усиления движения внутри кварталов. Возможно, оно будет увеличено на ул. Иванникова. Хотя четких решений на сей счет в мэрии пока нет. Зато известно, где благоустроят пешеходные зоны.
К танку – мимо «Железных людей»
Градостроительный совет Калининграда рассмотрел концепцию пешеходной зоны ул. Рокоссовского – ул. Соммера. В районе ул. Иванникова и выхода на Ленинский проспект градостроители предложили организовать мощенную брусчаткой площадь для небольших районных праздников.
Бульвар в начале ул. Рокоссовского предлагается начать с плоской металлической скульптуры «Плоские люди». Плоские люди должны изображать силуэты женщины с ребенком, бизнесмена и велосипедиста. Сталь и ржавчина – так представила материал для этой малой архитектурной формы участник некоммерческого градостроительного партнерства «Сердце города» Ольга Мезей. Она же предложила круглые и квадратные вазоны для кустов, которые должны ограничить возможность для парковки.
Мезей предложила сохранить деревья зеленой зоны и соединить пешеходные зоны улиц Рокоссовского и Соммера. Бульвар, по словам градостроителя, должен быть оснащен скамейками нескольких видов. Среди них – «стояче-сидячие» скамейки для молодежи, о которые можно лишь облокотиться, а также лавочки в несколько уровней.
Обновление охватит и скверы. Таким статусом наделены общественные пространства напротив бывшего магазина «Ромашка», в районе ул. Барнаульской и на расширении перед монументом «Родина-мать».
«Мы предлагаем асимметричный вариант решения планировки площади напротив бывшего «Инвестбанка» (Ленинский проспект, 28, – прим. Русского Запада), – рассказал архитектор Олег Копылов. – Предлагается большое общественное пространство с фонтанами, террасами озеленения и деревянными площадками для отдыха. А на углу Ленинского проспекта и ул. Барнаульской мы попытались спроектировать общественное пространство под существующий там диагональный проход».
Авторы обновления проспекта подчеркнули эту функцию сквера мощением – на контрасте полос терракотовой и серой плитки.
«Сегодня в начале ул. Барнаульской – неухоженный розарий, а мы предлагаем выявить там новую структуру и организовать у сквера парковочные места, – продолжил Копылов. – Нужно проработать и остановку общественного транспорта».
Фонтан, который станет нонсенсом
Реконструкция Ленпроспекта уже породила как минимум один конфуз и один нонсенс. Нонсенс – это идея фонтана на закругленном повороте с проспекта на ул. Черняховского. Сколько копоти и мусора будет оседать в этом фонтане, знают, похоже, только завсегдатаи этого перекрестка – бомжи. Конфуз реконструкции в том, что она не увязана с концепцией «Сердце города».
«Это протокольный маршрут ЧМ-2018, на основании этой визуализации будет бюджетно-правовая реализация проекта», – пояснил главный архитектор Калининграда В. Генне.
Представители бюро «Сердце города» оказались в недоумении. К ним проектировщик не обращался. Хотя территории совпадают. Главный архитектор Калининграда счел это замечание справедливым.
Калининградский Градосовет пожелал проекту Копылова не уподобляться тому, что сделано в столице Марий Эл. Архитекторы привели ее в качестве негативного примера: «Там применили архитектурные стили из всех европейских городов. Обывателям нравится, но это не архитектурное событие, а скорее нонсенс».
Член правления регионального Союза архитекторов Сергей Гулевский пожелал проекту Ленпроспекта быть «понордичнее».
«Кучеряшки нужно убрать, излишние украшения», – резюмировал презентацию Копылова архитектор Сергей Гулевский.
«Сильно разнообразить картину в пределах одного градостроительного комплекса нельзя, иначе мы его потеряем», – поддержала коллегу участник градостроительного бюро «Сердце города», архитектор Ольга Мезей.
© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Петр Старцев
© Эскизы Олега Копылова