Алкогольный рынок, подвергнутый жесткому государственному регулированию, всегда считался зоной риска, даже в эпоху экономической стабильности. Ранее, в докризисный период, рынок алкогольной продукции в России имел тенденцию к бурному росту и развитию, но в последние годы ситуация кардинально поменялась.
Заставить меньше пить
Государственное регулирование и контроль, изменение потребительского спроса, лицензирование на производство и торговлю, повышение акцизов, контрафакт – это основные факторы, подвергающие алкогольную отрасль России серьезным испытаниям. При этом порядка 40% всего объема продаж алкогольной продукции составляют водка и ликеро-водочные изделия, и именно в этом сегменте возникают самые серьезные сложности в части производства и реализации.
Рост минимальной розничной цены и увеличение ставки акциза за последние три года привели к значительному удорожанию розничной цены на водку. В 2011 и 2012 годах 0,5 литра водки стоили минимум 98 и 125 рублей соответственно, в 2013 году – 170 рублей, в 2014 минимальная цена составляла 199 рублей, а с августа 2014 года по январь 2015 года - 220 рублей.
С 1 февраля 2015 года минимальная цена на водку снизилась до 185 рублей за бутылку. Такое решение эксперты объясняют борьбой с контрафактом. Однако в целом реакцией на повышение минимальной цены за последние годы стало падение легального рынка крепкого алкоголя уже в 2013 году.
Рост цены на водку декларируется как способ заставить россиян меньше пить: к 2020 году потребление алкоголя на душу населения должно быть снижено на 55%. О "побочном эффекте" в виде наполнения бюджета технично умалчивается, но цифры говорят сами за себя: в 2004 году от всех видов акцизов и сборов с производителей и импортеров алкоголя бюджет получил 12 млрд рублей, а в 2013 году – уже 116 млрд рублей.
«Паленка» рулит
Между тем кризис внес свои коррективы в план снижения доступности и потребления алкоголя. Сделать выбор в сторону «паленой» водки граждан заставляет не столько повышение стоимости продукции легально работающих заводов, сколько снижение их собственных доходов. По данным Росстата, в 2014 году реально располагаемые доходы россиян упали впервые с 1999 года. Статистика показывает, что в 2014 году в России было произведено 66,6 млн дал (декалитров) крепкого алкоголя, а продано через легальные магазины более чем в 1,5 раза больше — 103,9 млн дал. Недостающие 37,3 млн дал водки — объем нелегального рынка. И это только официальные данные. Так что подсчитать реальные потери бюджетов всех уровней в результате деятельности теневиков — практически невозможно. Но они исчисляются сотнями миллиардов рублей.
Причем, как утверждают эксперты, нелегальную водку разливают не в подвале, а на настоящих, официально зарегистрированных заводах. На часть продукции наклеиваются настоящие акцизные марки, а на другую часть — фальшивые. Выявить такое нарушение крайне затруднительно.
В общем и целом в отечественной системе государственного учета винно-водочной продукции существуют гигантские дыры, сквозь которые нелегальный алкоголь идет на полки магазинов, а тем самым убивается легальное производство качественных вин, коньяков, бренди и водки.
Законы мешают
Как уже говорилось выше, в самом конце декабря 2014 года Росалкогольрегулирование пошло на беспрецедентную меру, снизив минимальную цену на водку с 220 до 185 рублей за 0,5 литра. Однако акциз остался на прежнем уровне: с каждой бутылки государство получает 100 рублей. Так что легальная водка не подешевела, а причиной тому стала, как все уже привыкли, девальвация рубля. Вслед за валютой подорожали пробки, полиграфия для этикеток и обслуживание оборудования.
Вместе с тем с начала 2015 года вступил в силу ряд федеральных законов, еще более ужесточающих контроль над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: рост акцизов, введение минимальной цены на водку для розницы, обязательная переработка и утилизация барды (основного отхода спиртового производства) и т. д.
По мнению экспертов, все эти нововведения осложняют работу производителей. Нормы главным образом усиливают финансовую нагрузку на предприятия, что к концу текущего года может привести к повышению цен на крепкие напитки на 10% и более.
Ряд аналитиков считают, что государственные реформы будут способствовать дальнейшей консолидации рынка крепкого алкоголя, в первую очередь за счет усиления позиций крупных легальных федеральных операторов. Вполне вероятно, что одним из косвенных последствий может стать дальнейший рост доли федеральных производителей на локальных рынках. В регионах же полагают, что введение минимальной стоимости водки коснется дешевой ввозной продукции, то есть цена местной и ввозной дешевой водки станет одинаковой. Предпочтения населения традиционно останутся на стороне продуктов местных заводов, поэтому в этом году доля региональных производителей начнет расти.
Одновременно с этим все легальные участники рынка (и федеральные, и региональные) всеми силами пытаются добиться либо снижения акциза, либо получения каких-либо преференций, но пока безрезультатно. В свою очередь, государство оказалось в двойственном положении: с одной стороны, стоит цель сократить потребление алкоголя в стране, что само собой подразумевает снижение производства, а с другой стороны - необходимо поддерживать легального отечественного производителя. В какую сторону будет сделан выбор, со временем станет понятно.
Кроме того, работать и продвигать свою продукцию на рынке, чтобы побеждать в конкурентной борьбе, игрокам рынка стало гораздо труднее, поскольку были приняты поправки в закон, запрещающие рекламу алкоголя в печатных СМИ, на ТВ и радио. Все бюджеты, которые алкогольные компании тратили на рекламу, теперь стали направляться на трейдмаркетинговые мероприятия, на продвижение продукции непосредственно в торговых точках. Полки, однако, имеют ограниченное количество вмещаемой продукции, а потому конкурентные условия для продукции на полках становятся жестче.
Лицензия подорожала
А между тем в 2015 году стала дороже и алкогольная лицензия. По логическому смыслу самым доходным сегментом алкогольного бизнеса является промышленный сектор. Лицензия на производство этилового спирта и крепкого алкоголя обойдется теперь в 9,5 млн рублей. Стоит отметить, лицензия на производство вина и спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции стоит значительно дешевле – всего лишь 800 тыс. рублей.
Следующим звеном алкогольного бизнеса являются оптовики. Лицензия на закупку, хранение и продажу алкоголя стоит 800 тыс. рублей. При этом Налоговый кодекс не разграничивает разные виды продукции - просто алкоголь или спиртосодержащая пищевая и непищевая продукция. Стоимость оптовой лицензии в любом случае составляет 800 тыс. рублей.
И наконец, самый большой сегмент алкогольного бизнеса – розница. В 2015 году стоимость розничной лицензии на алкоголь составляет 65 тыс. рублей за каждый год (максимальный срок действия лицензии — пять лет). Исходя из того, что получение лицензии на алкоголь – процесс трудоемкий, розничный бизнес стремится получить официальное разрешение на максимальный срок. Таким образом, получение розничной лицензии на алкоголь в 2015 году на максимальный срок обойдется в 325 тыс. рублей.
Вражеский импорт: запретить нельзя оставить
Не так давно озвучивались инициативы введения запрета на ввоз в Россию алкогольной продукции, произведенной в государствах, наложивших санкции против России.
Цены на импортные градусосодержащие напитки в России выросли еще до Нового года на 20%. И хотя зарубежные импортеры отмечают, что поставки их продукции в РФ с начала года сократились приблизительно на 20%, они все же не теряют оптимизма и не намерены покидать российский рынок.
По данным представителей розничных торговых организаций, из-за обвала рубля импортный алкоголь растет в цене. Многие эксперты рынка отмечают, что по итогам первого квартала по сравнению с аналогичным периодом 2014 года импортный алкоголь подорожает до 40-50%.
С полной уверенностью можно констатировать, что импортный алкоголь в сегменте «премиум» будет дорожать – это и элитные французские коньяки, и европейские вина, и американские бурбон и даже пиво. Этот тренд объективен, что связано опять же с девальвацией рубля по отношению к доллару и евро.
Многие наивно полагают, что сокращение импорта и его подорожание дают шанс отечественным производителям. Но проблема в том, что качественный алкоголь в России чрезмерно дорог, да и качество его оставляет желать лучшего. Производство алкоголя в России в принципе строилось как отрасль для «простого народа», а на это еще накладывается и засилье контрафакта.
По данным Росстата за первое полугодие 2014 года, на импортные вина пришлось 39,5% всего российского рынка. За первую половину года в страну ввезено 11,1 млн дал вина в бутылках. На Старый Свет приходится 62% общего винного импорта и 24,47% винного рынка России.
Второе место в импорте занимает продукция Италии, на которую приходится 14,91% импорта, Испании - 14,85%. Среди стран Нового Света (США, Чили, Аргентина, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия) крупнейшим импортером является Чили с долей 5,1%, у Аргентины - 1,71%, у ЮАР - 1,07%.
Хочется верить, что разговоры о запрете импортного алкоголя - это все лишь «пугалки», потому как качественный алкоголь за много лет завоевал своего потребителя в России, которому вряд ли захочется переходить на отечественное «пойло», даже самого высшего качества.
Алкоголь как статья семейного бюджета
Несмотря на призывы отечественных политиков и общественных деятелей ограничить или запретить ввоз алкогольной продукции из Европы и США и даже несмотря на прогнозируемый рост цен на отечественную и импортную продукцию в 2015 году, алкогольный рынок России, скорее всего, будет расти.
Об этом свидетельствуют данные Росстата: эксперты выяснили, какую часть семейного бюджета занимают расходы граждан на алкогольную продукцию и табачные изделия. Россияне по итогам исследования тратят на алкоголь и табак около 2,6% семейного бюджета и по этому показателю находятся в рейтинге на 20-м месте - рядом с Польшей и Норвегией.
В заключение следует отметить, что страной с самой низкой долей семейных расходов на вредные привычки является Швеция – потребители тратят всего 1,2% своего бюджета. Самая высокая доля расходов на табак и алкоголь у жителей Румынии – 5,9% от общих расходов на потребление. Далее следует Сербия с 4,5%, а также Греция и Турция с 4,2%.
© Информационное агентство Русский Запад