На фоне мировой борьбы с курением российский табачный рынок переживает далеко
не лучшие времена. С одной стороны, табачные компании «давят» антитабачный
закон и повышение акцизов, с другой – засилье нелегальной продукции оказывает
серьезное влияние на рыночную ситуацию.
Вот уже почти два года мы живем при действующем законе "Об охране здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления
табака". Табачные компании лишились практически всех инструментов для
продвижения своей продукции.
Так, запрещена реклама табачных изделий, в том числе косвенная, с демонстрацией
процесса курения в кинофильмах и передачах, а также промоакции и спонсорство. В
обязательном порядке производителям необходимо наложение изображений о вреде
курения на пачки сигарет, а курение в общественных местах существенно
ограничено.
С 1 июля 2014 года действует запрет на продажу табачных изделий в небольших
торговых точках (до 50 кв. м) и сигаретных киосках. Эти запретительные меры
более всего ударили по мелким торговцам. По данным аналитиков Nielsen, порядка
40% выручки подобных торговых точек приходилось именно на сигареты.
Кроме того, Россия стала десятой страной в мире, где введен запрет на выкладку
сигарет на витринах магазинов (внедрен Blind Market - «слепой рынок»). Теперь
потребителям в местах продаж сигарет доступен лишь стандартный каталог с
продукцией всех табачных компаний: названия марок напечатаны в алфавитном
порядке одним шрифтом и размером, без использования рисунков и логотипов.
В результате всех антитабачных мер по итогам 2014 года табачный рынок РФ сократился
на 9,2% - до 310,6 млрд штук сигарет. При этом объем поставок сигарет в Россию
в 2014 году сократился на 3,5% - до 84,9 млрд единиц.
Другие эксперты объясняют сокращение рынка неблагоприятными эффектами от
повышения цен на табачную продукцию и ослаблением экономики страны. По данным
одного из крупнейших в мире производителей табачной продукции - компании Philip
Morris International (PMI), в 2015 году снижение табачного рынка в России
составит еще 8-10%.
Одновременно с сокращением рынка цены на табачные изделия продолжат свой
рост. Так, табачные компании предоставили в Федеральную налоговую службу новые,
более высокие, максимальные розничные цены на сигареты. Прежде всего это
связано с плановым повышением акцизов, а также с тем, что россияне все больше
отказываются от курения. В свою очередь, производители табачных изделий
всячески пытаются избежать резкого сокращения прибыли. По данным экспертов, в
среднем одна пачка сигарет подорожает на 5-7 рублей. Это будет уже второе
повышение цен в 2015 году. На кошельках курильщиков второе повышение
отразится примерно в апреле – мае 2015 года. В настоящее время розничная
торговля распродает запасы табачных изделий по старым ценам.
Следует также отметить, что лояльность российских потребителей к брендам
сигарет весьма высока. Более 95% покупателей не интересуются ассортиментом
табачной продукции магазина, а при покупке называют конкретный бренд.
Между тем, по мнению экспертов, акцизы на табак в России по-прежнему еще
низкие, и здесь есть куда расти. Сейчас акцизы в РФ составляют 1250 рублей за
1000 штук. На 2016 год в Налоговом кодексе заложена минимальная ставка акциза -
1600 рублей. Для сравнения: в таких странах, как Румыния и Болгария,
минимальный уровень налогообложения сигарет с 2014 года составляет 90 евро за
1000 сигарет (порядка 6000 рублей).
«Акцизы, конечно, повышать нужно, но делать это надо разумно, с учетом акцизной
политики соседних стран, с учетом покупательной способности населения, чтобы не
толкать его к поиску нелегальной продукции и не создавать искусственным
способом спрос на нее», - говорит представитель одной из крупнейших табачных
компаний.
Нелегальную продукцию эксперт упомянул неслучайно, так как это еще одна
серьезная проблема российской табачной отрасли. Контрафакт все больше заполняет
отечественный рынок. В некоторых приграничных регионах РФ доля нелегальной
продукции выросла более чем на 50%. Производители подделок увеличили свое
производство в четыре раза, что подвергает здоровье российских курильщиков еще
большему риску.
По данным исследований компании TNS, доля нелегальной табачной продукции на
российском рынке за 2014 год увеличилась более чем в полтора раза - до 2,7%. В
натуральном выражении продажи нелегального табака составили 7,7 млрд штук
сигарет, или около 385 млн пачек. Потери государства от такого объема
контрабанды и контрафакта превышают 11 млрд рублей недополученных налогов
(акциза и НДС).
В частности, табачная продукция без российских акцизных марок заняла угрожающую
долю в регионах, граничащих с Республикой Беларусь (Брянская и Смоленская
области). Здесь почти каждая десятая табачная пачка – нелегальная, и почти
каждая пачка подделки, имитирующая продукцию известных брендов, произведена в
Беларуси.
В граничащих с Казахстаном регионах России (Саратовской, Самарской,
Оренбургской и Челябинской областях) доля контрафактных сигарет за год
повысилась более чем в три раза - с 0,3% до 1%. На Северном Кавказе (в республиках
Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея и Северная Осетия - Алания) доля
фальсификата составила 0,7%. Эксперты отмечают, что тенденция роста
контрабандных поставок представляет серьезную угрозу для российской табачной
промышленности. Создается существенный дисбаланс цен, и при таких условиях
легальные поставщики не имеют возможности конкурировать. При этом главным
стимулом для развития подпольных табачных производств в России остается резкий
рост акцизов (в четыре раза за последние пять лет).
«Чем выше доля налогов в цене пачки сигарет, тем больше прибыль
нелегальных производителей. Сейчас больше половины цены средней пачки сигарет
составляют налоги – акциз и НДС. Подпольные производители не платят их и
получают колоссальную прибыль. Их методы становятся все более изобретательными:
помимо подделок известных марок, они освоили выпуск собственных нелегальных
брендов и акцизных марок», - говорит Александр Лютый, директор по корпоративным
отношениям компании «БАТ Россия».
Кроме того, эта тенденция также бьет по всем положительным результатам действия
антитабачного закона в части сокращения курения и оздоровления нации. Засилье
контрафакта делает сигареты более доступными для потребителя, в том числе и
среди несовершеннолетних.
© По материалам rbcdaily.ru, Прайм, rg.ru, expert.ru